Быть или не быть Brexit, а если быть, то каким, а также какая политическая судьба ожидает «большого друга России» британского премьер-министра Терезу Мэй – всё это станет понятно по итогам намеченного на сегодня голосования в Палате общин по правительственному проекту соглашения о выходе Британии из Евросоюза.
Перспективы для Мэй и её кабинета – самые для них неутешительные. Как, впрочем, и для всей страны, уже испугавшейся своей смелости порвать с ЕС и отправиться в одиночное плавание. Многих британцев страшит становящаяся всё более реальной перспектива «развода» с ЕС без соглашения, «жёсткий» Brexit. В этом случае, как пишет газета The Guardian со ссылкой на данные Конфедерации британской промышленности (КБП), ВВП королевства сократится почти на 8%. Согласно выкладкам Банка Англии, продукты питания подорожают в среднем на 10%. Курс фунта стерлингов упадёт на 25%. Возникнет хаос на границах. Британии придётся заново заключать торговые соглашения с другими странами ЕС. Власти опасаются массовых беспорядков на почве проблем со снабжением, в связи с чем разработаны планы использования армии в полицейских целях…
Мэй явится «полуголой» в Палату общин
На минувшей неделе Палата общин приняла сразу два «антиправительственных» акта. Во вторник — поправку к закону о финансах, запрещающую казначейству выделять деньги на подготовку к «обвальному» выходу Британии из ЕС, без санкции парламента. За неё проголосовала не только лейбористская оппозиция, но и двадцать консерваторов, в том числе пять бывших министров. В среду Палатой общин был принят ещё более серьёзный по своим последствиям для Мэй законодательный акт: в случае отклонения 15 января проекта договора с ЕС кабинет Мэй должен будет предложить парламенту новый вариант в течение трёх дней, а не нескольких недель. И тут важно не то, что это, как все прекрасно понимают, невозможно, а то, что Палата общин забирает себе из рук Мэй контроль над Brexit.
Премьер реально теряет власть и знает это
Именно так, как фактическое отстранение от власти правительства Мэй, увидела сложившуюся ситуацию газета The Sunday Times, назвав происходящее «чисто английским заговором», хотя и достаточно редким, так как подобной ситуации не возникало в британском парламенте с конца XIX века.
На это указал Мэй главный парламентский организатор («кнут») тори Джулиан Смит, в записке которого констатируется: «Не имея возможности контролировать повестку дня, правительство не будет иметь контроля над Палатой общин, работой парламента и законодательством, необходимым для проведения правительственной политики». После чего Смит делает безжалостный вывод: в этом случае «правительство потеряет свою способность править».
Financial Times со ссылкой на свои источники в канцелярии премьер-министра назвала сложившуюся ситуацию «крайне серьёзной», поскольку в таком случае рядовые парламентарии получают возможность манипулировать со сроками Brexit, а то и назначить проведение повторного референдума, который понятно чем окончится – AntiBrexit.
Все взгляды – на Корбина
Утрата контроля над парламентом грозит Мэй также голосованием о вотуме недоверия её правительству, которое пообещал провести, причём в самом ближайшем будущем, лидер оппозиции – глава Лейбористской партии Джереми Корбин. В случае ожидаемого успеха этой инициативы неизбежны досрочные выборы, на которых лейбористы имеют отличные шансы победить, после чего они, скорее всего, начнут новые переговоры с Брюсселем по условиям Brexit, к чему сейчас склоняется Корбин, или объявят о новом референдуме, за что выступает большинство членов Лейбористской партии.
Мэй и Хант пугают британцев
Мэй прекрасно понимает, что от исхода голосования в парламенте во вторник по условиям «развода» Британии с ЕС зависит её карьера, политическая стабильность и экономическое благополучие страны. В интервью Sunday Express она предупредила, что её провал в Палате общин «будет катастрофическим и непростительным подрывом доверия к нашей демократии». Она предупредила, что Британия рискует покинуть ЕС, так и не определившись с условиями дальнейшего сотрудничества с сообществом, либо «столкнётся с риском так и не выйти из Европейского союза вообще».
О том же самом заявил несколько дней назад в эфире телеканала Sky News министр иностранных дел Британии Джереми Хант: «Если эта сделка (с ЕС) будет отвергнута, то наиболее вероятной будет угроза паралича Brexit. И если это случится, то никто не знает, что произойдёт дальше. Существует большой риск, и это волнует людей, что мы не сможем реализовать то, за что проголосовал народ».
Как отразится хаос в Британии на ЕС и России?
За драматической ситуацией в Лондоне внимательно следят в Брюсселе, поскольку разрыв между Британией и ЕС ударит больно и по последнему, хотя и не в такой степени, как по островитянам. В преддверии судьбоносного голосования в Палате общин руководство ЕС в лице главы Евросовета Дональда Туска и председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера направили письмо Мэй, которое можно счесть осторожной поддержкой британского премьера. Брюссель подтвердил готовность продлить переходный период после выхода королевства из ЕС, чтобы успеть подготовить соглашение о будущих отношениях и не обострять ситуацию на границе между Ирландией и Ольстером. Однако никаких гарантий не даёт.
Главное «достоинство» этого документа заключается в его пространном и труднопонимаемом для нормального человека содержании, что, как полагают наблюдатели, даст британскому правительству больше простора для различных интерпретаций и манипуляций с текстом в попытке убедить внутренних критиков в правоте курса кабинета Мэй. На такие вот уловки приходится пускаться Брюсселю и Лондону, чтобы избежать худшего.
Происходящее в Британии непосредственно касается и России, так как Лондон уже неоднократно демонстрировал, что будет отвлекать внимание британской общественности и её гнев в отношении заведших страну в тупик властей на антироссийские провокации, попытается покрыть издержки Brexit конфискацией связанных с Россией активов, остающихся в британской юрисдикции. Поэтому обосновавшиеся на другом берегу Ла-Манша большие и маленькие российские олигархи и их обслуга будут сегодня сидеть как на иголках.