После того, когда стало понятным, что полноценной гражданской войны не миновать, объёмы пассажирского движения катастрофически уменьшились и практически обратились в нуль. Следует отметить, что служебные расписания поездов по железным дорогам бывшей Российской империи в тот период выпускались, но вот насколько они соблюдались – вопрос открытый. Например, в 1919 году, когда Донбасс был под контролем Добровольческой армии (то бишь, Вооружённых сил юга России, «белогвардейцев») существовало пассажирское сообщение из Харькова в направлении Севастополя через Синельниково и Ростова через Лозовую и Изюм. Следует полагать, что поезд из Зверево или Константиновки на Мариуполь через Юзовотогда курсировал более или менее регулярно, — в зависимости от ситуации на фронте и в тылу, а также технических возможностей железной дороги. Уверенности в этом придаёт тот факт, что, например, летом 1919 года назначались несколько пар рабочих поездов в сутки по промышленной ветке металлургического завода, — от станции Бальфуровка(в районе современного Южного автовокзала в Донецке) до Юзово.
Восстановление пассажирского движения в 20-х годах было болезненным, охватывало длительный период, и если сравнивать расписания поездов 20-х и 30-х годов с дореволюционными по количеству пар поездов пассажирского сообщения, на некоторых направлениях к 1941 году дореволюционные объёмы движения так и не были восстановлены. К весне 1922 года было восстановлено пассажирское сообщение на главных железнодорожных направлениях: поезда пассажирского сообщения следовали сначала раз, а потом – два-три раза в неделю. Так, в марте 1922 года раз в неделю следовал пассажирско-товарный поезд № 21/22 в сообщении Екатеринослав – Ростов через Ясиноватую (без захода в Юзово) и дважды в неделю – почтовый поезд № 3/4 Харьков – Мариуполь через Лиман, Славянск, Горловку, Ясиноватую, Юзово. Через Караванную поезда ещё не ходили: поезд на Александровск отправлялся от станции Волноваха раз в две недели. В мае того же года на направлении Екатеринослав – Ростов курсировали почтовый поезд № 3/4 – дважды в неделю, и пассажирско-товарный поезд № 21/22 – раз в неделю. Скорости поездов были низкими вследствие повреждений путей на перегонах, и особенно – на путепроводах и мостовых переходах рек и балок, где были сооружены «времянки» с ограничением по скорости 3 км/ч.
В зиму 1922/23 годов, в соответствии с расписанием поездов пассажирского сообщения, предусматривалось курсирование почтовых поездов № 3к/4к Киев – Ростов (дважды в неделю), пассажирско-товарных поездов № 31/32 Екатеринослав – Ростов (раз в неделю), смешанных поездов № 81/82 Чаплино – Ростов (дважды в неделю) и Авдеевка – Енакиево (трижды в неделю). Все указанные выше поезда проследовали станцию Ясиноватая, без захода в Юзово. В направлении Чаплино из Ясиноватой можно было уехать 5 раз в неделю, а вот в обратном направлении – лишь три дня в неделю. Пассажирские жёсткие вагоны включались лишь в состав почтовых поездов, остальные же представляли собой сцеп из товарных и товаро-приспособленных вагонов (точнее, неплацкартных приспособленных товарных вагонов, или же «теплушек», в которых проезд стоил вдвое меньше, нежели в жёстких вагонах). Через станцию Юзово курсировали следующие поезда пассажирского сообщения: почтовые № 3м/4м Мариуполь – Харьков через Горловку, Славянск, Лиман (дважды в неделю) и смешанные № 81/82 Мариуполь – Ясиноватая – Ростов (трижды в неделю). Первый поезд состоял из жёстких пассажирских плацкартных и неплацкартных вагонов, второй – из товаро-приспособленных вагонов. По Богодуховской ветке дважды в неделю курсировал смешанные поезд № 81/82 Ясиноватая – Иловайское с двумя разворотами состава, — по Мушкетово и Караванной. Состав – товаро-приспособленные вагоны.
Расчистка снежного заноса на ж.д. Рутченково — Гришино (1923-924)
В конце 1923 года было назначено курсирование пассажирско-товарного поезда № 21/22 Юзово – Гришино, дважды в неделю. Поезд состоял из товарных и товаро-приспособленных вагонов, и в пути следования слабо придерживался расписания. Причиной был 8-часовой график работы станций этого направления, введённый после гражданской войны из-за катастрофического падения здесь грузооборота. Если поезд прибывал на станцию перед завершением рабочего дня или не успевал на следующую станцию до завершения рабочего дня, он оставался на промежуточном пункте на ночь. Грузоотправители старались избегать погрузки своей продукции в этот поезд из-за такой нестабильности работы направления. Пример: Рутченковский пивзавод отправлял на станцию Гришино своей продукции до 300-400 пудов в сутки (что соответствует порядку 5-6,5 т), но по озвученным причинам использовал гужевой транспорт. В середине 20-х годов ХХ века даже велась дискуссия о целесообразности закрытия для общего пользования ветки Рутченково – Гришино, и последнюю едва не постигла печальная участь демонтированного хода Горловка – Очеретино.
В 1924 году пассажирское сообщение на всех направлениях заметно улучшилось. На направлении Екатеринослав – Ясиноватая – Ростов курсировал ежедневный почтовый поезд № 3р/4р Киев – Ростов, в составе которого были 1 мягкий и 7 жёстких вагонов; по указанию в состав поезда включался жёсткий вагон беспересадочного сообщения Киев – Минеральные Воды. Кроме того, трижды в неделю обращался пассажирско-товарный поезд № 21/22 Знаменка – Ростов, в составе которого были 10 жёстких бесплацкартных вагонов. Раз в неделю курсировал пассажирско-товарный поезд № 21/22 Екатеринослав – Ростов. Из составов указанных поездов исключили товаро-приспособленные вагоны. Через станцию, пока ещё, Юзово (в 1924 году современной станции Донецк в честь недавно умершего Ленина дали новое наименование… Сталино) курсировали:пассажирско-товарный поезд № 21м/22м Мариуполь – Харьков (четырежды в неделю) в составе 7 жёстких вагонов основного состава, по одному жёсткому вагону беспересадочного сообщения Мариуполь – Бахмут, Мариуполь – Москва и прицепного Юзово – Харьков; пассажирско-товарный поезд № 31/32 Юзово – Гришино (трижды в неделю) в составе жёстких неплацкартных или товаро-приспособленных вагонов. Примечательно, что последний поезд больше стоял на промежуточных пунктах, чем ехал (графиковая остановка по Цукурихе, например, за счёт возможных манёвров локомотива и товарных вагонов на станции и Кураховской ветке, предусматривалась с продолжительностью не менее 2 часов). По станции Караванная было предусмотрено курсирование: пассажирско-товарного поезда № 21/22 Иловайское – Знаменка (трижды в неделю) через Александровск, Долгинцево, состав поезда –10 жёстких вагонов; пассажирско-товарного поезда № 21/22 Караванная – Ясиноватая – Дебальцево (четырежды в неделю), разворот по Мушкетово, Ясиноватой, состав поезда – 5 жёстких неплацкартных или товаро-приспособленных вагонов.
Последующие годы характерны улучшением пассажирских сообщений в регионе путём увеличения периодичности курсирования поездов и появлением новых, в том числе – ранее закрытых для пассажирского движения остановок. Так, излюбленный среди грабителей пассажирско-товарный поезд № 21/22 Мариуполь – Харьков (ограбленный в середине 20-х годов несколько раз) в 1925 году стал ежедневным, а на пути следования поезда пассажирско-товарного № 31/32 Юзово – Гришино появилась остановка по закрытому разъезду Солёный. С 1926 года последний поезд курсировал четырежды в неделю. В 1925 году на Ясиноватском узле появились трудовые (пригородные) поезда – до станции Скотоватая, 2 пары в сутки. Кроме того, трудовые поезда курсировали на перегоне Широкий – Чумаково, 2 пары в сутки). В отличие от пригородных поездов 70-х – 80-х (и даже 50-х) годов, пригородные поезда дореволюционного периода и 20-х – 30-х годов не образовывали «сеть» и не позволяли с пересадками доехать из пункта А в пункт Б в разных концах страны. В 20-х годах, когда они появились по Ясиноватой и Чумаково, они предназначались для массовых перевозок рабочих и служащих, а в некоторые из них можно было попасть только с предъявлением рабочего и/или служебного удостоверения.
По состоянию на 1928 год, через Ясиноватую курсировали почтовые поезда № 3р/4р Киев – Ростов (в составе – мягкий вагон) с жестким вагоном беспересадочного сообщения Днепропетровск – Луганск (ежедневно), а также пассажирские № 9/10 Киев – Ясиноватая (четырежды в неделю) и пассажирско-товарные № 21/22 Знаменка – Ростов (ежедневно). Станцию Сталино проследовали ежедневные почтовый № 3/4 и пассажирский № 13/14 поезда сообщением Мариуполь – Харьков: первый – с мягким вагоном, а также беспересадочными вагонами Мариуполь – Москва, Мариуполь – Льгов, Мариуполь – Ростов, второй – с беспересадочными вагонами Мариуполь – Артёмовск (Бахмут), Мариуполь – Купянск через Дебальцево, Сватово, Мариуполь – Киев и Мариуполь – Брянск. На станцию Гришино от станции Сталино курсировал пассажирско-товарный поезд № 21/22 (четырежды в неделю). Через Караванную курсировал почтовый поезд № 3/4 Пятихатки – Иловайское (четырежды в неделю). По Богодуховскому ходу курсировали пассажирско-товарный поезд № 21/22 Ясиноватая – Мушкетово и пассажирский поезд № 15/16 Ясиноватая – Макеевка (-Грузовая) через Мушкетово, но без захода в Караванную. От Ясиноватой также курсировали почтовый № 3/4 и пассажирский № 11/12 поезда на Дебальцево. Пригородными в 1928 году также числились маршруты Широкий – Чумаково и Ясиноватая – Скотоватая.
Строительство железной дороги (район Павлограда)
В 1929-1930 годах начинается тотальная корректировка расписания движения поездов пассажирского сообщения. Появились новые маршруты. Нанаправлении Днепропетровск – Ростов курсировали почтовый поезд № 49/50 и пассажирский № 63/64 Киев – Ростов. От станции Сталино до станции Гришино четыре раза в неделю продолжал курсировать пассажирско-товарный поезд 85/86. Кроме того, был назначен почтовый поезд № 53/54 Мариуполь – Полоцк с вагонами беспересадочного сообщения Мариуполь – Москва через Харьков, Курск, Мариуполь – Ленинград через Харьков, Полоцк. В составе пассажирского поезда № 61/62 Мариуполь – Ясиноватая имелись вагоны беспересадочного сообщения Мариуполь – Киев, Мариуполь – Красный Лиман, Мариуполь – Брянск через Льгов, Мариуполь – Москва через Купянск, Мариуполь – Ростов. Через станцию Караванная ходил почтовый поезд № 45/46 Пятихатки – Иловайское. На Богодуховском направлении курсировали трудовые поезда № 921/922 Ясиноватая – Мушкетово и № 83-923/84-924 Ясиноватая – Макеевка через Мушкетово без захода в Караванную. В их состав включался жёсткий неплацкартный вагон беспересадочного сообщения Мушкетово – Харьков.
В 1930 году положительные преобразования были продолжены. На направлении Днепропетровск – Ясиноватая курсировали ежедневные поезда пассажирского сообщения: скорый поезд № 15/16 Киев – Минеральные Воды (1 мягкий и 6 жестких вагонов) с вагонами беспересадочного сообщения (по одному жёсткому) Киев – Сочи, Шепетовка – Минеральные Воды, Одесса – Минеральные Воды; пассажирский поезд № 53/54 Киев – Ростов (1 мягкий и 7 жёстких вагонов); почтовый поезд № 79/80 Киев – Ростов (1 мягкий и 6 жёстких вагонов) с беспересадочными вагонами (2 жёстких) Днепропетровск – Луганск (с ноября 1930 года – Киев – Луганск) и прицепными вагонами (2 жёстких) Синельниково – Ростов. Через станцию Сталино курсировали следующие ежедневные поезда пассажирского сообщения: почтовый поезд № 83/84 Мариуполь – Полоцк (1 мягкий и 7 жестких вагонов) через Харьков, Брянск с вагонами беспересадочного сообщения (по одному жёсткому) Мариуполь – Ростов, Мариуполь – Москва, Мариуполь – Ленинград, а с ноября – и Сталино – Чистяково; пассажирский поезд № 89/90 Мариуполь – Москва (10 жёстких вагонов) через Дебальцево, Купянск с вагонами беспересадочного сообщения Мариуполь – Харьков (3 жёстких), Мариуполь – Миллерово (3 жёстких). Пассажирско-товарный поезд № 403/404 Сталино – Гришино (8 жёстких неплацкартных вагонов) в лето назначили четыре раза в неделю, с ноября 1930 года – в ежедневном обращении. По станции Цукуриха при наличии грузовых вагонов на Кураховку и/или из Кураховки от состава отцеплялся паровоз и один из пассажирских вагонов, которые следовали на Кураховку, и вследствие таких манёвров поезд опаздывал на конечный пункт следования. Кроме того, с лета 1930 года назначили ежедневный пассажирский поезд № 57/58 Сталино – Орша (12 жёстких вагонов) через Харьков, Брянск, — это был второй поезд с конечной станцией по современному Донецку. Через станцию Караванная курсировал почтовый поезд № 71/72 Пятихатки – Дебальцево (8 жёстких вагонов) с жёстким вагоном Бердянск – Дебальцево. Были назначены трудовые (пригородные) поезда Ясиноватая – Очеретино (6 пар), Ясиноватая – Скотоватая (6 пар), Ясиноватая – Мушкетово (1 пара), Мушкетово – Макеевка (1 пара). С ноября 1930 года трудовые поезда от станции Ясиноватая на Макеевку (-Грузовую) курсировали в беспересадочном сообщении; также курсировали пассажирские поезда № 41/42 Ясиноватая – Луганск с беспересадочным вагоном до Харькова через Дебальцево и № 55/56 Ясиноватая – Попасная через Никитовку.
С 1931 года назначили курсирование пассажирского поезда № 47/48 Одесса – Миллерово, который «продержался» до введения в действие графика «литер А» в июне 1941 года. Пассажирский поезд № 55/56 установили в сообщении Сталино – Попасная (третий поезда с пунктом оборота по современной станции Донецк). Пассажирско-товарные поезда Сталино – Гришино перевели в категорию пассажирских с присвоением им № 91/92 и установили в сообщении Макеевка (-Грузовая) – Гришино. Трудовые поезда Ясиноватая – Макеевка также перевели в категорию пассажирских – под № 65/66. В 1932 году пассажирский поезд № 57/58 установили в сообщении Волноваха – Орша, в состав поезда включили вагоны беспересадочного сообщения Сталино – Луганск; появились также беспересадочные вагоны Сталино – Москва. Через Мушкетово назначили курсирование пассажирского поезда № 55/56 Киев – Иловайск (поезду Сталино – Попасная присвоили № 63/64). В 1936 году частично поменяли расписание движения поездов в направлении Льгова: назначили курсирование пассажирских поездов № 57/58 Мариуполь – Орша и № 83/84 Сталино – Ленинград. Однако уже с 1937 года последний поезд установили в сообщении Мариуполь – Ленинград. С 1937 года было установлено ежедневное курсирование пассажирского поезда местного сообщения № 65/66 Ясиноватая – Днепропетровск через Павлоград, Новомосковск.
По состоянию на 1939/40 годы, в расписании поездов пассажирского сообщения значились следующие: через Ясиноватую без захода в Сталино – скорые № 15/16 Киев – Минеральные Воды, пассажирские № 41/42 Шепетовка – Баку, № 47/48 Одесса – Миллерово, № 53/54 Киев – Баку (после присоединения западных областей Украины в состав поезда включили группу вагонов беспересадочного сообщения Перемышль – Баку), № 65/66 Ясиноватая – Павлоград – Днепропетровск, почтовые № 79/80 Киев – Ростов, № 93/94 Киев – Зверево; через Сталино – пассажирские № 41/42 Ясиноватая – Красноармейское (Покровск), № 45/46 Сталино – Славянск, № 57/58 Мариуполь – Орша (с лета 1940 года – в сообщении Харьков – Орша), № 59/60 Миллерово – Мариуполь, почтовые № 83/84 Мариуполь – Ленинград, № 89/90 Сталино – Москва через Дебальцево (с вагоном беспересадочного сообщения Мариуполь – Москва), № 93/94 Ясиноватая – Красноармейское.
В годы немецкой оккупации Донбасса также существовало пассажирское движение, — его периодичность зависела от ситуации на фронте и технических возможностей железной дороги. Посадка в поезд осуществлялась по посадочным документам, и возможность пользоваться железнодорожным транспортом была предусмотрена далеко не для всех. По состоянию на август 1942 года, в график движения поездов было заложено курсирование поездов: без захода в Сталино (в репринте документа – «Юзовка-Западная») –№ SF 993/994 Ясиноватая – Пшемысль, № SF2993/2994 Ясиноватая – Славянск, № 3351/3352 Днепропетровск – Успенская (по состоянию на декабрь 1942 года следовал до Ростова), № 3354/3355 Ясиноватая – Славянск, № 3393/3394 Ясиноватая – Артёмовск (-II), № 5101 Ясиноватая – Бердичев, № 8305/8306 Ясиноватая – Красноармейское (в репринте – «Постышево»), № 8323/8324 Ясиноватая – Калиновая (промзона современной Макеевки); с заходом в Сталино – № 3341/3342 Ясиноватая – Мариуполь, № 3334/3335 Сталино – Сталино-Город (в репринте – «Юзовка-Город», станция в районе современного кинотеатра «Звёздочка», в 30-х годах были назначены пригородные маршруты Авдеевка – Сталино-Город и Ясиноватая – Сталино-Город), № 3346/3347 и 8313/8314 Авдеевка – Сталино-Город, № 8361/8362 Ясиноватая – Мариуполь. Богодуховский ход (Ясиноватая – Мушкетово – Караванная – Доля) использовался в качестве грузовой ветви для снабжения города Сталино (коренная станция – Мушкетово), и пассажирского сообщения там не было. Но это уже совсем другая история…