Материал комментируют:
Дмитрий Ефремов
Юнус-бек Евкуров вслед за своим чеченским коллегой оказался «мишенью» критики западных стран, обвинивших его в попраниях гражданских прав и свобод. Поводом стали массовые аресты оппозиционеров, которые требовали отставки Евкурова и отмены соглашения о новой границы с Чечней. Между тем, подобные требования звучат уже и в Дагестане. Кому выгодно «раскачивать» Северный Кавказ, разбиралась «Свободная пресса».
Ингуши пошли к Европарламенту
На выходных сразу в нескольких европейских столицах прошли митинги представителей вайнахской диаспоры, которые требовали от Кремля отставки главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова. Тех самых, которые участвовали в несанкционированном митинге 27 марта, закончившемся массовыми потасовками с бойцами Росгвардии.
Проведение митингов активно освещалось оппозиционными сайтами и соцсетями, в YouTube вели прямые трансляции.
6 апреля десятки ингушей вышли на площадь перед зданием Европарламента в Брюсселе и к зданию посольства Российской Федерации в Хельсинки, а 7 апреля — на центральную площадь перед ратушей (администрацией) Гамбурга. Все митинги, естественно, были согласованы местными властями.
Читайте также
Бунт в Ингушетии: Усмирять Кавказ стянули силовиков из всей страны
Республика буквально оцеплена войсками, готовыми применять оружие против мирных жителей
Судя по видеозаписям, прогуливающиеся по центрам европейских городов туристы, с удивлением озираются на митингующих, плохо представляя, чего именно требуют бородатые мужчины и женщины в платках. Протестующие держали в руках ингушские флаги и рукописные транспаранты (на русском, английском и немецком языках) с лозунгами типа «Росгвардия, убирайся домой!», «Мы требуем вернуть все территории!» и «Кремль! Останови насилие в Ингушетии!»
На всех трех акциях были зачитаны схожие резолюции: протестующие требовали от российских властей отменить соглашение об установлении чечено-ингушской границы, которое 26 сентября подписал Юнус-бек Евкуров и Рамзан Кадыров, освободить из изоляторов арестованных оппозиционеров, вернуть в регионе прямые выборы…
Махачкала погрозила Кадырову… и сама испугалась
Похоже, что в «воронку конфликта», начавшегося в Ингушетии, вовлекается все больше территорий. Один из пунктов требований митинговавших в городах Европы — исполнить Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» в части определения статуса Пригородного района.
Напомним, именно принадлежность этого района и стала причиной осетино-ингушской войны в 1992 году, после которой ингушское население фактически было выдавлено с этих земель. Призывы вернуть эти земли в состав Ингушетии отчетливо зазвучали еще в прошлом году на многодневном митинге в Магасе, который спровоцировало принятие соглашения о чечено-ингушской границе. Чем громче призывы, тем серьезнее опасность новой войны.
Еще одна административная граница, вокруг которой разворачиваются драматические события, — чечено-дагестанская, установление которой началось в январе. Жители многих дагестанских районов (Ботлихского, Гумбетовского, Казбековского, Новолакского) уверены, что в результате «уточнения» границы к Чечне будут присоединены их исконные земли. Причем все заседания двусторонней комиссии, на которой обсуждается демаркация границ, проходят за закрытыми дверями.
Масла в огонь подлила пресс-служба Народного собрания Дагестана, которая 2 апреля сообщила: председатель правительства Артем Здунов и спикер парламента Шизри Шихсаидов направили чеченским властям официальное письмо по поводу «одностороннего» установления границ.
Оказывается, участок площадью 80 гектаров в районе Кизляра отошел к территории Чечни без ведома дагестанских властей. Правда, спустя несколько часов пресс-релиз, вызвавший бурю негодования в республике, с сайта Народного собрания пропал… Никаких комментариев ни дагестанские, ни чеченские официальные лица давать не стали, провоцируя слухи — один жутче другого.
Мишенью выступает руководство республик
О том, как нужно реагировать властям регионов Северного Кавказа на новые вызовы, «Свободная пресса» обсудила с экспертом Дмитрием Ефремовым, директором общественной организации «Будущее Кавказа».
«СП»: — Дмитрий Сергеевич, как вы полагаете, смогут ли митинги представителей ингушской диаспоры в Европе «смягчить» позицию властей республики?
— Митинги в Европе сейчас — это ушедший поезд. Это даже пару лет назад уже не действовало, а уж теперь, после приостановки работы российской делегации в Совете Европы, — и подавно. Тем не менее, для руководства Ингушетии — это вызов!
Когда несколько лет назад в Европе проходили ичкерийские митинги, Рамзан Кадыров задействовал большую эмигрантскую чеченскую сеть для организации «ответа», и это выглядело эффектно. Но это были не только митинги, а использовался весь арсенал госпропаганды. Вопрос, сможет ли это сделать Евкуров в нынешней ситуации.
«СП»: — Массовые протесты в Ингушетии начались после установления границы с Чечней. А сейчас ведь похожая ситуация разворачивается уже в Дагестане, и многие всерьез опасаются, что там тоже «рванет».
— Если сравнивать примеры протестов по землеотводам в разных республиках, то, конечно, у них схожие локальные цели — мишенью выступает руководство республик. А в широкой перспективе я вижу пока только конфликт элиты Татарстана и Чечни — они по крайней мере в одной весовой категории.
«СП»: — А при чем тут Татарстан?
— Среди самих жителей Дагестана после смены руководства республики, председателя правительства и ротации в министерствах ходила шутка, что их присоединили к Татарстану. Разумеется, это не так даже де-факто, иначе мы бы видели более жесткую реакцию на спорный вопрос о кадастровом учете земель.
Читайте также
Киев грозит Севастополю «летающими телеграфными столбами»
Испытания ракетного комплекса «Нептун» под Одессой: Украина почти догнала вчерашний день
Предположу, что госменеджерам в Дагестане этот вопрос не кажется спорным и они готовы решить его в пользу Чечни, несмотря на куражные публичные заявления. На мой взгляд, демарш дагестанских парламентариев с публикацией и последующим удалением с сайта Народного собрания Дагестана письма направлен вовсе не на сохранение доставшихся от СССР административных границ, а на встряску тандема Владимира Васильева и Артема Здунова.
«СП»: — Неужели на федеральную повестку нынешние события в Ингушетии и Дагестане никак не повлияют?
— Если говорить об этих событиях в контексте федеральный повестки, то здесь мы можем предположить более длинную цель — прагматичное «исследование» интересантами различных сценариев, которые могут быть использованы в предстоящем транзите власти.
И, на мой взгляд, это касается не обострения отношений между гражданами России, проживающими на сопредельных территориях национальных республик, а обострение конфликта между группами (или как любят говорить про Кавказ, «кланами» национальной элиты). И вот здесь-то речь уже действительно может идти о Чечне и Татарстане.
Новости мира: Сторонник Трампа стал главой Всемирного банка