Вокруг кризиса в Каталонии складывается странная, необъяснимая ситуация. Все видят, что противостояние сторон нарастает и может вылиться в открытый конфликт. «Как быки идут друг на друга премьер испанского правительства Мариано Рахой и премьер Каталонии Карлес Пуджемонт, — пишет немецкая „Тагесшпигель“. — Это трагедия, потому что всё меньше надежд на примирение и всё больше угроз силового сценария. Обе стороны не хотят думать о концовке затеянного спектакля».
Все обратили внимание на пугающую речь испанского короля Филиппа VI, выступившего с обращением к нации и не нашедшего ни слова о компромиссе или поиске взаимопонимания. Его Величество открыто пригрозил каталонским сепаратистам интервенцией, если те продолжат добиваться независимости. Возник взаимный ступор, когда ни одна из сторон не способна сделать шаг навстречу другой, словно не понимая, что в этом краю горячих страстей конфликт может закончиться массовым кровопролитием.
Слово «кровопролитие» применительно к взрывающему Испанию каталонскому кризису для Запада является табу. Словно перед готовым вспыхнуть пламенем сидят три обезьяны, закрывающие уши, глаза и рот. Не буди лихо, пока оно тихо? Но это лихо уже не тихо! В понедельник, 9 октября, каталонский парламент в нарушение Конституции Испании заявит о «независимости» на основе разработанного им же «закона о переходе».
Мадрид намерен отреагировать на этот акт в соответствии со статьями Конституции 155 и 116 и введёт в автономии особое положение. Фактически это будет означать, что власть в Каталонии передадут в руки армии и полиции. Возможны аресты Карлеса Пуджемонта, других членов каталонского правительства, активистов сепаратистского движения. Известный блогер и редактор портала eldiario.es Игнасио Эскола в статье «Путь к катастрофе» пишет: «Как вы думаете, если каталонцы смогли не подпустить полицию к большинству своих избирательных участков, смогут они защитить своих предводителей при попытке их ареста?» Ответ напрашивается.
И странным выглядит вывод Эсколы, полагающего, что Мадрид может сломать каталонский сепаратизм силой, «потому что у Каталонии нет армии». Применение силы в таких случаях всегда вызывает ответное обращение к силе — это и есть прямой путь к катастрофе. Во всех гражданских войнах у мятежников таинственным образом появляется оружие, такого не бывало, чтобы они вели войну голыми руками. Вспоминается начало боснийской войны в 1992 году.
Боевым действиям предшествовали долгие и мучительные переговоры между представителями сербов, хорватов и боснийцев о разделе территории и даже референдум, в котором не приняли участи сербы. Переговоры сорвались, и боевые действия вспыхнули вроде бы неожиданно. Хотя и тогда заранее было ясно, что дело идёт к войне. Что-то отдалённо напоминает ту ситуацию, которая складывается сейчас в Испании, но никто не хочет говорить о нависшем над страной призраке гражданской войны. Может быть, думают, что сейчас не 1936 год, и не хотят «будить лихо», потому что Испания — член НАТО, а такая война повергнет в кризис всё Атлантическое сообщество?
Ведь в Уставе НАТО случай гражданской войны в государстве-члене альянса не предусмотрен. Или молчат потому, что гражданская война грозит одному из государств «цивилизованной Европы» и члену Европейского союза? Как это так? Это же немыслимо! Так или иначе, Запад молчит. Молчит трусливо. Молчит, потому что, если вспышку гражданской войны не удастся подавить в зародыше, обнажится несостоятельность англосаксонской модели регулирования межнациональных отношений, при которой право нации на самоопределение определяется в зависимости от корыстных интересов сильных мира сего.
Кризис, если перейдёт в горячую фазу, даст пробоину в корпусе всей Западной цивилизации. Разлом пройдёт по ЕС, НАТО, ПАСЕ… Поэтому лидеры Запада и отворачиваются от Каталонии, прячут голову в песок, надеются, что пронесёт. Что-то (или кто-то?) мешает подключиться к кризису, попытавшись ликвидировать его в начальной стадии. Из штаб-квартиры ЕС ничего, кроме невнятных общих слов в поддержку Мадрида, не звучит. Нет даже предложения созвать в Брюсселе круглый стол с участием сторон. А ситуация накаляется. И неподалёку от Испании, в Северной Африке и на Ближнем Востоке, бродят целые армии «псов войны», готовых примчаться на запах крови и денег.