Индия уничтожила пакистанский истребитель F-16, а Пакистан сбил два индийских самолёта, включая МиГ-21, и взял одного пилота в плен. В результате страны закрыли своё воздушное пространство, приостановлена работа международного аэропорта Исламабада и воздушных гаваней на севере Индии. Приведёт ли конфликт в Кашмире к полномасштабной войне между Исламабадом и Нью-Дели?
С чего всё началось?
Сегодняшние столкновения могут стать либо началом четвёртой индо-пакистанской войны, либо очередным длительным перемирием в ожидании следующей схватки. Пока что события развиваются по первому сценарию. 14 февраля в индийском штате Джамму и Кашмир террористическая группировка «Джаиш-е-Мухаммад» («Армия Мухаммеда») устроила теракт, в котором погибли 45 человек, в основном военные. Премьер-министр Индии Нарендра Моди обвинил в нападении Пакистан, так как террористы находятся на пакистанской территории. Моди потребовал от пакистанского премьера Имрана Хана принять меры против «Джаиш-е-Мухаммад». Исламабад свою вину отрицает и требует от Нью-Дели «доказательств».
Затем последовала серия угроз. Индия, как пострадавшая сторона, заявила о своём праве на самооборону и готовности нанести превентивный удар по боевикам на пакистанской территории. Исламабад предупредил, что выступает за мирный путь решения проблемы, но, если Нью-Дели посмеет начать боевые действия, он готов ответить на это применением вооружённых сил. Сказано – сделано.
26 февраля индийские ВВС начали масштабную операцию по зачистке пакистанской части провинции Кашмир от боевиков «Джаиш-е-Мухаммад». 12 многоцелевых истребителей «Мираж-2000», сбросив несколько управляемых бомб весом в 1 тонну, стёрли с лица земли лагерь боевиков. Погибли 350 человек.
«Точка невозврата» и три сбитых самолёта
Пересечение ВС Индии линии контроля в Кашмире, впервые с её создания в 1972 году, о котором официально заявил представитель вооруженных сил Пакистана Асиф Гафур, заставило Исламабад перейти от угроз к действиям. Утром 27 февраля были сбиты два индийских военных самолёта, нарушивших пакистанское воздушное пространство. Один из истребителей упал в индийской части Кашмира, второй – в пакистанском регионе Азад Кашмир. По словам Гафура, один из индийских пилотов взят в плен.
В свою очередь, Индия сбила пакистанский истребитель F-16, который, скорее всего, шёл на перехват индийских самолётов. По версии The Times of India, F-16 нарушал воздушное пространство Индии. Агентство ANI утверждает, что это произошло над Пакистаном в трёх километрах от линии разграничения. Известно, что пакистанский пилот успел катапультироваться и раскрыть парашют, но о его местонахождении и состоянии пока ничего не известно.
После инцидентов со сбитыми самолётами две страны закрыли свои аэропорты и приостановили воздушное сообщение. В частности, Пакистан остановил все внутренние и международные рейсы в столице, а также Лахоре, Мултане, Фейсалабаде и Сиалкоте. Индия закрыла небо над севером страны, включая аэропорт Амритсар.
Региональный расклад
Хотя спусковым механизмом стали действия с территории Пакистана, его власти меньше всех заинтересованы в обострении конфликта. В тот же день, когда террористы атаковали Индию, произошёл теракт в ещё одной соседней стране – Иране. От взрыва, устроенного базирующейся на пакистано-иранской границе террористической организацией «Джейш аль-Адль», погибли 27 иранских военнослужащих. Пакистанского посла «вызвали на ковёр в иранский МИД, а КСИР пригрозил Исламабаду «высокой ценой». С учётом разногласий с властями Афганистана, которые обвиняют Исламабад в покровительстве талибам, Пакистан сейчас фактически оказался в региональной изоляции.
Эта изоляция вписывается в американскую стратегию по ослаблению влияния Китая. КНР – исторический союзник Пакистана в деле сдерживания Индии и ключевой экономический партнёр. В юго-западном пакистанском городе Гвадар Китай построил глубоководный порт, через который получает дополнительный маршрут «Нового шёлкового пути» для поставок нефти из Персидского залива и экспорта своих товаров в Европу и Африку.
Обострение конфликта, в котором преимущество на стороне Индии, не только вписывается в геополитическую стратегию США, но и отвечает интересам американского ВПК. Вашингтону не нравится, что Нью-Дели закупает российские танки Т-90, истребители Су-30, интересуется покупкой МиГ-35 и Су-35 и в октябре 2020 года получит пять полковых комплексов систем ПВО С-400. Учитывая, что Москва с недавних пор поддерживает равнопартнёрские отношения и с Индией, и с Пакистаном, в случае эскалации поставки российского вооружения могут затянуться, и этим воспользуются американские компании.
Сложность российский позиции состоит в том, что, в отличие от США, Кремль не может себе позволить делать ставку на одну из сторон. Пакистан нужен России для решения афганского кризиса, в котором обе страны поддерживают вовлечение в переговорный процесс движения «Талибан». Союзник Пакистана – Китай вообще является крупнейшим торговым партнёром России. С другой стороны, страдающие от терактов, осуществляемых с территории Пакистана, Иран и Индия – союзники России. Тегеран – в сирийском конфликте, а Нью-Дели – ещё с советских времён.
Будет ли полномасштабная война?
Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков допускает даже применение сторонами ядерного оружия.
«Сейчас сложно предполагать, чем закончится эскалация. Если она будет развиваться по наихудшему сценарию, то может дойти и до крайней меры – обмена ядерными ударами. Любая провокация, в том числе инспирированная США, которую они будут отрицать, может привести к такому развитию конфликта. Это станет величайшей трагедией. Потому что Индия – это густонаселенная страна, так же как и Пакистан. Понятное дело, что ни той, ни другой стране эта война вообще не нужна», – рассказал Леонков.
Он обратил внимание на то, что военные действия происходят на фоне консультаций России, Индии и Китая по решению венесуэльского кризиса. Вероятно, США стремятся внести раскол между тремя членами ШОС и БРИКС.
Ответственность за обострение ситуации лежит на США, которые вышли из ДРСМД, а вероятность войны зависит от степени реакции международного сообщества, полагает председатель президиума общероссийской организации «Офицеры России» генерал-майор Сергей Липовой.
«Сейчас трудно предугадать, но при столкновении двух стран, обладающих ядерным вооружением, всегда есть опасность возрастания конфликта. Это ещё раз говорит о недальновидности США, в одностороннем порядке вышедших из договора о РСМД, вместо того чтобы укреплять его, включив туда Китай, Израиль, Индию и Пакистан. США разрушают систему ядерной безопасности – и тут же возникают конфликты, создающие опасность эскалации, несмотря на их локальность. И теперь крайне важна реакция международного сообщества, которое обязано призвать Индию и Пакистан к сдержанности», – отметил Липовой.
Кто сильнее?
У Индии – вторая по численности армия мира и, согласно Global Firepower Index, – четвёртая по мощи. Пакистанские ВС – шестые в списке самых многочисленных, но их отставание в этом компоненте компенсируется «подаренной» Исламабаду пакистанским учёным Абдулом Кадыр Ханом в 1975 году ядерной бомбой, которую за год до этого испытала Индия.
По оценкам Леонкова, в случае войны преимущество будет целиком и полностью на стороне Индии: «Если сравнивать по количеству бронетехники, авиации и военнослужащих, у Индии оно примерно в два раза выше, чем у Пакистана. А если мы говорим о так называемой качественной (составляющей), то у Индии оружие новее и современнее, чем у Пакистана.»
В свою очередь Липовой поставил под сомнение превосходство индийских ВС: «Не думаю, что Индия имеет серьёзное преимущество над Пакистаном. Да, численность вооруженных сил у Индии больше, однако это нивелируется новейшими системами вооружения с другой стороны. Кстати, конфликты между странами всегда показывали определённый паритет. Думаю, ситуация не изменилась. Единственное, на чем может основываться превосходство Индии, – это сотрудничество с Россией в области военной техники, которая успешно показала себя в горячих точках, в том числе в Сирии.»
Делаем выводы
Нерешённая проблема населённого преимущественно мусульманами штата Джамму и Кашмир постоянно создаёт возможность войны между Индией и Пакистаном. По итогам трёх индо-пакистанских войн (1948, 1965, 1971 годы), 60% Кашмира принадлежат Индии, 40% – Пакистану.
С каждым сбитым самолётом вероятность войны, которая, кроме территориального, носит ещё и религиозный характер, будет лишь возрастать. Для России такая война опасна. Во-первых, она ставит Москву перед трудным выбором между альянсами «Пакистан – Китай» и «Индия – Иран», с которыми у России складываются партнёрские отношения. Во-вторых, учитывая густонаселённость Южной Азии (население Индии – 1,3 млрд, Пакистана – 197 млн), есть риск массовой миграции беженцев на север, в Сибирь.
Вашингтону сценарий войны, пускай и без применения ядерного оружия, выгоден, потому что это позволяет ему:
– ослабить союзника Китая в лице Пакистана и, следовательно, сам Китай;
– разрушить выстроенные Россией региональные (ШОС) и глобальные (БРИКС) союзы.