Гордость ВМС НОАК (эта аббревиатура расшифровывает Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая), первый китайский авианосец собственного производства Туре 001А, намедни вышел в открытое море во второе тестовое плавание для проведения испытаний. Сообщается, что он покинул порт города Далянь, предположительно из Люйшуня, либо из его окрестностей. Географические подробности в данном случае не случайны. Далянь одно время был известен как город Дальний, основанный русскими в 1898 году, а Люйшунь — бывший Порт-Артур. Есть «национальная привязочка» и к самому авианосцу — при ближнем рассмотрении это все тот же модернизированный проект 1143.6 «Кречет», проектную документацию на который китайцы выкупили в 90-е годы у Невского проектного конструкторского бюро.
В общем, гордиться за китайские авианосцы могут и российские, а скорее советские, конструкторы военно-морских кораблей такого класса. Тем более, что и первый авианосец в КНР, Ляонин, появился из недостроенного корабля того же класса, который был продан им Украиной (недостроенный авианесущий крейсер «Варяг»), получившей корпус в наследство при разделе Советского Союза. И, скажем, если бы Китай смог выкупить документацию на американский авианосец «Энтерпрайз» (в самих США к его строительству еще не приступили), то в Поднебесной он бы быстро стал его качественной копией.
Новый китайский авианосец, который действительно полностью построен на национальных верфях, пока не имеет оригинального названия и именуется как Туре 001А, хотя изначально предполагалось назвать его Шаньдун. Неофициальное название ??? (в иероглифах взято из открытых источников) звучит как «пипися», буквально — «рак-богомол». И если первый китайский авианосец Ляонин, вошедший в состав ВМС НОАК в сентябре 2012 года, используется в большей степени как учебный корабль, то нынешний будет предназначен для реальной боевой службы в просторах Мирового океана и соберет вокруг себя авианосное крыло, способное к выполнению крупномасштабных операций на море.
Несмотря на то, что китайский «пипися» по своей конструкции в значительной степени повторяет проект 1143 (к нему относится и российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»), корабль имеет свою модификацию и усовершенствования. Он оборудован улучшенным радаром, может переносить больше боеприпасов и топлива, на борту несет больше самолетов (палубные истребители Shenyang J-15) и вертолетов — около 30?40 единиц. Параметры классические для подобного проекта — водоизмещение 31?900 тонн (стандартное, полное более 40?000 т.), длина 273 метра, ширина полетной палубы 51 метр, котло-турбинная установка позволяет развивать скорость до 30 узлов при мощности 180?000 л.с., экипаж до 1300 человек, автономность плавания 45 суток.
Китай, как морская держава, активно стремится к господству в Мировом океане. Вот что можно было услышать о флоте КНР еще пару десятков лет назад? На обывательском уровне он представлялся рыболовными джонками или устаревшими катерами еще советского производства. На сегодняшний день все кардинально изменилось — военно-морской флот Китая насчитывает в своем составе около 300 тысяч человек и образован в три крупные военно-морские группировки, в составе которых есть как надводные, так и подводные корабли, авиация и подразделения береговой охраны, плюс морская пехота. Теперь можно говорить уже и о авианосной компоненте. Причем вопрос ее создания нескольких десятков лет.
И, если скажем, история авианосцев США ведет свое начало с 1913 года («Ленгли», потоплен в 1942 году у острова Ява), а всего было построено 69 кораблей этого класса, из которых сейчас в составе флота 11 авианосцев (заложен «Джон Ф. Кеннеди» и подписан контракт на «Энтерпрайз»), то китайский флот считается одним из молодых в мире и такими достижениями похвастать не может. Пока не может. Действующие американские авианосцы частично простаивают на самой большой в мире военно-морской базе в Норфолке по причине технических неисправностей (большей частью атомные корабли «первой волны» типа «Нимиц»), да и сама военно-морская доктрина США претерпела некие изменения. В первую очередь из-за эффективных средств поражения «плавающих аэродромов», которые есть у российской, а теперь уже и китайской армии. Авианосцы стали более уязвимыми и с их помощью поддерживать мировое господство все труднее.
Китай, как видится, распыляться силами по всему миру не собирается. Тут задачи более скромные — их нынешний уровень ограничивается тихоокеанским регионом, Океанией. Хотя вот и до Средиземного моря добрались со своей эскадрой, чем помогли России несколько остудить пыл США в отношении Сирии. И развитие авианосного флота Китай несомненно продолжит, в том числе как оружие сдерживания. Можно не сомневаться, что китайцы в ближней перспективе еще переплюнут здесь американцев если пока не по качеству, то по количеству точно.
В настоящее время в Даляне ведется строительство авианосца проекта Туре 002А. Вот этот корабль был действительно полностью спроектирован китайскими специалистами. Предполагается, что он получит атомную энергетическую установку и электромагнитную катапульту, позволяющую запускать самолет с палубы при помощи разгонной тележки. Предполагается, что этот авианосец будет построен в 2021 году, а в 2024-м его примут на вооружение. А дальше китайцы со свойственной им энергией будут клепать эти «пирожки» массово. Предполагается, что уже к 2030 году в составе ВМС НОАК будет 5?6 авианосцев и Китай станет второй после США страной в «клубе авианосцев».
Китай, последние новости: В Китае разработали уникальное оптическое зеркало с высокой точностью