Материал комментируют:
Руслан Камбиев
Ингушетия все сильнее погружается в политический кризис: на поддержку протестующим в республиканскую столицу Магас приехали черкесские общественники из соседней Кабардино-Балкарии, которая и сама только недавно стояла на пороге жестокого межэтнического конфликта. Кремль продолжает взирать на все это безучастно: в Ингушетию не приехал ни один федеральный политик.
Кто и зачем «сбивает» рейтинг Евкурова
В центре Магаса продолжается бессрочный митинг, в котором участвует несколько тысяч человек, съехавшихся со всей республики. Протестующие требуют отмены закона об утверждении чечено-ингушской границы, который 4 октября был утвержден парламента обеих республик. Оппозиция уверена, что, в соответствие с этим законом, Чечня получает большие земельные участки в Сунженском и Малгобекском районах Ингушетии.
В то же время руководство республики продолжает настаивать: ни о каком отчуждении территории речь не идет — граница просто была уточнена, и между Чечней и Ингушетией произошел обмен равноценными участками. Об этом же заявляют и некоторые федеральные эксперты.
«Происходит размен территорий на условиях общего равенства. Все те, кто раздувает эту ситуацию, говорят, что Ингушетия недополучает какие-то земли. Но эти претензии не касаются подписанного соглашения. Это соглашение всего лишь фиксирует мелкий обмен территориями в рамках уточнения административных границ», — заявил в интервью журналистам председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты России Иосиф Дискин.
Второе требование митингующих в Магасе — это немедленная отставка главы региона Юнус-бека Евкурова, который и подписал скандальный закон. На фоне этих требований у Евкурова значительно ослабли позиции в губернаторских рейтингах.
Так, в опубликованном на днях «Центром электоральных практик» и «Политической экспертной группой» рейтинге избираемости губернаторов Евкурову поставили «двойку». Как объясняют авторы исследования, это значит, что с большой долей вероятности он не сможет переизбраться на новый срок. Правда, новые выборы Евкурову предстоят только в 2023 году — только месяц назад он был утвержден Народным собранием Ингушетии на пятилетний срок полномочий («за» него проголосовали 26 депутатов из 30).
Власть подавляет любые проявления воли
В Кремле к обострению отношений между Чечней и Ингушетией относятся очень серьезно — хотя пока что ни одно официальное лицо из Москвы в бунтующую республику не приехало. А ведь только недавно межэтнические столкновения происходили в Кабардино-Балкарии: «Свободная пресса» подробно рассказывала про массовые протесты в балкарских селениях Кёнделен и Заюково, которые затем переросли в массовый стихийный митинг в Нальчике — после этих событий был вынужден экстренно уйти в отставку глава региона Юрий Коков.
В этой связи особенно показательно, что на бессрочную акцию протеста в Магас отправилась и группа общественников из Кабардино-Балкарии. Среди них — кабардинец Ибрагим Яганов, в свое время добровольцем участвовавший в грузино-абхазской войне. Именно Яганов был инициатором конного похода, который в итоге и оказался «катализатором» межэтнических столкновений в республике.
Почему же сегодня на Северном Кавказе опять неспокойно? «Свободная пресса» обсуждает это с председателем правозащитной организации «Открытый Кавказ», членом Северо-Кавказского экспертно-аналитического центра Русланом Камбиевым.
«СП»: — Руслан Хаджи-Муратович, вы разделяете мнение, что массовые протесты в Кабардино-Балкарии и Ингушетии имеют одну первопричину?
— Последние события в Кабардино-Балкарии ярко показали результаты грубых просчетов межнациональной политики на Северном Кавказе, а ситуация в Ингушетии еще раз подчеркнула, что власть абсолютно не считается с мнением граждан и оторвана от народа.
Чиновники перестали слышать общество — любой голос «от народа», не совпадающий с их мнением, считают проявлением экстремизма, в тот же момент, сплошь коррумпированная местная власть себя считает непогрешимой, а свои решения считает «спущенными с небес».
Но ингушский народ показал, что это не так, и от него тоже многое зависит. Это является прецедентом в масштабах России и сейчас крайне интересно, как на это отреагирует власть.
Ведь это может послужить примером давно забытой всеми демократии, о которой так любят говорить чиновники. Власть делает ровно столько, сколько позволяет общество и если бы народ знал свою силу и права, он давно уже потребовал бы достойную жизнь, а не довольствовался бы жалким существованием.
«СП»: — Чем, как полагаете, могут завершиться в конечном итоге события в Ингушетии?
— Трудно спрогнозировать. Но в любом случае, пример волеизъявления ингушей достоин уважения: сейчас мы наблюдаем ростки гражданского общества, пробившиеся сквозь толщу закатанного асфальтом жизненного пространства Северного Кавказа.
Только открытая и прозрачная власть способна взаимодействовать с сильным обществом, слабая же власть всегда будет подавлять любые проявления воли граждан, тем самым провоцируя очередной политический кризис и экономический коллапс. Что мы, собственно и наблюдаем на Северном Кавказе, где во власти крайне мало людей с государственным мышлением.
«СП»: — Недовольство Евкуровым в Ингушетии, похоже, нарастало давно. Но только сейчас люди решились на столь массовые протесты. Почему?
— Меня тоже удивляет, почему народ в Ингушетии не вышел на площадь, когда были пытки, похищения и беспредел силовиков? Ведь только недавно весь состав Центра по борьбе с экстремизмом МВД по Ингушетии предстал перед судом за невероятные по жестокости и циничности преступления.
Но только земельный вопрос смог вывести людей на площадь. Я, например, как житель КЧР с удовольствием готов передать всю землю Карачаево-Черкесской Республики Ставропольскому или Краснодарскому краю, возможно, хоть тогда будет какой-то порядок, а не клановое «владение» различными министерствами, которые чиновники уже передают друг другу по наследству.
Новости Ингушетии: В Ингушетии депутаты байкотировали заседание Народного Собрания