Каждый день из Каракаса приходят все более тревожные новости. Стороны политического противостояния занимают непримиримые позиции, угрожая довести его до вооруженного конфликта. Если на самом деле случится военное противостояние, это будет полный крах так называемого «левого поворота» во всей Латинской Америке и, конечно, тотальным образом скомпрометирует союзников Венесуэлы по АЛБА. Они останутся в изоляции на субконтиненте.
Падение боливарианцев и подрыв стабильности других стран АЛБА практически лишит Россию возможности военно-политического присутствия в Западном Полушарии. Перспектива ухода Рауля Кастро, непрогнозируемость президентских выборов в Эквадоре 18 февраля 2017 года и даже невидимая пока опасность расшатывания социально-экономической ситуации в Никарагуа, в случае провала проекта строительства трансокеанского канала, могут упразднить результаты вояжей двух российских президентов — Владимира Путина и Дмитрия Медведева по Латинской Америке.
Самая стабильная страна АЛБА на этом этапе — Боливия. Однако там и действующий президент Эво Моралес, и его «вице» и будущий преемник на посту Альваро Гарсия Линера официально объявляют, что строят в индеанистском государстве «нарко-социализм». Таким образом, они сами сужают возможности военно-политического сотрудничества с Российской Федерацией.
Но есть и тенденция превращения и Венесуэлы в нарко-государство. Поводом для такого утверждения (которое разделяют уже многие аналитики, преимущественно в испаноязычном мире) стало назначение первым вице-президентом бывшего министра внутренних дел и правосудия, настоящего губернатора штата Арагуа Тарека эль Аиссами. В США выдан международный ордер на арест за наркотрафик и связи с движением «Хизбалла». Темная личность нового (только 42-летнего) второго человека в венесуэльской верхушке подтверждает тенденцию овладения арабами из Ливана и Сирии политических и бизнес-высот в Латинской Америке. Его отец, известный в Венесуэле как Карлос Зайдан (его настоящее имя Зайдан эль Амин эль Аиссами) в молодости был соратником самого Саддама Хусейна и передал свои знакомства и преступный статус своему сыну.
Тарека эль Аиссами связывают с венесуэльским наркокартелем «Лос Солес» («солнце»). Уже долгие годы главой этого картеля считается бывший первый вице-президент и председатель Ассамблеи Диосдадо Кабельо. В последнее время однако, есть достаточно доказательств, что он уже уступил свое место молодому и пробивному ливанскому друзу Тареку эль Аиссами. В 2013 году Тарек организовал в Пуэрто Ордас тайную встречу на самом высоком уровне. На ней присутствовали, кроме него, брат Уго Чавеса и новый министр культуры Адан Чавес, два высокопоставленных функционера колумбийских ФАРК и два известных боевика «Хизбаллы». Один из них: ливано-венесуэлец Гази Насреддин является вторым человеком в венесуэльском посольстве в Сирии. В 2007 году именно он организовал в Дамаске встречу между Николасом Мадуро и лидером «Хизболлы» Хасаном Насраллой (об этом пишет в своей книге «Бумеранг Чавес» бывший приближенный Чавеса и Мадуро Линдзи Салазар). Надо однако отметить, что Хасан Насралла и те ливанские арабы, которые заняли ключевые позиции в экономике и политике государств Латинской Америки, без лишнего шума будут поддерживать Тарека эль Аиссами во власти. Среди них стоит выделить президента Бразилии Мишеля Темера, его бывшего аргентинского коллегу Карлоса Менема, двух бывших президентов Эквадора, самого богатого человека в Мексике (а на короткий период и во всем мире) Карлоса Слима и т. д.
Ливанским арабом является и бывший венесуэльский вице-президент Элиас Хауа, который продолжает работать в правительстве. Он, Эрика Фариас и сами Адан Чавес и Николас Мадуро являются особенно приближенными Раулю Кастро. С другой стороны, Адан Чавес, так же, как и действующий венесуэльский министр внутренних дел генерал Нестор Реверол, тоже подлежит аресту в тех странах, которые признают и выполняют международные ордеры на арест, выданные в США. В обосновании этих ордеров можно встретить любопытные данные: 90% произведенного в Колумбии кокаина бойцы ФАРК перебрасывают в Венесуэлу, с помощью высокопоставленных служителей местных силовых государственных органов. Последние, конечно, берут большой процент с прибыли. Выручка, согласно ордерам, идет на покупку оружия и терроризм.
Отчаянные попытки боливарианцев удержать власть и предотвратить углубление социально-экономической катастрофы выражаются в назначении компетентных людей на ключевых министерских постах: министром финансов и экономики назначен компетентный аналитик, университетский преподаватель, депутат из штата Мерида Рамон Лобо; министром нефтяной промышлености стал Нельсон Мартинес, на месте Эулохио дель Пино. Перед ними стоит нелегкая задача исправить положение в стране, пока Николас Мадуро пытается удержать власть.
Новый председатель Ассамблеи, один из лидеров оппозиции Хулио Борхес уже объявил Николаса Мадуро снятым с президентского поста. Однако Верховный суд Венесуэлы признал все последние решения национальной Ассамблеи, в том числе по статусу главы государства, ничтожными. Сам Мадуро создал новое полицейское подразделение, которое должно его защитить от попытки вооруженного захвата власти. 14 января верные Мадуро армейские подразделения начинают военные учения, которые могут легко превратиться в операции по подавлению демонстраций парламентского большинства и в гражданскую войну.
Георгий Коларов, специально для «NOVOSTI-DNY»,>