Подготовленный МВД РФ законопроект предполагает существенное усиление ответственности за отказ водителя проходить медосвидетельствование. Для чего понадобилось затягивать гайки?
Было и стало
Сегодня ответственность за езду в нетрезвом виде и отказ от медосвидетельствования одинакова — штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5−2 года (ст. 12.8 КоАП и 12.26 КоАП).
Логика в такой «унификации» простая: отказавшись ехать к медикам, водитель признает себя нетрезвым, а значит, ему положено соответствующее наказание.
Наказание за нетрезвую езду предлагается оставить, а вот за отказ ехать к медикам ввести штраф 35 тысяч рублей и лишение прав на срок 2−3 года.
Из-за чего суета
Основным триггером изменений стало растущее число «отказников», зафиксированное ГИБДД. Казалось бы, ну и что — в конце концов, водители получают пропорциональное наказание.
Но есть тонкость: инспектор с алкотестером может определить лишь состояние алкогольного опьянения, тогда как все больше водителей попадается с опьянением наркотическим. И отказываясь от медосвидетельствования, они пытаются скрыть этот факт.
КоАП не делает различия между опьянением алкогольным, наркотическим или медикаментозным, однако если у водителя обнаружена запрещенная «химия», ему, помимо прочего, грозит постановка на учет в наркологию. А это может иметь долгосрочные последствия вплоть до пожизненного лишения прав по медицинским показаниям.
Охота
В 2015 году процедура медосвидетельствования изменилась, и тестировать на наркотики стали всех водителей, даже если первичным подозрением было алкогольное опьянение. Скрыть наркотические последствия под «ширмой» алкоголя стало практически нереально, что и спровоцировало шквал отказов.
Негативный эффект спровоцировало распространение синтетических наркотиков, которые многие почему-то считают менее опасными, чем «настоящие». Наркологи же опровергают этот тезис в безапелляционной манере: синтетические наркотики с их непредсказуемой формулой зачастую не только обладают сильным психотропным действием, но и отравляют организм, как яд.
Лекарства — под запретом?
Не все, но некоторые. Статья 12.8 КоАП не делает различия между медицинскими и наркотическими препаратами, коль скоро они обладают психотропным эффектом, влияют на концентрацию внимания и скорость реакции. Поэтому есть сотни веществ, относящихся к лекарственным, которые могут подвести водителя под лишение прав.
Что интересно, если для алкоголя имеется запас на погрешность (0,16 мг/л в выдыхаемом воздухе), то в случае с психотропами действует «двоичный» принцип: либо есть, либо нет. Концентрация не важна, и некоторые препараты отслеживаются в моче и крови в течение длительного времени после употребления.
При употреблении любых медикаментов, особенно регулярно, убедитесь, что в инструкции к ним нет запрета на управление автомобилем или другими механизмами и машинами. С осторожностью следует применять лекарства, влияющие на внимание и реакцию: зачастую они также в «черном списке».
Как не попасть на развод
Не все водители до конца понимают смысл отказа от медосвидетельствования. Некоторые считают, что это добровольная процедура, которой они вправе избежать без последствий. Этим порой пользуются сотрудники ГИБДД, предлагая человеку, который не считает себя пьяным, подписать отказ от освидетельствования. Дескать, раз вы не пьяный, то и зачем нам тратить время, просто подпишите, что согласны не ехать.
Поэтому внимательно читайте документы: подписывать отказ, если вы трезвы, нельзя — это равноценно признанию себя пьяным. А когда примут обсуждаемый законопроект, санкции будут даже более суровыми.
Побочные эффекты
Логика законопроекта понятна, однако есть и негативные последствия. Некоторые эксперты указывают на увеличение коррупционного потенциала, но вряд ли радикально: в конце концов, сотрудник ГИБДД не может угрожать водителю «отказом медосвидетельствования», коль скоро последнее слово здесь — за самим водителем.
Впрочем, у сотрудников появляется рычаг давления, например, при контроле движения на междугородних трассах, где предложение пройти медосвидетельствование может обернуться длительным вояжем в наркологию, а отказ — жестким наказанием.