Материал комментируют:
Алим Бишенов
Конституционный суд Ингушетии признал незаконным закон об установлении чечено-ингушской границы. Именно из-за него на Северном Кавказе ломают копья больше месяца. Впрочем, Юнус-бек Евкуров уже заявил, что решение суда исполнять не намерен.
Поспорили о Конституции
Соглашение об установлении границы, напомним, было подписано Юнус-беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым еще 26 сентября — речь шла об обмене участками земли площадью 1890 гектаров в малонаселенных районах обеих республик.
4 октября парламенты Чечни и Ингушетии приняли законы о ратификации данного соглашения. Причем если в чеченском обществе установление границы восприняли спокойно, то в Ингушетии три недели продолжались массовые протесты, в которых участвовали несколько тысяч человек.
Участники акции потребовали от президента немедленно отправить в отставку Юнус-бека Евкурова, а 11 октября Совет старейшин ингушских тейпов «Мехк-Кхел» вынес решение не заключать браки с родом Евкуровых до седьмого колена.
Ингушская оппозиция пригрозила обратиться в ООН, Совет Европы и Лигу исламских государств по поводу незаконности установления границы между Чечней и Ингушетией. А тем временем группа ингушских парламентариев направила заявление в Конституционный суд республики. И вчера суд вынес решение, признав закон об установлении границы незаконным.
— Местные депутаты и жители посчитали, что закон нарушает их конституционные права. Суть претензии в том, что было изменение границы двух субъектов, а так как она устанавливалась впервые, то должно было учитываться мнение местного населения. И, согласно тексту постановления Конституционного суда Республики Ингушетия, соглашение о границе теряет правовую силу, а новые границы должны быть установлены на референдуме. - Говорит адвокат, полномочный представитель Российской Федерации в международной юридической ассоциации PraeLegal Алим Бишенов.
Политический кризис нарастает
Юнус-бек Евкуров уже заявил, что решение Конституционного суда Ингушетии исполнять не намерен и добьется его обжалования. Ранее, напомним, и Рамзан Кадыров тоже заявил, что спор об установлении границ полностью исчерпан: вполне возможно, что Конституционный суд Чечни теперь оперативно примет решение о том, что чеченский закон о ратификации соглашения принят законно. Как разрешать эту правовую коллизию, неизвестно.
— Решение Конституционного суда Республики Ингушетия окончательное и не подлежит обжалованию. Поэтому на то, что оно будет отменено, шансов очень мало. Может быть создана специальная комиссия между Конституционным судом Республики Ингушетия, местными парламентом и правительством, но что она будет делать в отношении этого постановления, не ясно, — говорит Алим Бишенов.
Спор вокруг чечено-ингушской границы тем временем вернул к жизни давние территориальные претензии других регионов. Участники протестов в Магасе, выступавшие против утверждения чечено-ингушской границы, настойчиво требовали вернуть в состав Ингушетии Пригородный район Северной Осетии (выведен из ЧИАССР в 1944 году).
Кавказская казачья линия (объединяет нереестровых казаков) потребовала вернуть в состав Ставропольского края два района Чечни — Наурский и Шелковской. В своем обращении казаки указывают, что эти районы были «незаконно переданы Никитой Хрущевым Чечне в 1956 году». И пишут, что в Наурском и Шелковском районах, которые стали почти моноэтническими, нарушаются конституционные права русского и казачьего населения.
Распахнули ящик Пандоры
Уже четверть века звучат призывы по разделению двух субъектов — Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Причем сепаратисты поднимают на щит решения не только властей советской эпохи — но и ельцинского периода.
Еще в 1992 году Верховный совет Кабардино-Балкарской ССР одобрил решения о разделении республики — но завершить его не удалось по банальной причине: невозможно оказалось определить границы этнических территорий". Зато в том же году уже Борис Ельцин был готов признать разделение Карачаево-Черкесии и внес на рассмотрение в Верховный совет РСФСР проект соответствующего закона.
«Дремлют» подобные споры не только на Северном Кавказе, но и по всей России. В годы Гражданской войны на Дальнем Востоке было создано Государство Бурят-Монголия, требовавшая присоединения к Монголии — позднее она была разделена большевиками на несколько регионов. Но бурятские националисты до сих пор озвучивают требования «вернуть историческую справедливость», передав в состав Усть-Ордынского Бурятского округа Ольхонский район Иркутской области, а в состав Агинского Бурятского округа — Акшинский и Ононский районы Читинской области (все эти территории ранее входили в состав Бурят-Монголии).
Немало подобных споров и в Поволжье — они также связаны со спецификой расселения титульных этносов. Татарские националисты давно требуют присоединить к республике районы западной части Башкирии (где велика доля татар), чувашские — вернуть в состав Чувашии часть Дрожжановского и Буинского районов Татарстана (здесь расположены десятки чувашских селений).
В свою очередь, русские жители юго-востока Чувашии (Алатырь, Алатырский и Порецкий районы, где титульный этнос — чуваши — малочисленны) хотят присоединения к Ульяновской области. А вот башкирские националисты, в свою очередь, предъявляют претензии на Аргаяшский и Кунашакский районы Челябинской области. И снова ссылаются на «историческую справедливость»: в 1934 году в составе новообразованной Челябинской области существовал Аргаяшский кантон, населенный преимущественно башкирами.
Как видно, регионов, у которых есть давние — и неразрешенные — претензии к соседям, десятки: от Калмыкии до Костромской области. И какую позицию в этом вопросе займут власти страны, совершенно неясно.
Новости по теме: Юнус-Бек Евкуров: к протестам в Ингушетии призывают имамы