Материал комментируют:
Екатерина Сокирянская
Внезапно вспыхнувшие 18 сентября межэтнические столкновения в Кабардино-Балкарии охватили уже несколько населенных пунктов и перекинулись даже на столицу республики — Нальчик. Чтобы ситуация не вышла из-под контроля и для стабилизации политической обстановки в республику срочно направлены дополнительные подразделения Росгвардии из соседних регионов.
Массовые волнения начались в балкарских селениях Кёнделен и Заюково. В тот же день ситуация накалилась и в Нальчике. В среду около здания правительства республики, на площади Согласия, собрались несколько сотен молодых людей с черкесскими флагами, устроившие стычки с полицией. Судя по многочисленным видео из социальных сетей, протестующие разошлись с площади только с наступлением ночи.
Стихийный митинг черкесской (кабардинской) молодежи стал ответной реакцией на события, произошедшие во вторник. Жители балкарского селения Кёнделен отказались пропускать участников конного похода, который организовал и возглавил известный в республике общественный деятель кабардинец Ибрагим Яганов, в свое время добровольцем участвовавший в грузино-абхазской войне.
Поход был приурочен к 310-летию победы в Канжальской битве, которая до сих пор остается одной из самых противоречивых страниц в кавказской истории. Как для черкесских, так и для тюркских этносов. Считается, что в этой битве в 1708 году черкесское ополчение одержало победу над превосходящими по численности войсками крымского хана Каплан-Гирея, который требовал от местного населения выплаты крупной дани.
В честь очередного юбилея сражения группа кабардинских конников под предводительством Яганова организованно поднялась на гору Канжал. На обратном пути они должны были проследовать мимо балкарского селения Кёнделен. Балкарская молодежь восприняла это как неприкрытый вызов. В стороне не остались и самые горячие черкесы — они хотели, чтобы конники непременно прошествовали не мимо, а прямо через центр села.
Как со стороны кабардинцев, так и балкарцев к Кёнделену массово выдвинулась разгоряченная молодежь — сотни человек с каждой стороны. Ситуация раскалилась настолько, что в республику пришлось экстренно направлять подразделения Росгвардии из Северной Осетии и Ставропольского края. На улицах селения появились даже БТР. Чтобы разделить противостоящие стороны, силовики в Кёнделене применили слезоточивый газ и даже были вынуждены стрелять в воздух. Из числа участников массовых беспорядков задержано более сорока человек.
В официальном сообщении Следственного комитета РФ по этому поводу говорится: «Неустановленные лица, отказавшись выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, применили физические насилие в отношении представителей власти, а также пытались спровоцировать столкновение сторон, в том числе размещая в социальных сетях недостоверную информацию о происходящем, а также призывая к возбуждению ненависти и вражды по признаку национальности».
Из-за массовых беспорядков полностью перекрыта дорога, идущая из Нальчика в Тырныауз. А по трассе, ведущей к известному горнолыжному курорту в Приэльбрусье, разрешали проезжать только туристическим автобусам.
Беспорядки перекинулись и на селение Заюково, куда также пришлось стягивать силы Росгвардии и полиции. Массовые задержания проведены во вторник и в окрестностях Баксана — второго по величине города Кабардино-Балкарии, через который проложена дорога в Нальчик — колонна сильно возбужденных активистов по ней пыталась проследовать в столицу республики.
Следственный комитет КБР объявил о проведении проверки по факту применения насилия к представителям власти в Кёнделене и размещения экстремистских призывов в Интернете. Других официальных сообщений со стороны силовиков нет. Ни количество пострадавших в Кёнделене, Баксане и Нальчике, ни число задержанных пока не сообщается.
Показательно, что власти Кабардино-Балкарии тоже до сих пор хранят молчание по поводу межэтнических столкновений. К утру 20 сентября высказались по этому поводу лишь сенатор от республики и ее бывший глава Арсен Каноков и республиканский муфтий Хазратали Дзасежев. Но высказались дежурными фразами, призвав обе стороны конфликта к спокойствию.
О ситуации в Кабардино-Балкарии «Свободная пресса» поговорила с директором Центра анализа и предотвращения конфликтов, кандидатом политических наук Екатериной Сокирянской.
«СП»: — Екатерина Леонидовна, в соцсетях появилась информация, будто события в Кабардино-Балкарии — это попытка дестабилизировать ситуацию в республике, предпринятая врагами главы региона Юрия Кокова. Вам верится в такой сценарий? Или все же есть объективные предпосылки в виде нерешенных проблем, которые привели к таким массовым столкновениям?
— Пока что я еще не говорила с людьми на местах, поэтому про провокаторов, якобы пытающихся навредить Кокову, просто не знаю. Но объективные предпосылки к обострению ситуации есть. И мы давно о них говорим.
Вопрос так называемых межселенных территорий ведь не решен, что продолжает тревожить балкарцев. У кабардинцев свои претензии. Последние годы земельные вопросы обостряются в КБР неуклонно. Но напряжение между кабардинцами и балкарцами растет, в том числе, и в связи с накопленными проблемами в обществе.
Вообще, национальная тема последние пару лет снова становится актуальной по всему Северному Кавказу. И у черкесского движения наблюдается некоторое возрождение после «послеолимпиадного» спада.
«СП»: — И с чем это, на ваш взгляд, связано?
— Этнические вопросы на Кавказе всегда оставались актуальными, и, к сожалению, неразрешенными. Одно время казалось, что ислам совсем вытеснил национальные идеологии. Но это обманчивое ощущение. Хотя отчасти спад влияния радикального исламизма в последние годы повлиял на вновь возрождающиеся национальные движения. А рост межэтнической напряженности связан с тем, что в напряжение в обществе в целом растет. А, как известно, фрустрации ищут выхода. И проще всего канализировать их против соседа другой национальности, с которым имеется продолжительная история земельных споров, непростых отношений и политической конкуренции.
«СП»: — Думаете, такие же острые конфликты могут возникнуть и в других регионах Северного Кавказа?
— Да, первая моя мысль, когда прочла новости из КБР, была именно такой: что это может стать не единичным случаем. В Кабардино-Балкарии все-таки противоречия не столь глубоки, как в Казбековском районе Дагестана, например. Или в Пригородном районе Северной Осетии РСО-Алания. Но при неблагоприятных обстоятельствах все возможно. Видите, сколько уже тревожных сигналов.
«СП»: — Почему недостаточно мер в этом направлении предпринимает Федеральное агентство по делам национальностей?
— У ФАДН нет полномочий начать распутывать сложнейшие клубки межнациональных противоречий на Северном Кавказе.
«СП»: — Тут, скорее, речь не о полномочиях, а о политической воле.
— Это я и имею в виду. Сейчас главная задача — сохранить «стабильность», как ее понимают в Кремле. А «полномочия» у агентства появятся, если будет дана установка решать вопросы.
Что касается КБР, то, видимо, боялись, что как только в Казбековском районе начнется мобилизация обоих сообществ — на помощь двинутся и кабардинцы и балкарцы. Поэтому стороны быстро развели и нагнали Росгварию.
Я надеялась, что все ограничится Кенделеном. Все же повод не слишком глубокий у этого столкновения. А вечером произошли столкновения в Нальчике. Если сейчас силовики будут продолжать работать жестко и начнут преследовать людей с нарушением закона, эскалация возможна. «Спящая красавица» может проснуться.
Я очень надеюсь, что уважаемые люди с обеих сторон успокоят молодежь. Власти нельзя подливать масла в огонь жестокими и несправедливыми действиями. Но системные предпосылки, к сожалению, никуда не денутся.
«СП»: — А что вы предлагаете конкретно, чтобы такие конфликты на Северном Кавказе не повторялись?
— Все мои рекомендации стары и занудны. Во-первых, необходимо осторожно и кропотливо распутывать клубки земельных и территориальных споров, создавать более свободную политическую систему, когда люди способны влиять на власть, на свою жизнь, на то, что происходит вокруг. Чтобы можно было высказываться свободно. Чтобы не копились фрустрации и злость, которыми потом легко манипулировать.
Нужны системные политические и социально-экономические реформы. Плюс разрешение действительно сложных земельных и территориальных конфликтов при посредничестве федерального центра. Все остальное — это просто косметический ремонт. Или уже даже уже не ремонт, а макияж.
Из досье «СП»
В Канжальской битве черкесское войско под предводительством князя Кургоко Атажукина нанесло разгромное поражение численно превосходящей орде крымского хана Каплан-Гирея, состоявшей из турок и крымских татар. В тот день 7 тысяч кабардинских конников внезапным ночным ударом в горном ущелье частично уничтожили, а частично обратили в бегство приблизительно 20 тысяч пришедших за данью на их землю крымцев и турок.
В 2013 году Институт российской истории РАН отметил, что битва у горы Канжал «имеет важнейшее значение в национальной истории кабардинцев, балкарцев и осетин».