Дональд Трамп совершил нечто немыслимое — он признал Иерусалим столицей Израиля, а затем поручил вернуть некогда перенесенное оттуда посольство США. Разумеется, мировое сообщество было этим удивлено, хотя еще в девяностые годы Конгресс Соединенных Штатов уже принимал аналогичное решение, но для реализации его в жизнь не хватало одобрения президента. Трамп решился, чего не позволяли себе его три предшественника. Вслед за ним другие страны последовали дурному примеру — теперь место под посольство в Иерусалиме подыскивают чехи и филиппинцы, возможно, скоро присоединятся и венгры. Хотя все это явно демонстрирует неуважение к Палестине. Например, Россия признает Восточный Иерусалим столицей Палестины, Китай стоит на тех же позициях. Москва уже комментировала это, но как всегда довольно осторожно, стараясь никого не задеть.
Куда больше шумихи вызвало решение Трампа в арабском мире. Лига арабских государств организовала экстренную встречу. Особо бурные обсуждения вызвало предложение премьера Ливана Джебрана Басиля ввести санкции против Соединенных Штатов Америки. Надо признать, что многим эта идея показалась разумной, и если ее удастся претворить в жизнь, то у Вашингтона появятся серьезные проблемы, однако, пока сторонники столь радикальных мер в меньшинстве. Но, по всей видимости, в будущем они будут готовы идти до конца. Например, Саудовская Аравия назвала решение американского президента «безответственным» и посоветовала ему пересмотреть его. В противном случае США следует ждать «серьезных последствий».
В январе будущего года представители арабских стран вновь соберутся, чтобы обсудить этот вопрос повторно. Тогда-то и будет ясно, как традиционные союзника США на Ближнем востоке и в Северной Африке реагируют на столь неоднозначное признание.
Другая часть исламского мира негодует точно так же. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, по его словам, обсуждал в телефонном режиме эту проблему со множеством иностранных лидеров. Он позвонил даже президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, и они оба сошлись в том, что Дональд Трамп совершил большую ошибку. После этого президент Турции обсудил ситуацию с Владимиром Путиным, и итоги беседы его удовлетворили. Эрдоган собирался поговорить даже с Папой римским. В общем, из всего этого становится предельно понятно, что турецкий лидер крайне недоволен произошедшим. Трамп, по его мнению, считает себя правым, только потому, что он «сильный». Кроме того, он был расстроен тем, что США не посоветовались с Турцией перед тем, как признать Иерусалим столицей Израиля.
О том, как Анкара может отреагировать на это решение США, мы поговорили с турецким экспертом, журналистом Керамом Йылдырымом.
«СП»: — Почему Трамп решил признать Иерусалим столицей Израиля именно сейчас?
— Надо посмотреть на президента США как на человека, который не совсем понимает, что делает. Он долгое время не может справиться с внутриполитическим кризисом. Он не знает, как это решить, поэтому делает все, чтобы отвлечь внимание от этого. Поэтому его внешняя политика очень странная. Принимаемые им решения доказывают то, что он не разбирается в важных международных вопросах. Никто не забыл, как Трамп разрешил отправлять оружие к террористам в Сирию. Отряды народной самообороны открыто угрожали Турции и действительно являются угрозой для некоторых стран региона. Это решение демонстрировало безразличное отношение к Турции. С Иерусалимом произошло то же самое. Трамп дал понять, что он не намерен советоваться со своими партнерами, с другими странами. Вместо этого, он пытается отвлечь своих «внутренних врагов». Возможно, он не знает, что происходит в Палестине, в Израиле, но в его администрации должны быть люди, которые разбираются в проблемах Ближнего Востока. Значит, это говорит не только о позиции Трампа, но и всей Америки. Эрдоган сказал, что это неуважительно по отношению к Турции, потому что Трамп не поинтересовался мнением своего главного союзника в регионе по этой проблеме. Это действительно так, и у Турции больше нет права игнорировать происходящее. Эрдоган должен ответить.
«СП»: — Что может сделать Турция в ответ на признание Иерусалима столицей Израиля?
— Можно бессмысленно угрожать, но США — это страна, на которую так невозможно повлиять. Поэтому нужно настоящее воздействие. Вводить экономические санкции сейчас нет необходимости, потому что от них не будет необходимого эффекта, и они могут навредить самой Турции. Поэтому Эрдоган должен действовать иначе. Он уже начал менять механизм взаимодействия с европейскими странами. Раньше приоритетом были страны ЕС, и сейчас их роль в формировании экономики Турции очень важна, но сближение с Россией больше отвечает интересам Турции. Это равноценные партнеры, отвергающие принцип подчиненности. Сближение России и Турции может избавить их от чувствительности по отношению к политическим приоритетам Европейского союза и США.
Мы можем критиковать российско-турецкий союз, но сейчас это лучше для наших стран. Вместе они могут принести стабильность в ближневосточный регион и другие регионы Евразии. Это оставит США не у дел, но не потребуются провокации или враждебные меры. Просто дипломатия. Но самое лучшее, что может сделать Эрдоган — заставить всех поверить, что Турция готова выйти из НАТО. Это можно объяснить враждебностью стран Евросоюза. Это сильно ударит по США, они никогда не будут готовы к этому. Это будет говорить о том, что их внешняя политика, строившаяся десятилетиями, стала прахом. Вашингтон боится перестать быть сверхдержавой. Конечно, не все готовы к тому, что Турция покинет военный блок, и такая идея непопулярна среди населения государства. Поэтому запускать эту процедуру нужно только в случае необходимости, когда не осталась других методов воздействия. Но в будущем Турция столкнется с тем, что ей придется покинуть НАТО. Это сильно ограничивает ее суверенитет, и скоро настанет время восстанавливать его.