
Материал комментируют:
#"
Павел Устюжанинов
С января по июнь в России почти на две трети год к году сократился импорт новых легковых автомобилей, до 149,3 тыс., подсчитали в агентстве «Автостат».
Подавляющее большинство машин ввозилось из Китая (77%). Второе место заняла Киргизия (8%), далее идут Белоруссия (4,7%), Южная Корея (4,4%) и Казахстан (2,2%). Лидерами среди импортируемых автобрендов являются Changan (15,8%), Geely (10%), Haval (6,9%), TANK (6,5%) и Toyota (5%).
За первое полугодие в России продали к аналогичному периоду 2024-го на 26,3% меньше новых легковых авто — 530,4 тыс. Но, несмотря на общий тренд, продажи люксовых автомобилей за тот же период выросли на 19%, до 320 единиц.
Около трети от общего объема (100 авто, рост продаж 56%) занимает Rolls-Royce. Второе и третье места у Bentley (90, -4%) и Lamborghini (72, -5%). Июнь при этом стал максимально удачным для люксового сегмента — было реализовано 60 новых машин, что на 62% больше к тому же месяцу прошлого года.
Остальная часть авторынка остается в сложной ситуации. Данные Главного таможенного управления КНР за первое полугодие демонстрируют серьезное падение импорта китайских авто в России в стоимостном и ежегодном выражении — на 57,2%, до $2,7 млрд.
При этом в январе-апреле импорт авто из Китая упал к аналогичному периоду прошлого года составил 47%, до $1,9 млрд. Май во многом усугубил ситуацию на рынке.
Поставки китайских грузовиков за первое полугодие обвалились намного сильнее — на 77,6%, до $287,3 млн. Импорт запчастей и принадлежностей для моторных транспортных средств упал на 9,6%, до $1 млрд.
Ответственный секретарь отечественной части Российско-Китайской палаты Павел Устюжанинов подтвердил, что автомобили made in China составляют львиную часть рынка, а продажи легковушек с начала года падают на фоне затоваривания, которое сохраняется до сих пор.
«СП»: Получится выбраться из сложной ситуации на авторынке?
— Чтобы россияне стали больше покупать автомобилей во втором полугодии, нужны средства.
Но денег у граждан будет только меньше на фоне увеличения оплаты за различные сервисы, в том числе услуги ЖКХ, и товары народного потребления.
Спрос на китайские автомобили может быть подстегнут обсуждением в информационном поле возможного повышения пошлин, утильсбора и цен на авто из КНР (К примеру, председатель Комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг не исключил таких мер для защиты отечественных производителей — «СП»).
Такие обсуждения могут повлиять на всплеск покупок в краткосрочной перспективе, как и разговоры автодилеров об акциях к новогодним праздникам.
К тому же ближе к концу декабря россиянам выплачивают различные платежи и премии. Но все равно общая тенденция, скорее всего, ведет к снижению спроса на автомобили.
«СП»: Как россиянам сейчас проще приобретать китайские автомобили: в кредит или покупать сразу?
— С кредитами возникли большие сложности после повышения ключевой ставки, поэтому берущие их достаточно сильно переплачивают. Переплата достигает слишком больших высот не только из-за самого тела кредита, но и из-за сервисных выплат, в том числе страховок.
Дешевле покупать за деньги, которые уже есть, или в рассрочку, то есть проще накопить. Но это при условии, что зарплата позволяет относительно быстро собрать деньги на машину. Если копить годами, цены улетят куда быстрее.
«СП»: Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов в 2025 году неоднократно говорил о демпинге китайских автобрендов. Почему это происходит?
— Китайские бренды пользуются ситуацией, поскольку их доля на российском авторынке по отношению к маркам из других стран серьезно выросла. К тому же на это накладывается фактор затоваривания, в Россию ввезли много автомобилей.
Соответственно проще даже значительно уменьшить цену на продаваемый автомобиль, чтобы увеличить оборот.
Китайские компании вынуждены это делать, так как иногда хранение и обслуживание машин в автодилерском центре более затратно для бизнеса, чем скидки.
«СП»: По подсчетам Банка России, медианная оценка инфляционных ожиданий населения на годовом горизонте в прошлом месяце уменьшилась до 13,0%. Можно предполагать, что сейчас инфляционные ожидания людей со средним достатком позволят раскрутиться авторынку?
— Все равно есть сдерживание спроса из-за нехватки накоплений для того, чтобы купить автомобиль сразу. Цены на автомобили выросли слишком сильно. Сейчас покупка машины становится непосильной. Мы приблизились к тому моменту, когда автомобиль опять начинает становиться роскошью.
«СП»: Может ли импорт мотоциклов, в том числе импортируемые из Китая, как-то исправить ситуацию, если они стоят дешевле, в том числе в обслуживании?
— Они в целом дешевле, но рынок более узкий. Мотоциклами и мопедами пользуется куда меньше людей. Это совершенно другой тип транспорта. Также есть сдерживающие факторы — климатический и возрастной. Все же мототранспортом больше пользуется молодежь. К тому же премиальные бренды мотоциклов все равно стоят достаточно дорого.
11:30
Вторник
0
388
«Это не набор обещаний»: «Единая Россия» зовет в светлое будущее, забыв про сомнительное прошлое и уголовно-наказуемое настоящее - «Политика»
Цель «народной программы» партии власти — не услышать народ, а создать у него иллюзию соучастия
11:30
Четверг
150
Сводки СВО, 18 декабря, главное: Последнее предупреждение Путина и жесткая ответка за Ростов - «Военные действия»
1393-й день спецоперации. Следующей ключевой битвой становится сражение за Константиновку
11:30
Четверг
148
Драго Боснич: Еще не родившийся «Темный орел» — пустышка в сравнении с «Искандером-1000», ударившим по Одессе - «Военные действия»
Пентагон готов принять «гиперзвукового первенца» с боевой частью весом в полмешка картошки
11:30
Среда
210
Нехорошая квартира: Верховный суд рассмотрел «дело Долиной-Лурье» под прицелом телекамер - «Общество»
Происшествия и криминал
11:30
Понедельник
0
297
Vessel Protect: Диверсии на Черном море заставят Россию вплотную заняться Одессой - «Происшествия»
Натовские страны возмущены терактами, а страховщики уже резко взвинтили расценки
