Материал комментируют:
Нина Останина
Российская система здравоохранения находится в глубоком кризисе. Виной тому неумелая реформа здравоохранения, начатая в 2000 году. По сути, реформа привела к сокращению «неэффективных» коек и закрытию медицинских учреждений на местах.
Судя по публичным выступлениям нового министра здравоохранения Михаила Мурашко, который в начале февраля заявил, что из-за врачебных ошибок осложнения получают около 70 тысяч пациентов в год, а также судя по конфликтам региональных властей с медиками в ряде субъектов РФ, отвечать за провал в здравоохранении придется врачам, а не чиновникам.
Заболеваемость по основным классам болезней, по данным Росстата с 2010 по 2018 годы, показывает либо прирост, либо незначительное снижение. Наибольший прогресс достигнут в борьбе с инфекционными заболеваниями, осложнениями беременности и родов, болезней кожи и нервной системы. Существенный рост заболеваемости наблюдается по новообразованиям, болезням системы кровообращения, эндокринной системы и органов дыхания.
Оптимизация здравоохранения в небогатых регионах предполагает сокращение числа районных больниц, станций скорой помощи и поликлиник.
Читайте также
Сергей Лукьяненко: Коронавирус имеет признаки биологического оружия
Писатель считает, что закрытие границы России с Китаем — это очень серьезная мера
В результате для местных жителей расстояние до ближайшего медучреждения увеличивается на 20?50 километров, время доезда скорой помощи достигает нескольких часов. Хотя на бумаге, время доезда скорой в экстренных случаях не должно превышать 20 минут. Кроме того, на медиков спускаются дополнительные обязанности и ответственность за невыполнения показателей, которые существуют только в тексте приказов Минздрава РФ и его подразделений. Часто дополнительные обязанности дополнительно не оплачиваются.
Одним из ярких примеров того, как врачей делают крайними в системных проблемах отрасли, стал случай с врачами ЛОР-отделения Детской областной клинической больницы Новгородской области (ОДКБ).
В ходе повсеместной оптимизации, а также «приведения ЛОР-отделения в соответствие с федеральными нормами», согласно которым на 25 коек должно работать два врача. Трое отоларингологов были вынуждены уволиться, в результате в отделении остался один заведующий и один врач. Кроме того, врачам включили в обязанности ночные дежурства, от которых те отказались в виду занятости в ЛОР-отделении. За это их уволили, однако медики добились своего восстановления через суд, а также организовали собственную ячейку независимого профсоюза, что очень не понравилось региональным властям. К слову, зарплаты ЛОР-врачей не соответствовали требованиям «майских указов» президента, а тут еще и переработки.
Читайте также
Пенсионные накопления россиян уйдут на оплату долгов перед ЮКОСом
Суд Гааги постановил России выплатить экс-акционерам ЮКОСа более 3 трлн рублей. Вся пенсионная реформа принесла не больше
После восстановления врачи и руководство больницы сошлись на том, что ночные дежурства в ЛОР-отделении будут осуществляться из дома — специалисты должны выезжать в приемный покой больницы по вызову. Однако такой расклад не понравился главе Новгородской области Андрею Никитину.
В своем публичном выступлении губернатор заявил, что «домашние дежурства» недопустимы и пообещал решить проблему. А прокуратура Новгородской области внезапно решила провести «горячую линию», в ходе которой граждане смогут сообщить о фактах неоказания и ненадлежащего оказания помощи со стороны ЛОР-врачей.
— «Горячая линия» проводится с учетом того, что в СМИ неоднократно поднималась тема оказания помощи ЛОР-врачами ОДКБ. Это делается для сбора дополнительной информации о том, как сейчас оказывается помощь пациентам в данном отделении медучреждения, — пояснили «СП» в пресс-службе надзорного органа.
Главный редактор местного издания «Новгородский портал» Антоний Киш считает, что с помощью прокуратуры расквитаться с медиками решил сам губернатор Андрей Никитин.
Руководитель аппарата фракции КПРФ в Госдуме Нина Останина, которая принимала непосредственное участие в отстаивании прав сотрудников ЛОР-отделения ОДКБ, также опасается, что «горячая линия» есть способ ударить по медикам.
— Я боюсь, что это какой-то подкоп под ЛОР-врачей из-за той активности, которую развили молодые отоларингологи. Возможно, таким образом власти по ним хотят ударить. Но и мы их тоже не оставим, потому что они не раз сигнализировали о проблемах в этом отделении, — подчеркнула Нина Останина.