«Наградой» для любого антикоррупционного государственного ведомства в Латвии, делающего свою работу хорошо и добивающегося результатов, в конечном итоге станет «реорганизация». Причина — они становятся слишком опасны для сил, стоящих за латвийскими политическими партиями. Об этом рассказал в интервью программе «Латвийского Радио-4» «Подробности» бывший начальник Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Нормунд Вилнитис, возглавлявший данную организацию с 2009 по 2011 гг.
По словам экс-главы бюро, латвийские политические партии находятся под большим влияем своих спонсоров, которые, в свою очередь, используют их в своих интересах. Любые силы, которые этим интересам угрожают, попросту уничтожаются. «Я по своему опыту могу сказать вот что: если какая-то из служб начинает работать более-менее или у них появляются какие-то результаты, за этим следует реорганизация. Но это не реорганизация, а уничтожение сил, которые могут реально им противостоять. Последний пример — то, что происходило с Финансовой полицией. Они начали довольно успешно копать под людей, которые решают все денежные вопросы в стране, и быстренько была проведена „реорганизация“. Эти традиции заложило еще „Новое время“ и „Единство“ (партия „Единство“, которая долгое время оставалась в Латвии главной коалиционной силой, была создана на основе партии „Новое время“ в 2010 году — «NOVOSTI-DNY»), теперь их продолжает и госпожа министр финансов Дана Рейзниеце-Озола (Союз „зеленых“ и крестьян — «NOVOSTI-DNY»,>) — она буквально отстранила людей от работы, по спискам (в конце 2016 года Рейзниеце-Озола объявила, в частности, об удачной реорганизации налоговой службы — «NOVOSTI-DNY»,>). А некоторых из этих людей я знаю лично. Я с ними вместе работал, и в моем понимании — они профессионалы. Выгнали тех людей, у которых был очень большой опыт, которые соображали, что происходит и понимали, как с этим бороться», — подчеркнул Вилнитис.
Экс-глава БПБК добавил, что ситуация с коррупцией в Латвией не меняется уже десятилетиями. «Надо говорить и о коррупции на политическом уровне. Она есть, она видна. Послушал вчера вечером интервью нашего бывшего президента Вайры Вике-Фрейберги, которая говорила, что она в свое время это видела. И до сих пор, многие предприниматели и просто люди, которые где-то работают и что-то делают, они же тоже все это видят. Что ничего по большому счету не меняется. Там, где есть большие деньги, принимаются нелогичные решения. Почему они нелогичные? Нам всем понятно, почему — потому что подкупаются», — сказал Вилнитис.
Отметим, что согласно опубликованному неправительственной организацией Transparency International «Ежегодному индексу восприятия коррупции», в прошлом году терпимость к этому явлению в Латвии продолжала снижаться, сообщает LETA. По сравнению с предыдущим годом Латвия в индексе получила на сегодняшний день наибольшее количество баллов — 57 из 100. Это на 2 балла больше, чем в прошлом году, что означает снижение в стране в течение последнего года терпимости к коррупции. В 2014 году индекс Латвии составлял 55 баллов, в 2013 году — 53, в 2012 году — 49 баллов.
Однако, несмотря на улучшения, в общем рейтинге Латвия в 2016 году пережила падение на четыре позиции — с 40-го на 44-е место, разделив его с Грузией, которая также получила 57 баллов. И Эстония, и Литва в рейтинге занимают более высокие места — соответственно 22-е и 38-е место. Эстония получила 70 баллов, Литва — 59.