Россия может войти в число лидеров по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Владимир Путин дал поручение не только достроить такую магистраль из Москвы в Санкт-Петербург, но и спроектировать новые. Одна из дорог свяжет Москву с черноморскими курортами: фактически, она позволит связать почти все регионы Европейской части России, включая Воронежскую и Ростовскую области, Краснодарский край.
Проектируется сейчас ВСМ и на Урале — между Челябинском и Екатеринбургом, дорога включена в транспортную стратегию России до 2030 года. И перспективы этой дороги кажутся более реалистичными, чем у магистрали «Москва — Адлер», которая даже по самым скромным подсчетам обойдется в 4−5 трлн рублей.
Если магистраль «Москва — Адлер» ориентирована прежде всего на российского туриста, то в строительстве ВСМ «Челябинск — Екатеринбург» заинтересованы китайцы. Дорога может стать составной частью грузо-пассажирской магистрали «Евразия» из Пекина в Москву. Продвигает мегапроект лично Си Цзиньпин, который хочет включить его в свою цивилизационную инициативу «Один пояс — один путь».
Проект, правда, поначалу застопорился из-за высокой стоимости. Однако сейчас интерес к нему снова подогрели санкции: Евросоюзу и Китаю необходим кратчайший маршрут для доставки грузов. А альтернативные пути в обход России (например, через Казахстан или Турцию) сильно дороги.
Индонезия: китайцы построили дорогу за $5 млрд с рассрочкой на полвека
Китайцы могут научить и Россию строить высокоскоростные железные дороги. Китай является страной не только с самой большой протяженностью ВСМ, но и с самой большой скоростью движения на этих дорогах. Магистралей построено уже более 42 тысяч км — это две трети от всех мировых.
Именно китайцы строят ВСМ по всему миру. И не только в Юго-Восточной Азии, как можно было бы предположить, но и на Ближнем Востоке.
В 2005 году китайские компании начали строить первую зарубежную ВСМ, соединяющую столицу Турции Анкару со Стамбулом. Длина дороги — 533 километра, а скорость движения составляет 250 км/ч. Движение открылось в 2014 году. После строительства дороги китайские компании взяли на себя управление ВСМ-бизнесом на всем Ближнем Востоке. И не только.
В конце марта этого года на станции Халим высокоскоростной железной дороги «Джакарта — Бандунг» в Индонезии рабочие уложили последний рельс высокоскоростной железной дороги.
В июне начались совместные пуско-наладочные работы и испытания: поезда достигли проектной скорости 350 км/ч.
Джакарта — столица Индонезии, а Бандунг — четвертый по размеру город страны. Расстояние между ними всего 140 км, однако преодолеть их не так-то просто. Можно сесть на обычный поезд, но тогда путь займет 3 часа. Можно доехать на автобусе, но застрять в чудовищных пробках. Наконец, есть еще мотороллер — это «всего» 2,5 часа. А по скоростной железной дороге добраться из одного мегаполиса в другой можно будет всего за 40 минут.
Строительство ВСМ обошлось более чем в $5 млрд, и это был крупнейший заказ Китая на строительство зарубежных железных дорог. Причем китайцы впервые реализовали полностью весь цикл, от предпроектных работ до обслуживания уже запущенной линии.
Высокоскоростная железная дорога «Джакарта — Бандунг» будет введена в эксплуатацию уже на днях. Она полностью соответствует так называемым «китайским стандартам».
Таиланд: за строительство дороги «заплатят» не деньгами, а рисом и каучуком
Индонезия поначалу обратилась за помощью, чтобы построить ВСМ, к Японии. Было это в 2008 году, когда японцы все еще по инерции считались мировыми технологическими лидерами. Тогда это была первая на планете страна, которая построила ВСМ.
Японская сторона очень хотела выиграть конкурс, но запросила слишком большие деньги. В 2014 году к власти пришел новый президент Индонезии Джоко Видодо, и проект был возобновлен. К кому обратиться за помощью, индонезийцы уже не раздумывали — это был Китай, где к тому времени было построено 19 тысяч километров ВСМ.
Стоимость строительства одного километра магистрали составляет около $30 млн. Три четверти от общего объема инвестиций в проект китайская сторона предоставляет в виде кредита сроком на 40 лет с возможностью отсрочки еще на 10 лет. Кредитная модель очень гибкая: например, она предусматривает финансирование в долларах и юанях.
Правительства Китая и Таиланда также сейчас готовятся строить ВСМ с максимальной скоростью 250 км/ч. Инвестировать в строительство будут, конечно, китайцы. Таиланд — один из главных китайских партнеров: только в первой половине 2023 года Таиланд принял 1,4 миллиона китайских туристов.
Железнодорожная система Таиланда долгое время находилась в аварийном состоянии: большая часть железных дорог была построена с конца XIX века до конца Второй мировой войны. И в декабре 2015 года тайцы и китайцы подписали межправительственное соглашение о развитии железных дорог.
Китайско-Таиландская железная дорога имеет общую длину 867 километров и расчетную скорость 250 километров в час.
Проект железной дороги «Китай — Таиланд» разделен на два этапа. Первый этап соединит Бангкок и Накхонратчасиму, ворота на северо-восток Таиланда. Второй этап включает Нонгкхай, важный приграничный торговый город на северо-востоке Таиланда, близ Лаоса.
Часть затрат на строительство ВСМ компенсируется за счет тайской сельскохозяйственной продукции: Китай получает, например, рис и каучук. Внимательно изучить предлагаемые китайцами модели инфраструктурного финансирования стоит и России, ведь наверняка именно Пекин будет участвовать в проектах ВСМ.