На прошлой неделе «Известия» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе рассказали об испытании буев «Бурак-М», которые должны повысить неуязвимость российских подводных лодок. Их использование сделает практически нереальным обнаружение субмарин при помощи противолодочной авиации США.
На публикацию откликнулось американское издание The Drive, заявившее, что «Бурак-М» — это вынужденный ответ русских на повышение активности американской противолодочной авиации, которую представляют по большей части новые самолеты «Посейдон». Однако возросшая нагрузка на пилотов «Посейдонов» также стала ответом на действия русских — их подводные лодки в последние полтора года начали проявлять такую прыть, которая не наблюдалась со времен холодной войны.
Надо сказать, что и «Известия», и The Drive в отношении «Бурака-М» сильно напутали с точки зрения причинно-следственной связи. История этого комплекса прослеживается еще со времен Советского Союза.
Но вначале необходимо выяснить, что же такое эти «новые» буи. И как они должны снижать вероятность обнаружения подводных лодок противолодочными самолетами.
Противолодочный самолет Boeing P-8 Poseidon, созданный на базе пассажирского авиалайнера Boeing 737?800, эксплуатируется в ВМС США с 2013 года. К настоящему моменту построено больше сотни таких самолетов. «Посейдон» вооружен торпедами, противокорабельными ракетами, глубинными бомбами, его полезная нагрузка достигает девяти тонн. Он способен вести радиотехническую разведку, часто наведывается к берегам Крыма.
Читайте также
Су-57, «Армата», «Буревестник»: Что не так с нашим новейшим оружием
Россия создает военные технологии, которые не способна реализовать на практике
Но главная его задача — обнаружение подводных лодок противника с последующим их уничтожением. Подводные лодки «Посейдон» обнаруживает при помощи сбрасываемых на значительном пространстве гидроакустических радиобуёв. Есть пассивные буи, которые улавливают акустические волны, излучаемые как подводными лодками, так и надводными кораблями, и распространяющимися в водной среде. Есть буи активные. Их принцип действия такой же, как и у радиолокационных станций. То есть они излучают акустические волны, которые, отразившись от подводного объекта, возвращаются обратно, на сонарный приемник буя.
Вся совокупность сброшенных гидроакустических буев фиксирует картину подводной обстановки в зоне ее действия. Противолодочный самолет по радиоканалу снимает информацию с каждого буя. Информация обрабатывается на компьютере, который выдает координаты обнаруженных подводных объектов. При этом может даже определяться их тип, поскольку каждый тип подводных лодок имеет свой «акустический паспорт», хранящийся в памяти компьютера противолодочного самолета. Вот почему столь ценны результаты акустической разведки в отношении лодок новых типов, принимающихся на вооружение.
В последнее время противолодочная авиация ВМС США действует в океане с особым размахом. На следующий год для закупок десятков тысяч гидроакустических буев выделено 238 млн. долларов, сообщает американское издание The War Zone. В этом году закупок было даже больше.
«Противобуи» «Бурак-М» относятся к оружию радиоэлектронной борьбы. Они включены в состав вооружения самообороны атомных подводных лодок наряду с торпедами и акустическими ловушками, работающими по принципу тепловых ловушек, отстреливаемых самолетами, чтобы отвести от себя ракету с инфракрасной ГСН. В данном случае ловушки, распространяя акустические волны, перенацеливает торпеду противника вместо лодки на себя.
В случае возникновения опасности обнаружения подводной лодки она отстреливает противобуи «Бурак-М», которые, всплыв, встают на дежурный режим. При обнаружении радиообмена между гидроакустическими буями противника с противолодочным самолетом или вертолетом противобуи «Бурак-М» начинают глушить радиосвязь. В результате снятая радиобуями информация не поступает на борт самолета, и местоположение подводной лодки обнаружить противнику не удается.
Как сообщает источник «Известий», комплекс «Бурак-М» предназначен в первую очередь для зашиты стратегических атомных подводных лодок «Борей», «Дельфин», «Кальмар» с баллистическими ракетами. Сюда можно еще приплюсовать многоцелевые атомные подводные лодки «Ясень», «Антей», «Барракуда», «Кондор», «Щука-Б». Сейчас комплекс проходит испытания перед принятием на вооружение.
Однако «Бурак-М» морские испытания в составе подводной лодки К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» уже проходил. И не какие-нибудь промежуточные, а государственные. И завершились они успешно. Причем уже довольно давно. Сам же комплекс начал создаваться не просто давно, а очень давно.
В конце 80-х годов в ЦНИИ Гидроприбор стартовала НИР, в ходе которой были определены наиболее оптимальные методы достижения необходимого результата. А в 1993 году в концерне «Морское подводное оружие — Гидроприбор» была открыта ОКР «Бурак-М», заказчиком которой стало МКБ «Малахит». Именно на «Малахите» была впоследствии спроектирована многоцелевая ударная атомная подводная лодка проекта «Ясень».
Читайте также
НАТО празднует первую победу F-35 над МиГ-31
Что произошло в небе около Норвегии и о чем промолчали в ВКС РФ
Лишь в 2013 году на базе лодки «Ясень» начались государственные испытания «Бурака-М». Однако они были признаны неудачными. Был заключен очередной договор между КБ «Малахит» и концерном «Морское подводное оружие — Гидроприбор» на продолжение работ. Но и его сроки были сорваны. В результате чего заказчик работ затеял с исполнителем судебную тяжбу.
Повторные испытания были проведены летом 2014 года. Но и они были признаны неудачными. И лишь в августе 2015 года у приемочной комиссии к изделию не было никаких вопросов.
После чего целых пять лет о судьбе «Бурака-М» не было никаких известий. Можно предположить, что его экстренно модернизировали. И это, несомненно, было связано с появлением в ВМС США новых противолодочных самолетов «Посейдон», обладающих значительно большими возможностями по локации подводных лодок, чем Lockheed P-3 Orion, эксплуатирующийся с 1962 года.
И главная проблема, с которой пришлось столкнуться конструкторам противобуя — использование широкополосной цифровой связи самолета с опрашиваемыми гидроакустическими буями, которая обладает высокой степенью помехозащищенности. Судя по тому, с какой уверенностью источник «Известий» в ОПК рассказывает об эффективности нового комплекса РЭБ для подводных лодок (создававшегося более четверти века), с проблемой борьбы с гидроакустическими буями противника конструкторам концерна «Морское подводное оружие — Гидроприбор» удалось справиться.
Армия и войны: Су-57, «Армата», «Буревестник»: Что не так с нашим новейшим оружием
Военные новости: Американская субмарина всплыла на поверхность недалеко от российской базы в Арктике