Промышленность Украины пытается выжить и сохранить связи с Россией - «Новости дня» » Новости Дня Сегодня
Промышленность Украины пытается выжить и сохранить связи с Россией - «Новости дня» 05:00 Вторник 0 641
27-02-2018, 05:00

Промышленность Украины пытается выжить и сохранить связи с Россией - «Новости дня»





Президент Украины Петр Порошенко подписал закон по Донбассу, в котором Россия названа «страной-агрессором», а конфликт на Донбассе — «отражением ее агрессии». При этом экономические отношения с «агрессором» не только сохраняются, но и укрепляются, торговля растет, предприятия Украины, в том числе имеющие непосредственное отношение к ВПК, пытаются восстановить разрушенные и полуразрушенные связи с предприятиями Российской Федерации.



Торговля растет



По данным Госкомстата, за прошлый год Украина продала в Россию на 9,6% больше товаров, чем за предыдущий год, купила в России на 39,9% больше. Совокупный экспорт и импорт выросли на 14,7% и 39,9% соответственно.



Самые крупные статьи импорта из России — топливные материалы, нефть и продукты ее перегонки (46,2%), черные металлы (4,7%), а также товары, в себестоимости которых велика доля углеводородного сырья (удобрения — 9,7%; пластмассы и полимеры — 4,1%). Доля машиностроительной продукции также существенна. На котлы, машины, ядерные реакторы приходится 8,9% импорта из России, на электрические машины — 2,0%, ж/д локомотивы — 1,1%, наземный транспорт, кроме железнодорожного, — 1,4%. Эти же статьи в экспорте в Россию занимают большие доли — 17,1%, 4,5%, 3,2%, 1,5% соответственно. Суммарный экспорт по этим статьям несколько превышает импорт. Значительное превышение экспорта над импортом в черной металлургии и химической отрасли.



Блокада Донбасса привела к значительному росту поставок угля из России. В денежном выражении импорт российского угля в прошлом году вырос на 56,6% до 1,552 млрд. долларов. По данным Государственной фискальной службы, в январе на Россию пришлось 60,67% импорта угля. «В связи с введением запрета на закупку сырья в зоне АТО и высокими ценами на международном рынке на уголь и кокс мы были вынуждены переориентироваться на российский рынок», — заявил на прошлой неделе Гириш Сардана, руководитель снабжения крупнейшего меткомбината страны ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог», на который приходится четверть отраслевого потребления угля.



Связи предприятий полностью восстановить не удастся



На уровне отдельных предприятий стремление к поддержанию и восстановлению связей с Россией выражается не только в увеличении объема торговли, но и в росте числа публичных акций — митингов, обращений к властям и пр. Некоторые предприятия пытаются реанимировать программы сотрудничества, прерванные после майдана и последовавших за ним санкций. Так, ГП Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова заключило в прошлом году контракт с компанией S7 Sea Launch Limited на поставку ракет «Зенит» в рамках программы «Морской старт». ГП «Антонов» возобновляет обслуживание Ан-124-100 «Руслан» с российской авиакомпанией «Волга-Днепр» и предоставило советников для расследования причин авиакатастрофы Ан-148-100В, которая произошла 11 февраля в Подмосковье.



Однако очевидно, что ни «Южмашу», ни «Антонову» уже не удастся вернуться на прежний уровень кооперации. Российская сторона приняла решение не поставлять на Украину комплектующие для «Зенитов», и ракеты будет доукомплектовываться непосредственно на космодроме. У «Антонова» вообще нет долгосрочных перспектив в России. Производство Ан-140 и Ан-148 прекращено, к тому же «Антонов» прекратил поставки в Россию двигателей для Ан-148, что существенно сократит срок эксплуатации уже используемых самолетов. Может, это и к лучшему: Ан-140 и Ан-148 имеют репутацию не очень надежных моделей и чем раньше им найдут замену, тем меньше новых аварий будет у их нынешних эксплуатантов. С «Русланом» тоже не все хорошо: ни сами самолеты, ни двигатели к ним не выпускаются. Из-за противодействия украинской стороны планы возобновления производства на ульяновском предприятии «Авиастар» так и остались планами, и на предприятии заявили о разработке нового самолета, который заменит «Руслан».



Ряд украинских предприятий, в частности АО «Мотор Сич», ГП «Электротяжмаш» и ПАО «Турбоатом» и др. уже не вернутся к прежнему уровню производства из-за разрыва отношений с российскими партнерами. Из четырех вагоностроительных предприятий Украины кризис пережило лишь одно — ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», да и тут объемы производства уже не вернутся к домайданным временам, хотя бы потому, что Россия, на которую приходилась львиная доля экспорта украинского вагоностроения, уже сама выпускает достаточное количество вагонов для своих нужд.



Отношения с «агрессором» рвать не будут



Тем не менее пусть небольшой, но рост торговли и экономики в целом дает надежду по крайней мере на сохранение торгово-экономического сотрудничества на нынешнем уровне. Для многих украинских продуктов с высокой добавленной стоимостью Россия остается важным рынком сбыта, а в соответствующих отраслях идет пусть медленное, но восстановление. В восстановлении торговли и производства заинтересованы те предприятия, которым удалось пережить кризис, и часть украинских элит, которая связана с этими предприятиями. Ее позиция в изложении одного из ее представителей Вадима Новинского звучит так: «Усилиями нынешней власти за 4 года Украина превратилась в кладбище заводов. Теряются тысячи и тысячи рабочих мест. Чтобы все это возродить, нужен мир, примирение в обществе и восстановление экономических отношений с Россией».



Другая часть элит, прежде всего те, кто сейчас находится у власти, относится к сохранению отношений с Россией как к вынужденной мере, если не, по их выражению, к неизбежному злу. Так, в январе 2018 года министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив заявил о том, что законодательству Украины не противоречит торговля с Россией. В феврале первый заместитель председателя Верховной рады Ирина Геращенко написала у себя в «Фейсбуке», что экономические связи надо, конечно, сокращать, но понемногу: «Если бы мы сразу обработали все экономические связи, как это требовали популисты, это бы уничтожило украинскую экономику, и Путину даже не пришлось бы воевать, все бы обошлось ему гораздо дешевле. Мы постепенно сводим наши экономические отношения до минимума». Вероятно, это можно считать полуофициальной позицией нынешней киевской власти.



После объявления России «страной агрессором» логично было бы прекратить всякие отношения, в том числе и экономические. Но шизофреническая киевская власть на такое не пойдет. Подписанный Порошенко закон не окажет существенного влияния на торгово-экономические связи. «Напрямую это не повлияет», — сказал Михаил Погребинский, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии. Россия, со своей стороны, не может не реагировать на такие шаги Киева, но и ее реакция не повлияет на экономические отношения, поскольку в Москве горизонт планирования никак нельзя сравнить с тем, что делают в Киеве. «Действия со стороны России будут, но они ограничены стремлением не ухудшать положения рядового украинца», — считает Михаил Погребинский.


Президент Украины Петр Порошенко подписал закон по Донбассу, в котором Россия названа «страной-агрессором», а конфликт на Донбассе — «отражением ее агрессии». При этом экономические отношения с «агрессором» не только сохраняются, но и укрепляются, торговля растет, предприятия Украины, в том числе имеющие непосредственное отношение к ВПК, пытаются восстановить разрушенные и полуразрушенные связи с предприятиями Российской Федерации. Торговля растет По данным Госкомстата, за прошлый год Украина продала в Россию на 9,6% больше товаров, чем за предыдущий год, купила в России на 39,9% больше. Совокупный экспорт и импорт выросли на 14,7% и 39,9% соответственно. Самые крупные статьи импорта из России — топливные материалы, нефть и продукты ее перегонки (46,2%), черные металлы (4,7%), а также товары, в себестоимости которых велика доля углеводородного сырья (удобрения — 9,7%; пластмассы и полимеры — 4,1%). Доля машиностроительной продукции также существенна. На котлы, машины, ядерные реакторы приходится 8,9% импорта из России, на электрические машины — 2,0%, ж/д локомотивы — 1,1%, наземный транспорт, кроме железнодорожного, — 1,4%. Эти же статьи в экспорте в Россию занимают большие доли — 17,1%, 4,5%, 3,2%, 1,5% соответственно. Суммарный экспорт по этим статьям несколько превышает импорт. Значительное превышение экспорта над импортом в черной металлургии и химической отрасли. Блокада Донбасса привела к значительному росту поставок угля из России. В денежном выражении импорт российского угля в прошлом году вырос на 56,6% до 1,552 млрд. долларов. По данным Государственной фискальной службы, в январе на Россию пришлось 60,67% импорта угля. «В связи с введением запрета на закупку сырья в зоне АТО и высокими ценами на международном рынке на уголь и кокс мы были вынуждены переориентироваться на российский рынок», — заявил на прошлой неделе Гириш Сардана, руководитель снабжения крупнейшего меткомбината страны ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог», на который приходится четверть отраслевого потребления угля. Связи предприятий полностью восстановить не удастся На уровне отдельных предприятий стремление к поддержанию и восстановлению связей с Россией выражается не только в увеличении объема торговли, но и в росте числа публичных акций — митингов, обращений к властям и пр. Некоторые предприятия пытаются реанимировать программы сотрудничества, прерванные после майдана и последовавших за ним санкций. Так, ГП Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова заключило в прошлом году контракт с компанией S7 Sea Launch Limited на поставку ракет «Зенит» в рамках программы «Морской старт». ГП «Антонов» возобновляет обслуживание Ан-124-100 «Руслан» с российской авиакомпанией «Волга-Днепр» и предоставило советников для расследования причин авиакатастрофы Ан-148-100В, которая произошла 11 февраля в Подмосковье. Однако очевидно, что ни «Южмашу», ни «Антонову» уже не удастся вернуться на прежний уровень кооперации. Российская сторона приняла решение не поставлять на Украину комплектующие для «Зенитов», и ракеты будет доукомплектовываться непосредственно на космодроме. У «Антонова» вообще нет долгосрочных перспектив в России. Производство Ан-140 и Ан-148 прекращено, к тому же «Антонов» прекратил поставки в Россию двигателей для Ан-148, что существенно сократит срок эксплуатации уже используемых самолетов. Может, это и к лучшему: Ан-140 и Ан-148 имеют репутацию не очень надежных моделей и чем раньше им найдут замену, тем меньше новых аварий будет у их нынешних эксплуатантов. С «Русланом» тоже не все хорошо: ни сами самолеты, ни двигатели к ним не выпускаются. Из-за противодействия украинской стороны планы возобновления производства на ульяновском предприятии «Авиастар» так и остались планами, и на предприятии заявили о разработке нового самолета, который заменит «Руслан». Ряд украинских предприятий, в частности АО «Мотор Сич», ГП «Электротяжмаш» и ПАО «Турбоатом» и др. уже не вернутся к прежнему уровню производства из-за разрыва отношений с российскими партнерами. Из четырех вагоностроительных предприятий Украины кризис пережило лишь одно — ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», да и тут объемы производства уже не вернутся к домайданным временам, хотя бы потому, что Россия, на которую приходилась львиная доля экспорта украинского вагоностроения, уже сама выпускает достаточное количество вагонов для своих нужд. Отношения с «агрессором» рвать не будут Тем не менее пусть небольшой, но рост торговли и экономики в целом дает надежду по крайней мере на сохранение торгово-экономического сотрудничества на нынешнем уровне. Для многих украинских продуктов с высокой добавленной стоимостью Россия остается важным рынком сбыта, а в соответствующих отраслях идет пусть медленное, но восстановление. В восстановлении торговли и производства заинтересованы те предприятия, которым удалось пережить кризис, и часть украинских элит, которая связана с этими предприятиями. Ее позиция в изложении одного из ее представителей Вадима Новинского звучит так: «Усилиями нынешней власти за 4 года Украина превратилась в кладбище заводов. Теряются тысячи и тысячи рабочих мест. Чтобы все это возродить, нужен мир, примирение в обществе и восстановление экономических отношений с Россией». Другая часть элит, прежде всего те, кто сейчас находится у власти, относится к сохранению отношений с Россией как к вынужденной мере, если не, по их выражению, к неизбежному злу. Так, в январе 2018 года министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив заявил о том, что законодательству Украины не противоречит торговля с Россией. В феврале первый заместитель председателя Верховной рады Ирина Геращенко написала у себя в «Фейсбуке», что экономические связи надо, конечно, сокращать, но понемногу: «Если бы мы сразу обработали все экономические связи, как это требовали популисты, это бы уничтожило украинскую экономику, и Путину даже не пришлось бы воевать, все бы обошлось ему гораздо дешевле. Мы постепенно сводим наши экономические отношения до минимума». Вероятно, это можно считать полуофициальной позицией нынешней киевской власти. После объявления России «страной агрессором» логично было бы прекратить всякие отношения, в том числе и экономические. Но шизофреническая киевская власть на такое не пойдет. Подписанный Порошенко закон не окажет существенного влияния на торгово-экономические связи. «Напрямую это не повлияет», — сказал Михаил Погребинский, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии. Россия, со своей стороны, не может не реагировать на такие шаги Киева, но и ее реакция не повлияет на экономические отношения, поскольку в Москве горизонт планирования никак нельзя сравнить с тем, что делают в Киеве. «Действия со стороны России будут, но они ограничены стремлением не ухудшать положения рядового украинца», — считает Михаил Погребинский.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl