День знаний в Грозном. Фото: chechnyatoday.comНакануне Дня знаний в 2017 году в российском обществе всплыл неожиданный вопрос: надо ли 1 сентября проводить праздничные школьные линейки? О необходимости отказаться от цветов учителям, зовущей всех в школу маленькой первоклассницы на плече у школьника-выпускника и других любимых россиянами с детства элементов заговорили в разных слоях общероссийского социума. «Первой ласточкой» стал Совет муфтиев России (СМР) в лице настоятеля Соборной мечети Москвы и по совместительству муфтия Москвы (по версии этой организации) Ильдара Аляутдинова.
Аляутдинов счел, что сопутствующие празднику знаний мероприятия могут помешать мусульманам Москвы праздновать Курбан-байрам. По словам муфтия, опаздывающие, пробираясь на линейку через заполненные улицы столицы, могут спровоцировать конфликты. «Все, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности, являются равноправными жителями», — заявил он и добавил, что перенос школьных линеек лежит в области интересов самих же москвичей.
Ильдар Аляутдинов аргументирует свое предложение тем, что он как настоятель Соборной мечети знает ситуацию изнутри. Район метро «Проспект мира», где расположена мечеть — одна из самых оживленных развязок Москвы. Когда мечеть с 2011 по 2016 год находилась на реконструкции, в дни больших мусульманских праздников молящиеся совершали намаз возле мечети — прямо на тротуаре, иногда даже занимая проезжую часть. Пока шла реконструкция главной мечети Москвы, в Совете муфтиев России постоянно обращали на это внимание, то и дело требуя у московских властей идти навстречу мусульманам, оказавшимся из-за реконструкции мечети в сложной ситуации, то и дело чреватой провоцированием конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве.
В сентябре 2017 года исполнится год, как закончилась пятилетняя реконструкция Соборной мечети, стоившая москвичам (и в том числе, московским правоверным) массы потраченных нервов. В конце августа этого года по Мещанскому району Москвы, где расположена Соборная мечеть, пошли сведения о том, что из- за Курбан- байрама ряд школ этого района намерены перенести праздничные линейки с 1 числа на 4-е. Согласно источникам этих сведений, 1 сентября, кроме Курбан- байрама, придется еще и на пятницу — день джума- намаза. Общественные районные активисты через соцсети извещали, что из-за нежелания провоцировать конфликт с мусульманами линейка была перенесена в школе № 2107 на проспекте Мира и еще в двух школах района, названия которых не уточнялись. Как сообщает газета «Ведомости», пожертвовать собой из-за Курбан-байрама согласились в православной гимназии «Греко-латинский кабинет Юрия Шичалина». В гимназии заявили, что «администрация и родители с пониманием относятся к чужому празднику и связанными с ним неудобствами», и потому в гимназии перенесут традиционный молебен с 1-го числа на 4-е.
Муфтий Ильдар Аляутдинов сказал, что решение дирекций школ о переносе торжеств в честь Дня знаний было принято «из соображений безопасности». Общественный активист из Москвы Станислав Мацак в беседе с «Газетой.Ру» подчеркнул, что директора школ не хотят повторять недавний горький опыт Барселоны: «В цивилизованной Европе людей автобусами давят. Не дай Бог, какая провокация прошла, я уже о терактах не говорю». А также — более близкого географически Сургута, где уроженец Дагестана Артур Гаджиев среди бела дня изрезал ножом более 10 прохожих. «Мусульмане и сам праздник не опасны для нас. А вот один экстремист в толпе — несет опасность. Как и двадцатилетний пацан за рулем автобуса или с ножом в руке».
В итоге Ильдар Аляутдинов высказался в том плане, что каждый в Москве и за ее пределами «может провести свой праздник, не стесняя друг друга». Фраза муфтия с одной стороны выглядит миротворческой. С другой стороны, Аляутдинов четко обозначил, что День знаний и ислам хотя бы в теории, но «стесняют друг друга». Если развернуть мысль Аляутдинова, то «стесняют друг друга» ислам и светское российское государство, и чтобы не возникло конфликтов, какая-то из стесняющих сторон должна поступиться принципами. Если учитывать статус Аляутдинова и то, с каким рвением Совет муфтиев России заявляет о правах мусульман в России, то логично следует — поступиться принципами в пользу нужд мусульман должна светская поликонфессиональная Российская Федерация. Разумеется, такое утверждение вызовет у россиян недовольство даже на стадии постановки вопроса. Тем более, что ранее вопрос о переносе Дня знаний в Москве из-за того, что в этот день отмечается Курбан-байрам, и не ставился. Около 2 миллионов живущих в столице правоверных ранее нормально уживались с остальными 10 миллионами москвичей — в режиме светского общества, где религия отделена от государства.
Исламовед Роман Силантьев, профессор Московского государственного лингвистического университета, в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru» сказал, что ему трудно понять логику призыва Ильдара Аляутдинова перенести День знаний. «Представить себе не могу, как школьная линейка может помешать молитве. Помеха могла бы возникнуть, если бы молились и совершали ритуальный забой баранов в школьных дворах или в помещениях школ. Но я ни разу не слышал, чтобы школа, да еще в Москве, использовалась бы вместо мечети в Курбан-байрам. Для этого в Москве есть мечети и площадки для забоя скота в Подмосковье. Идя навстречу мусульманам, мэрия в Курбан-байрам перегораживает некоторые улицы. Поэтому в намерениях Аляутдинова я не вижу никакой причинно-следственной связи. Вижу только популизм, который по своей сути, нацелен на то, чтобы породить в обществе исламофобию. Аляутдинов сделал умное, в кавычках, заявление, которое долго еще будет аукаться. Москвичи и так недолюбливают его структуру — Совет муфтиев, а после этого заявлении уровень неприятия москвичами Совета муфтиев будет еще выше».
Социолог Юрий Московский, руководитель комиссии по нормативно-правовым инициативам Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, в беседе с «NOVOSTI-DNY.Ru» выделил ряд ключевых моментов. Ильдар Аляутдинов, требуя перенести День знаний, ссылался на предыдущие прецеденты, когда мэрия отменяла светские массовые мероприятия по требованию мусульманских организаций. «Все было наоборот. В России — примат светского государства, и если вставал такой вопрос, мэрия решала его в пользу светскости. Мусульманам, кроме имеющихся у них мечетей, выделяли особые места для торжеств — парк в Сокольниках, площадки для ритуального забоя баранов в ближнем Подмосковье». Эксперт также напомнил, что День знаний является в России государственным праздником с четко установленной датой — 1 сентября каждого года. «По сути, муфтий Москвы, по каким-то личным или корпоративным соображениям требует перенести в этом году государственный, любимый всеми россиянами праздник. А если разбираться глубже — отменить этот праздник. Представьте, если бы кто-то из мусульманских или вообще религиозных деятелей потребовал, скажем, не праздновать 9 мая День Победы». Юрий Московский как представитель консультативного совета при мэрии Москвы официально опроверг сообщения СМИ о том, что в школах Мещанского района Москвы из-за Курбан-байрама якобы намерены отменить 1 сентября праздничные мероприятия. «Ничего подобного не было, и быть не может. Первое сентября пройдет по всей Москве, как и по всей России. Дети, как это было и раньше, пойдут нарядные в школу, подарят цветы учителям. Первоклашки в первый раз сядут за парты. В школьных дворах пройдут линейки. Так было много лет назад, и я надеюсь, так будет всегда. И никто этому не вправе мешать».
«При всем уважении к Ильдару Аляутдинову, замечу: находясь в здравом уме и твердой памяти, делать такие предложения, какое сделал он накануне Дня знаний, по меньшей мере, странно, — продолжает Юрий Московский. — Ильдар хазрат, человек с фундаментальными богословскими знаниями, должен был знать две вещи. Первая: Курбан-байрам по лунному календарю в этом году приходится не на 1 сентября, а на 31 августа. Вторая: торжества в честь этого праздника в этом году пройдут до 4 сентября включительно. Как видим, почвы для конфликта нет и быть не может. На мой взгляд, предложение Ильдара Аляутдинова насчет 1 сентября содействует разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни. Жители Мещанского района, где располагается Соборная мечеть, были возмущены, когда отовсюду пошли слухи, что из-за Курбан-байрама якобы отменят День знаний. Россия — светское государство. Мнение жителей района, где находится мечеть, куда важнее мнения настоятеля этой мечети. Аляутдинову следовало бы обратить внимание на то, как отреагировали на известие об отмене Дня знаний в Ингушетии, где более 90% - мусульмане. В Министерстве образования Ингушетии любую возможность отмены этого праздника считают провокацией. Полагаю, в Чечне, Татарстане, Дагестане, где мусульмане будут отмечать Курбан-байрам, никто и не подумает о том, чтобы жертвовать ради Курбан-байрама Днем знаний. Нельзя давить на российский социум. Во многом из-за заявлений вроде того, что сделал Аляутдинов, в многонациональной Москве пошло отторжение по отношению к людям неславянской национальности, а тысячам людей закрыли въезд в Россию из-за административных правонарушений. Пусть эти пострадавшие „благодарят“ за свои злоключения „заявителей“ вроде уважаемого муфтия Москвы».
Неожиданную поддержку Аляутдинов получил не из регионов России, где компактно проживают мусульмане, а… из Южной Осетии. От главного редактора газеты «Южная Осетия» Роберта Кулумбегова. Кулумбегов напомнил, что День знаний для осетин — это еще и годовщина захвата заложников в Беслане в 2004 году. «В 2004 году праздничная линейка вылилась в захват учеников и учителей в заложники. В результате действий террористов наш народ потерял сотни жизней, в том числе наш генофонд — маленьких граждан Осетии, — пишет Кулумбегов. — Который год звучат призывы перенести начало учебного года в Осетии с 1 сентября на 4 сентября. Наиболее трагические события произошли в Беслане именно в этот отрезок времени. Действительно, несправедливо в отношении погибших детей и взрослых, когда вместо памяти о жертвах террористов мы под радостные фанфары и громкую музыку празднуем начало учебного года. Ведь в эти же дни родители поминают своих детей на бесланском кладбище». Кулумбегов цитирует осетинскую журналистку Ольгу Джиоеву: «В Осетии, совершенно неважно, осетин ты или представитель другой национальности, всегда гордились тем, что в горе здесь принято подставлять плечо. Ради похорон переносили свадьбу. И, выбирая между свадьбой и похоронами, 40-дневными поминками и годовщиной, всегда шли на траурные мероприятия. И уж точно не ходили в один день на два таких полярных события».
Роберт Кулумбегов говорит, что со словами Ольги Джиоевой ему трудно не согласиться. «Порой говорят, что не стоит травмировать детей, отнимая у них праздник. Но разве праздник, который состоится 3 сентября вместо 1 сентября, будет менее интересен и весел? Не понимаю я и старших в Северной Осетии. Здесь на тризнах, вспоминая отдельно погибших в Великую Отечественную войну, категорически не хотят поминать детей Беслана. Мол, не положено по традиции. Так давайте установим новую традицию, такую же, как в Южной Осетии, где ни одна тризна не проходит без того, чтобы не помянули маленьких ангелов Беслана. В нашей республике благодаря статусу независимого государства проще устанавливать праздничные даты. И руководство РЮО могло бы стать инициатором переноса начала учебного года на 4 сентября». По сути, Роберт Кулумбегов предлагает сделать 1 сентября в Южной Осетии днем траура по жертвам бесланской трагедии и перенести эту традицию и на Северную Осетию. Такую позицию можно считать положительным откликом на предложение Ильдара Аляутдинова о переносе Дня знаний.
«Сочувствую горю осетинского народа — говорит Юрий Московский. — Но первое сентября это не только захват заложников в Беслане, но еще и начало Второй мировой войны. Тоже страшный день в истории человечества. В любой календарный день что-то происходило, как хорошее, так и плохое. 31 декабря — это не только Новый год, но еще и вступление российских войск в Грозный, закончившееся из-за преступного головотяпства Москвы разгромом Майкопской бригады. 9 мая 2004 года, когда мы, москвичи, праздновали День Победы, в Грозном на параде убили президента Чечни Ахмата Кадырова. Для кого-то 3 октября — день рождения, день свадьбы, годовщина появления на свет сына, дочки, внука… А в 1993 году 3 октября расстреляли Дом Советов и его защитников. Есть традиционные вещи, которые должны проходить вне зависимости от чувств других людей, при этом с уважением этих чувств. Ничто не мешало россиянам ранее праздновать в один день 1 сентября и поминать жертв бесланской трагедии. В любой московской школе в этом году вспомнят Беслан без всякого напоминания. А вот отмена Дня знаний в этом году оставит в душах детей, их родителей и педагогов душевную травму, тем более, если эта травма будет увязана с требованием муфтия Москвы расширить дорогу для Курбан- байрама. Вряд ли в Осетии захотят, чтобы московские дети 1 сентября вместо радости получили травму».
«Южная Осетия — независимое государство, где вправе устанавливать свои памятные даты, — комментирует „осетинский“ поворот заявления Аляутдинова Роман Силантьев. — Но Северная Осетия это часть Российской Федерации. Если там из-за Беслана перенесут или отменят День знаний, это создаст не очень целесообразный и конструктивный прецедент. Не думаю, что надо отменять особо важные дни из-за терактов. Террористы специально приурочивают свои злодеяния к государственным праздникам. 9 мая 2004 года убили Ахмата Кадырова. Это для чеченцев траурная дата. Но это не повод отменять День Победы по всей стране. Теракты на протяжении истории часто выпадали на праздники, и это вина не праздников, а террористов, которые таким образом заявляли о себе. Понимаю боль осетин, но при этом не могу поддержать призывов Роберта Кулумбегова и Ольги Джиоевой».
Александр Ашуров, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»