Общественная организация Кабардино-Балкарии (КБР) «Совет старейшин балкарского народа» (далее ССБН) обвиняет руководство КБР в национализме — по причине того, что исполнительная власть в КБР находится в руках только представителей кабардинского народа. Этот факт, по мнению балкарских активистов, проистекает из несправедливо составленной по отношению к балкарцам Конституции КБР, принятой в 1997 году.
В Конституции КБР декларируется равноправие всех народов КБР, но в ССБН считают, что этого недостаточно. Они требуют пересмотра Основного закона республики и реформы устройства КБР путем деления региона на два равноправных территориальных субъекта — Кабарду и Балкарию, с сопутствующим наделением балкарцев отдельным представительством во власти.
Требование представителей ССБН пересмотреть Конституцию и государственное устройство КБР вызвало резкую критику у представителей кабардинских общественных организаций КБР. Как сообщил корреспонденту «NOVOSTI-DNY»,> политолог Ислам Текушев, уроженец КБР, кабардинские общественники в ответ на требование ССБН «призвали власти республики дать правовую оценку деятельности Совета балкарских старейшин, которую общественники-кабардинцы сочли сепаратистской и нарушающей Конституцию КБР и законодательство Российской Федерации. Ведь требования балкарцев поделить КБР на Кабарду и Балкарию носят ультимативный характер. Если власти не сделают этого, в ССБН грозят выходом балкарской части из состава КБР». Но, как утверждает политолог, кабардинская общественность все же сделала некоторые шаги навстречу балкарцам — предложила парламенту республики принять закон о статусе входящих в КБР этнических территорий, существовавших на момент вхождения балкарских сообществ в состав Российской империи".
Текушев имел в виду прошение к императору Николаю I о вхождении в состав России Балкарии и Дигории (историческое наименование западной части нынешней Северной Осетии — «NOVOSTI-DNY»), поданное балкарскими и дигорскими старейшинами на высочайшее имя в январе 1827 года.
Ранее активисты ССБН акцентировали внимание на том, что с 1992 по настоящее время во главе республики находились исключительно кабардинцы: Валерий Коков, Арсен Каноков и Юрий Коков — действующий глава КБР, родственник первого президента КБР Валерия Кокова (1992–2005 годы). Надо отметить, что к кабардинцу Юрию Кокову в ССБН относятся более лояльно, чем к его предшественнику Арсену Канокову — тоже кабардинцу, бывшему главой республики с 28 сентября 2005 по 6 декабря 2013 года, когда Каноков указом президента России Владимира Путина был отправлен в отставку.
«С прежними властями мы не находили общего языка. Арсен Каноков не хотел решать наших проблем. А Юрия Кокова в республике все хорошо знают, он в курсе проблем. Мы надеемся, что он подойдет к их решению с правовой точки зрения. Жизнь требует объединения, и мы будем трудиться в этом направлении», — заявил лидер Совета старейшин балкарского народа Исмаил Сабанчиев 8 марта 2014 года на митинге в Нальчике, посвященном 70-летию депортации балкарцев в Среднюю Азию. В апреле 2011 года представители ССБН выступили с обращением к тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой отправить в отставку не только действуюшего тогда главу КБР Арсена Канокова, но и работавшего полпредом президента России в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александра Хлопонина (с мая 2014 года вице-премьер РФ по делам Северного Кавказа — «NOVOSTI-DNY»). «Совет старейшин балкарского народа КБР неоднократно обращался к президенту и правительству России, а также к руководителям палат Федерального собрания с просьбой модернизировать структуру власти в Кабардино-Балкарии вплоть до экстренной меры — введения прямого федерального (президентского) правления, — говорилось в тексте. — Из-за серьезных просчетов президента республики Арсена Канокова и полномочного представителя президента России в СКФО Александра Хлопонина ситуация в Кабардино-Балкарии резко обострилась. Это происходит по вине руководства республики и федерального округа, неспособного справиться с коррумпированными кланами — главной причиной роста экстремизма в регионе. К сожалению, главной заботой Хлопонина и Канокова стало быстрое и „правильное“ освоение миллиардов федеральных бюджетных рублей, выделяемых под туристический кластер».
Представители ССБН указывали также президенту Медведеву, что когда в соседней с КБР Карачаево-Черкесии «правильное освоение» дотаций на развитие туризма (имелись в виду якобы имевшие место хищения этих дотаций — «NOVOSTI-DNY») вызвало сопротивление со стороны главы КЧР Бориса Эбзеева — юриста по образованию, полпред Хлопонин якобы лично ходатайствовал о замене Эбзеева на посту главы КЧР Рашидом Темрезовым, начальником управления Федерального дорожного агентства по КЧР. Нынешний глава КЧР в обращении балкарских активистов к Медведеву был назван «молодым бизнесменом, способным закатать бюджетные миллионы в асфальт».
Еще ранее, в 2007 году, Совет старейшин балкарского народа заявил о грубом нарушении официальным Нальчиком земельных прав населения балкарской части республики. В одном из обращений говорилось, что в 2005 году парламент КБР принял законы, которые изъяли из ведения общин балкарских сел Чегемского, Черекского и Эльбрусского районов КБР прилегающие к селам земли — 80% территории горной Балкарии. Изъятые земли получили статус «территорий между селами», то есть из собственности сельских общин были переведены в республиканскую собственность.
Как гласило обращение, в декабре 2006 года председатель правительства КБР Андрей Ярин, глава Чегемского района Михаил Мамбетов, глава Черкеского района Махти Темиржанов и руководитель Эльбрусского района Берт Гызыев направили в ФСБ России предложения о пределах зоны государственной границы России и Грузии, которые серьезно ущемляли земельные права и бюджеты пролегающих близ этой зоны балкарских поселений Верхняя Балкария, Безенги, Булунгу и этнически смешанного села Эльбрус. На территории, которую чиновники КБР определили как пограничную зону, находились пастбища и сенокосы жителей балкарских сел.
В ССБН подчеркивали, что предложение премьера Ярина и глав районов о переделе угодий хозяйственных угодий балкарских сел в пользу пограничной зоны противоречило федеральному закону о государственной границе, указывающему, что исполнительные власти субъектов РФ и районные администрации этих субъектов не являются участниками правовых отношений при определении пограничных зон, пролегающих по территории данных субъектов Федерации. Согласно указанному в обращении закону «О государственной границе РФ», данные вопросы — предмет компетенции только ФСБ и муниципалитетов, по территории которых проходят пограничные рубежи России.
В тексте обращения балкарских старейшин от 2007 года, посвященного проблеме балкарских сел на границе РФ и Грузии, говорилось, что в ФСБ аргументацию жителей балкарских сел тогда поддержали, «что лишь подтверждает попытку органов исполнительной власти КБР и районов ввести в заблуждение руководство ФСБ России. Цель — изъятие земельных угодий и рекреационных объектов у балкарских поселений для перевода сотен гектаров и рекреационных объектов в ведение отдельных чиновников КБР», — говорилось в обращении балкарской общественности от 2007 года.
Северо-Кавказская редакция «NOVOSTI-DNY»,>