У России есть два проблемных в военном отношении анклава – Крым и Калининградская область. Есть очень сложный во всех отношениях Северный Кавказ. Но тем не менее сложнее всего нам будет оборонять свои самые восточные территории.
Два огромных дальневосточных полуострова, Чукотка и Камчатка, с географической точки зрения являются частями Евразийского материка и основной территории России. Однако никаких наземных коммуникаций с Большой землей у них нет и ни в каком обозримом будущем не появится. Может быть, не появится и в необозримом будущем. Доехать по земле с материка до Чукотки и Камчатки как бы можно, но подобное мероприятие относится к сфере экстремального спорта. С точки зрения регулярного транспортного сообщения оба эти полуострова являются островами, до которых можно добраться только по морю и воздуху.
Ну а Сахалин и Курилы – это острова с любой точки зрения (впрочем, как ни странно, именно в случае с Сахалином есть хоть какой-то шанс дождаться моста или тоннеля с материка на остров, очень хочется надеяться на его воплощение в реальность, причем чем быстрее, тем лучше). По воздуху на острова можно перевозить только людей, грузы же – как гражданские, так и военные – исключительно по морю (по крайней мере в значимых количествах). В мирное время это является проблемой лишь в плане материальных затрат. В военное время снабжение островов возможно лишь при собственном господстве на море и в воздухе. Что нам, к сожалению, совершенно не гарантировано (особенно на море).
Данная ситуация значительно усугубляется тем, что и у самой «большой земли», то есть материковой части Дальнего Востока, огромные проблемы в плане связи с западной частью страны, где сосредоточены основные людские ресурсы и промышленный потенциал. Этот регион «висит» на одном Транссибе, который после Читы проходит в критически опасной близости от границы, а после Хабаровска – еще и от моря.
Наконец, еще одной проблемой является то, что Южные Курильские острова (Кунашир, Итуруп, Шикотан и гряда Хабомаи) – единственная часть территории современной России (не считая Крыма), на которую открыто и официально предъявляет претензии другое государство – Япония. В целом Вооруженные силы (ВС) Японии, разумеется, значительно слабее ВС РФ, но в регионе Дальнего Востока соотношение сил уже гораздо менее благоприятно для нас.
Исходя из описанной ситуации, на дальневосточных островах и полуостровах нам необходимо иметь очень сильные войсковые группировки уже в мирное время, чтобы в случае войны они как можно дольше смогли бы провоевать в полной изоляции, без всякого снабжения.
Сахалинскую область РФ (то есть Сахалин и Курилы) обороняет 68-й армейский корпус, основу которого составляет 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия – единственное соединение подобного типа в ВС РФ. Штаб дивизии находится в поселке Горячие Ключи на Итурупе. Там же дислоцирован вертолетный отряд (по одному вертолету Ми-8 и Ми-26) и 49-й пулеметно-артиллерийский полк. Две другие части 18-й дивизии размещены на Кунашире. Это батарея реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч» (две машины) и 46-й пулеметно-артиллерийский полк.
Всего на вооружении дивизии имеется 18 танков Т-72Б3 (только недавно они заменили последние в Российской армии танки Т-55), 36 152-мм самоходных артустановок (САУ) 2С5 «Гиацинт» и буксируемых орудий «Гиацинт-Б», полтора десятка РСЗО «Смерч» и «Град», около 30 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Тор-М2У» и «Стрела-10», а также 12 зенитных самоходных установок (ЗСУ) «Шилка».
Береговую оборону Курильских островов осуществляют два дивизиона 720-й ракетной бригады Тихоокеанского флота (ТОФ): дивизион противокорабельных ракетных комплексов (ПКРК) «Бастион» развернут на Итурупе, а дивизион ПКРК «Бал» – на Кунашире.
Собственно Сахалин, огромный по размерам, обороняет единственная 39-я мотострелковая бригада, на вооружении которой имеется 41 танк Т-72Б, полторы сотни БТР и МТЛБ, 36 САУ 2С5, 18 120-мм минометов 2С12 «Сани», 18 РСЗО БМ-21, 12 самоходных противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Конкурс», а также по 6 ЗРК «Стрела-10» и зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Тунгуска». Бригада усилена инженерно-саперным полком, зенитно-ракетным дивизионом ЗРС С-300В из состава 1724-го зенитно-ракетного полка (сам этот полк дислоцирован на материке, в Биробиджане) и 39-м радиотехническим полком. Кроме того, на Сахалине находится 230-я база хранения и ремонта военной техники, представляющая собой «свернутую» мотострелковую бригаду с танками Т-72, БМП-2, 152-мм САУ 2С3.
На Чукотке в настоящее время имеется лишь отряд разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Орлан-10» на аэродроме Угольный в Анадыре. Предполагается развернуть здесь дивизию береговой обороны, но совершенно неясно, когда это произойдет и произойдет ли вообще. И кому она будет подчинена – Восточному военному округу (ВВО) или Объединенному стратегическому командованию (ОСК) «Север».
На Камчатке вся военная и почти вся гражданская деятельность сосредоточена в Петропавловске-Камчатском и его городах-спутниках Елизово (военный и гражданский аэродромы) и Вилючинск (база атомных подводных лодок).
Именно на Камчатке базируются основные подводные силы ТОФ, поскольку только отсюда им обеспечено развертывание в открытый океан без преодоления различных проливов, принадлежащих не нам.
Здесь находятся пять ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (три старых ракетоносца проекта 667БДР – К-44 «Рязань», К-223 «Подольск» и К-433 «Георгий Победоносец», причем два последних в ближайшее время ожидает списание и утилизация, а также два новейших ракетоносца проекта 955 – К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах»), пять атомных подводных лодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 949А (К-132 «Иркутск», К-150 «Томск», К-186 «Омск», К-442 «Челябинск», К-456 «Тверь») и пять многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 971 (К-295 «Самара», К-322 «Кашалот», К-331 «Магадан», К-391 «Братск», К-419 «Кузбасс»). О ситуации в нашем подводном флоте вообще и на ТОФ в частности было подробно рассказано в статье «В деле обороны морских рубежей России есть проблемы» («НВО» от 05.10.18).
Надводные корабли Камчатской флотилии ТОФ предназначены для охраны подводных сил в их базе и обеспечения их беспрепятственного выхода в океан. Здесь базируются два малых противолодочных корабля (МПК) проекта 1124М (МПК-82, МПК-107), четыре малых ракетных корабля (МРК) проекта 12341 («Иней», «Мороз», «Разлив», Смерч»), два морских тральщика проекта 266М (МТ-264, МТ-265) и рейдовый тральщик РТ-471 проекта 1258.
Основу наземных сил на Камчатке составляет 40-я бригада морской пехоты. На ее вооружении имеется 10 танков Т-80БВМ, до 60 БТР-80/82А, около двух десятков САУ (120-мм 2С9 «Нона-С» и 122-мм 2С1 «Гвоздика»), по шесть РСЗО БМ-21, а также ЗРК «Стрела-10» и ЗСУ «Шилка».
Береговую оборону Петропавловска-Камчатского обеспечивает 520-я ракетная бригада ТОФ. В ее составе – один дивизион старого ПКРК «Редут» (восемь пусковых установок) и один дивизион современного ПКРК «Бастион» (четыре пусковые установки). Впрочем, возможно, «Редут» уже заменен на второй дивизион «Бастиона».
В Елизово развернута 7060-я авиабаза. На ее вооружении имеется примерно 10 перехватчиков МиГ-31, 3 противолодочных самолета Ил-38 (в том числе один модернизированный Ил-38Н), 1 ВКП Ил-22, 4 транспортных самолета Ан-12, 21 противолодочный вертолет Ка-27 и 7 многоцелевых вертолетов Ми-8. Также в Елизово дислоцирована 53-я дивизия ПВО в составе 60-го радиотехнического полка и 1532-го зенитно-ракетного полка с тремя дивизионами ЗРС С-400.
Учитывая степень угрозы со стороны Японии, Военно-морских сил США (а для Чукотки – также и группировки Сухопутных войск и Военно-воздушных сил США, развернутой на Аляске), а в очень близкой перспективе – ВМС и ВВС НОАК, сил ВС РФ, развернутых на восточной окраине России, совершенно недостаточно для их обороны, тем более в условиях длительной изоляции от снабжения с материка. В последнее время Минобороны предпринимает усилия для укрепления этой группировки, но пока в качественном плане ситуацию это мало изменило.