Коммуникационная дилемма Армении и грузинская «дорога жизни» - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Коммуникационная дилемма Армении и грузинская «дорога жизни» - «Новости Дня» 15:00 Среда 0 463
1-03-2017, 15:00

Коммуникационная дилемма Армении и грузинская «дорога жизни» - «Новости Дня»


Фото: novost.geНа прошлой неделе Грузию с двухдневным официальным визитом посетила представительная правительственная делегация Армении во главе с премьер-министром страны Кареном Карапетяном. О высоком представительском уровне свидетельствует и тот факт, что премьера в поездке сопровождали министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян, министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Ашот Манукян, министр транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян, министр здравоохранения Левон Алтунян, министр сельского хозяйства Игнатий Аракелян.
В ходе визита армянский премьер провел переговоры со своим грузинским коллегой Георгием Квирикашвили, президентом Георгием Маргвелашвили, встретился с католикосом-патриархом Всея Грузии Илией II, с представителями армянской диаспоры, посетил две армянские церкви. В ходе переговоров обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества Грузии и Армении в сферах экономики, энергетики, торговли, культуры и туризма, транспорта.
«Мы заинтересованы в том, чтобы граждане Грузии рассматривали Армению как страну, в которую можно инвестировать, приезжать в качестве туриста. У наших коллег есть предложение для бизнесменов, чтобы провести встречу и рассмотреть возможности как грузинского, так и армянского рынка», — заявил Карен Карапетян на пресс-конференции в Тбилиси. Он пригласил Георгия Квирикашвили с официальным визитом в Армению.
Грузинский премьер в свою очередь заявил, что армянская сторона привезла с собой «интересные предложения» по освоению потенциала и кооперации между двумя странами в различных сферах. «С нашей стороны мы выразили полную готовность активно работать в этом направлении и поощрять представителей частного сектора из обеих стран», — заявил Квирикашвили.
О многовековой дружбе и братстве грузинского и армянского народов, о сотрудничестве двух церквей говорил католикос-патриарх всея Грузии, которого Карен Карапетян поблагодарил за прием и передал ему слова уважения и теплые приветствия президента Армении Сержа Саргсяна и католикоса всех армян Гарегина II. Те же мысли озвучили и премьер-министры стран. Нельзя не отметить, что принимающая сторона, как всегда, держала на самом высоком уровне планку знаменитого грузинского гостеприимства. «Большое спасибо за теплый прием нашей делегации… Мы соскучились по атмосфере, в которой нас встретили здесь…» — сказал армянский премьер.
Однако эксперты двух стран обратили внимание на то, что после встречи с глазу на глаз главы армянского и грузинского правительств ни до, ни после встречи не раскрыли деталей переговоров и ограничились общими фразами по поводу укрепления двухсторонних торговых отношений. Несмотря на это, общее мнение подавляющего большинства экспертов сводится к тому, что одной из основных тем переговоров было задействование альтернативных транзитных путей в направлении России через территорию Грузии. Этот вопрос для армянской стороны имеет первостепенное значение. Как известно, Турция и Азербайджан полностью закрыли свои участки границы с Арменией, подвергая ее жесткой блокаде.
Сразу после распада СССР блокада Армении начинала напоминать ленинградскую. Естественно, что для государства недопущение такой ситуации в будущем является стратегически важной задачей. Сегодня Армения общается с миром через Иран и Грузию. Отношения с Ираном строятся на древней индоевропейской общности и многовековых ирано-турецких противоречиях. Религиозные и ментальные различия, исторический опыт заставляют в долгосрочной перспективе смотреть на развитие армяно-иранских отношений с известной долей скепсиса.
По территории Грузии проходит главная коммуникация, связывающая Армению с главным политическим и экономическим союзником — Россией. Но дорога эта, проходящая в высокогорье, имеет не слишком большую пропускную способность и к тому же в довольно большой степени зависит от погодных условий. А в горах погода стабильной практически не бывает, особенно в зимнее время. Снегопады, сходы лавин или просто их угроза часто и надолго перекрывают эту важнейшую для Армении экономическую артерию. В связи с этим альтернатива расположенному на грузино-российской границе таможенно-пропускному пункту «Казбеги — Верхний Ларс» приобретает огромное значение.
Однако политические противоречия на Южном Кавказе переплелись в такой тугой узел, что размотать его будет чрезвычайно сложно. Дело в том, что альтернативные пути в Россию могут пройти либо через Абхазию, либо через Южную Осетию (не считая железнодоржной морской паромной переправы по маршруту порт Поти — порт Кавказ — «NOVOSTI-DNY.Ru»). А эти территории Грузия рассматривает как «оккупированные». Принятый в связи с этим специальный закон об «оккупированных территориях» прямо запрещает торговым представителям третьих стран перемещаться по этим территориям.
Вроде бы, вопрос должен быть закрыт, но еще в 2011 году было достигнуто соглашение «О торговых коридорах», согласно которому стороны получают возможность развивать транспортные коммуникации через территории частично признанных республик Абхазия и Южная Осетия. Именно это соглашение приобрело актуальность в ходе одной из последних грузино-российских встреч в формате «Абашидзе — Карасин». Грузинский представитель сделал следующее заявление: «Работа над договором продолжалась все это время. На данном этапе сначала наша сторона, а затем и российская должны подписать контракт со швейцарской компанией SGS, которая будет контролировать потоки грузов с обеих сторон. Затем начнется непосредственная реализация этого проекта».
Казалось бы, лед тронулся, но политолог Малхаз Мацаберидзе сомневается в возможности открытия альтернативных магистралей, и одной из причин неуспеха считает «незаинтересованность России в экономическом усилении» стран постсоветского пространства, так как в этом случае она «утратит свою доминирующую роль». «Поэтому она не спешит форсировать сообщение с Арменией. Думаю, переговоры будут вестись вокруг участка автомагистрали, проходящей через Цхинвал. Однако в свете грядущего референдума по переименованию оккупированных грузинских территорий в этом вопросе особых подвижек не предвидится, так как Россия попытается увязать признание захваченных территорий с открытием дорог, что для нас неприемлемо. Поэтому этот вопрос находится вне формата двусторонних отношений Армении и Грузии», — считает грузинский эксперт.
Есть и еще один фактор, способный сыграть негативную роль в деле задействования альтернативных маршрутов через Грузию в Россию — жесткая позиция Турции и Азербайджана, которые являются стратегическими партнерами Грузии. Эти страны за последние годы не один раз оказывали на официальный Тбилиси прямое давление с целью провала или блокировки любых проектов, связанных с Арменией.
Так или иначе, но премьер-министр Армении после окончания визита сказал журналистам: «Если вас интересует, будет ли альтернатива Ларсу, то могу вас заверить, что да, будет! Об остальном потом, пока я не раскрываю скобки. Мы договорились как по Ларсу, так и по энергетическому коридору».
Дороги — один из главнейших признаков цивилизации. Где они есть — там прогресс и культура, где их нет — дикость и варварство. Пусть их будет больше, и пусть они ведут к храму, к добру, к миру.
Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»

Фото: novost.geНа прошлой неделе Грузию с двухдневным официальным визитом посетила представительная правительственная делегация Армении во главе с премьер-министром страны Кареном Карапетяном. О высоком представительском уровне свидетельствует и тот факт, что премьера в поездке сопровождали министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян, министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Ашот Манукян, министр транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян, министр здравоохранения Левон Алтунян, министр сельского хозяйства Игнатий Аракелян. В ходе визита армянский премьер провел переговоры со своим грузинским коллегой Георгием Квирикашвили, президентом Георгием Маргвелашвили, встретился с католикосом-патриархом Всея Грузии Илией II, с представителями армянской диаспоры, посетил две армянские церкви. В ходе переговоров обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества Грузии и Армении в сферах экономики, энергетики, торговли, культуры и туризма, транспорта. «Мы заинтересованы в том, чтобы граждане Грузии рассматривали Армению как страну, в которую можно инвестировать, приезжать в качестве туриста. У наших коллег есть предложение для бизнесменов, чтобы провести встречу и рассмотреть возможности как грузинского, так и армянского рынка», — заявил Карен Карапетян на пресс-конференции в Тбилиси. Он пригласил Георгия Квирикашвили с официальным визитом в Армению. Грузинский премьер в свою очередь заявил, что армянская сторона привезла с собой «интересные предложения» по освоению потенциала и кооперации между двумя странами в различных сферах. «С нашей стороны мы выразили полную готовность активно работать в этом направлении и поощрять представителей частного сектора из обеих стран», — заявил Квирикашвили. О многовековой дружбе и братстве грузинского и армянского народов, о сотрудничестве двух церквей говорил католикос-патриарх всея Грузии, которого Карен Карапетян поблагодарил за прием и передал ему слова уважения и теплые приветствия президента Армении Сержа Саргсяна и католикоса всех армян Гарегина II. Те же мысли озвучили и премьер-министры стран. Нельзя не отметить, что принимающая сторона, как всегда, держала на самом высоком уровне планку знаменитого грузинского гостеприимства. «Большое спасибо за теплый прием нашей делегации… Мы соскучились по атмосфере, в которой нас встретили здесь…» — сказал армянский премьер. Однако эксперты двух стран обратили внимание на то, что после встречи с глазу на глаз главы армянского и грузинского правительств ни до, ни после встречи не раскрыли деталей переговоров и ограничились общими фразами по поводу укрепления двухсторонних торговых отношений. Несмотря на это, общее мнение подавляющего большинства экспертов сводится к тому, что одной из основных тем переговоров было задействование альтернативных транзитных путей в направлении России через территорию Грузии. Этот вопрос для армянской стороны имеет первостепенное значение. Как известно, Турция и Азербайджан полностью закрыли свои участки границы с Арменией, подвергая ее жесткой блокаде. Сразу после распада СССР блокада Армении начинала напоминать ленинградскую. Естественно, что для государства недопущение такой ситуации в будущем является стратегически важной задачей. Сегодня Армения общается с миром через Иран и Грузию. Отношения с Ираном строятся на древней индоевропейской общности и многовековых ирано-турецких противоречиях. Религиозные и ментальные различия, исторический опыт заставляют в долгосрочной перспективе смотреть на развитие армяно-иранских отношений с известной долей скепсиса. По территории Грузии проходит главная коммуникация, связывающая Армению с главным политическим и экономическим союзником — Россией. Но дорога эта, проходящая в высокогорье, имеет не слишком большую пропускную способность и к тому же в довольно большой степени зависит от погодных условий. А в горах погода стабильной практически не бывает, особенно в зимнее время. Снегопады, сходы лавин или просто их угроза часто и надолго перекрывают эту важнейшую для Армении экономическую артерию. В связи с этим альтернатива расположенному на грузино-российской границе таможенно-пропускному пункту «Казбеги — Верхний Ларс» приобретает огромное значение. Однако политические противоречия на Южном Кавказе переплелись в такой тугой узел, что размотать его будет чрезвычайно сложно. Дело в том, что альтернативные пути в Россию могут пройти либо через Абхазию, либо через Южную Осетию (не считая железнодоржной морской паромной переправы по маршруту порт Поти — порт Кавказ — «NOVOSTI-DNY.Ru»). А эти территории Грузия рассматривает как «оккупированные». Принятый в связи с этим специальный закон об «оккупированных территориях» прямо запрещает торговым представителям третьих стран перемещаться по этим территориям. Вроде бы, вопрос должен быть закрыт, но еще в 2011 году было достигнуто соглашение «О торговых коридорах», согласно которому стороны получают возможность развивать транспортные коммуникации через территории частично признанных республик Абхазия и Южная Осетия. Именно это соглашение приобрело актуальность в ходе одной из последних грузино-российских встреч в формате «Абашидзе — Карасин». Грузинский представитель сделал следующее заявление: «Работа над договором продолжалась все это время. На данном этапе сначала наша сторона, а затем и российская должны подписать контракт со швейцарской компанией SGS, которая будет контролировать потоки грузов с обеих сторон. Затем начнется непосредственная реализация этого проекта». Казалось бы, лед тронулся, но политолог Малхаз Мацаберидзе сомневается в возможности открытия альтернативных магистралей, и одной из причин неуспеха считает «незаинтересованность России в экономическом усилении» стран постсоветского пространства, так как в этом случае она «утратит свою доминирующую роль». «Поэтому она не спешит форсировать сообщение с Арменией. Думаю, переговоры будут вестись вокруг участка автомагистрали, проходящей через Цхинвал. Однако в свете грядущего референдума по переименованию оккупированных грузинских территорий в этом вопросе особых подвижек не предвидится, так как Россия попытается увязать признание захваченных территорий с открытием дорог, что для нас неприемлемо. Поэтому этот вопрос находится вне формата двусторонних отношений Армении и Грузии», — считает грузинский эксперт. Есть и еще один фактор, способный сыграть негативную роль в деле задействования альтернативных маршрутов через Грузию в Россию — жесткая позиция Турции и Азербайджана, которые являются стратегическими партнерами Грузии. Эти страны за последние годы не один раз оказывали на официальный Тбилиси прямое давление с целью провала или блокировки любых проектов, связанных с Арменией. Так или иначе, но премьер-министр Армении после окончания визита сказал журналистам: «Если вас интересует, будет ли альтернатива Ларсу, то могу вас заверить, что да, будет! Об остальном потом, пока я не раскрываю скобки. Мы договорились как по Ларсу, так и по энергетическому коридору». Дороги — один из главнейших признаков цивилизации. Где они есть — там прогресс и культура, где их нет — дикость и варварство. Пусть их будет больше, и пусть они ведут к храму, к добру, к миру. Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 918 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl