Отношения у России с Турцией меняются так быстро, что неискушённому зрителю или читателю иногда сложно оперативно понять, в какую сторону качнулся маятник. Казалось бы, вот только недавно тысячи российских туристов летали отдыхать к берегам Мраморного или Средиземного моря, а на прилавках российских магазинов лежали турецкие помидоры и мандарины, и ничто не предвещало беды. И вдруг раз — сбитый российский самолёт, отмена чартеров, а вместо турецких мандаринов лишь кисловатые абхазские и дорогие из далёкого Марокко. Но не успели ещё интернет-тролли остыть от ругани и проклятий в адрес Эрдогана, как отношения с Турцией снова потеплели и турецкие мандарины вернулись на российский прилавок.
А мы ведь очень мало знаем про Турцию. Одно дело провести наделю в отеле и на пляже, а другое дело — познакомиться с Турцией изнутри, и не просто посмотреть на достопримечательности, которых тут хватает, а окунуться в реальную жизнь турецкого города.
Я собрался в Стамбул, когда туристам туда летать не рекомендовалось, в апреле этого года. В российском аэропорту меня долго расспрашивали, с какой целью я лечу в Турцию, внимательно изучали билеты, и казалось, будто бы совсем не хотят выпускать из страны. Цель моей поездки была вовсе не туристической, как я сообщил пограничникам. Я летел на международный антиимпериалистический симпозиум. Подобные мероприятия проходят в разных странах уже не первый год и привлекают большое внимание левых со всего мира. Организаторами форумов являются турецкие мусульмане-алевиты, которые симпатизируют марксистско-ленинской идеологии. По некоторым данным, алевиты составляют около 5 процентов населения Турции. В Стамбуле они компактно проживают на городских окраинах. Здесь течёт совсем другая жизнь. Ярые противники режима Эрдогана, алевиты строят коммунизм в отдельно взятых районах Стамбула. Они создали народные предприятия. В пекарнях готовят вкусный хлеб, в котором нет никакой химии, а его цена на порядок ниже, чем в обычных магазинах. Бедные люди могут получать хлеб бесплатно. Здесь действует принцип «подвешенного хлеба», как в ряде западных стран «подвешенный кофе». Это когда вы приходите в кафе, оплачиваете несколько чашек кофе, а выпиваете одну. Об этом делается отметка на специальной доске. А потом любой посетитель может воспользоваться «подвешенным кофе» совершенно бесплатно.
Помимо пекарен алевиты открыли и свои народные магазины, цены в которых ниже, чем в обычных. Оплачиваемых продавцов в магазинах нет, вместо них бесплатно дежурят активисты. В рабочих окраинах Стамбула у алевитов есть и свои народные огороды, где они выращивают овощи. Парадоксально, но такие огороды считаются нелегальными. Из-за различных договоров с Евросоюзом, туркам нельзя использовать турецкие семена для выращивания овощей.
В настоящее время алевитское меньшинство думает над тем, как получить ещё большую независимость от властей. К примеру, тестируются альтернативные источники получения электроэнергии. Нам рассказали, что пока эта система работает через раз и нуждается в усовершенствовании, однако прогресс уже есть.
Действуют и другие формы народных предприятий, например, швейная фабрика, на которой рабочие объединились и выгнали владельцев. Для решения спорных вопросов среди жителей существуют народные меджлисы. Это что-то вроде райкомов в советское время, куда можно были прийти за правдой.
Один из алевитских микрорайонов расположен неподалёку от Босфорского пролива в европейской части Стамбула. В 1989 году алевиты — выходцы из Анатолии приехали сюда и в одну ночь заселились на значительном участке территории. Турецкие власти неоднократно пытались снести самострой, но в этой борьбе пока побеждают простые жители. Практически все стены алевитских районов города украшены революционными граффити и плакатами.
Помимо такой наглядной агитации алевиты готовы активно отстаивать свои права и на улицах. Несколько лет назад из одного микрорайона жители прогнали полицию. Но после того как власти приостановили работу общественного транспорта в этот микрорайон, полицию пришлось пустить вновь. Стоит отметить, что уровень преступности в микрорайоне после изгнания полиции выше не стал. Более того, местные жители считают, что алевитские районы безопаснее для жизни, чем другие. И действительно, лишиться кошелька в центре Стамбула намного проще, чем на рабочих окраинах. Настоящими преступниками здесь считают полицейских. Турецкая полиция обладает огромными полномочиями и чувствует себя практически безнаказанной. Нередки случаи, когда полиция убивала мирных граждан, например, из-за конфликта в пробке на дороге. Как правило, никакой ответственности полицейские потом не несут. Очень часто полицейские при разгоне демонстраций или оппозиционных концертов используют водомёты и слезоточивый газ. Мы стали очевидцами, как полиция пустила слезоточивый газ в одном из парков отдыха в Стамбуле и разгромила офис организации, которая борется с наркоманией, чтобы сорвать концерт одной из коммунистических групп. При этом пострадали не только музыканты, но и отдыхающие — женщины с детьми, пенсионеры. Газ распространился на соседние кварталы, однако полицию это нисколько не смущало. Понятно, что после таких действий отношение к правоохранительным органам у простых людей соответствующее.
Важно понимать, что религиозная и культурная община алевитов значительно отличается от традиционного ислама. Место религиозного поклонения алевитов — дом (джемеви), а не мечеть. Алевиты выступают против того, что на их налоги в стране строятся новые мечети. Религиозные обряды тоже не похожи на те, что существуют в других исламских течениях, а состоят из музыки и танцев, которые символизируют очищение. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе. Алевиты не соблюдают традиционные исламские посты. Ключевые признаки алевизма — это любовь и уважение ко всем людям, и, прежде всего, уважение к рабочим людям, а также уважение к другим религиям и этническим группам.
Сегодня алевитское меньшинство, как и курды, подвергается необоснованным репрессиям, которые усилились после неудавшегося военного переворота в Турции. И хотя алевиты не принимали в нём никакого участия, но под раздачу попали все неугодные. Режим Эрдогана с выгодой для себя использует ситуацию, чтобы закрутить гайки. Но хочется верить, что в этом противостоянии между турецким президентом и турецким народом рано или поздно победит всё-таки народ.