Госдума 5 февраля приняла в первом чтении поправки к закону "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", которые вносят изменение в норму о том, что плата за проезд по автодороге может быть введена только при наличии альтернативного бесплатного объезда, протяженность которого превышает протяженность платного участка не более, чем в три раза.
Поправки, разработанные Минтрансом, делают из этого правила исключение. Согласно одобренному депутатами законопроекту, бесплатная альтернатива платного участка необязательна, если дорога расположена "в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Под определение подпадает примерно 70% территории страны, включая Мурманскую область, Чукотку, Ямало-Ненецкий АО, часть Карелии, Архангельской и Иркутской областей и т. д.
Как заявил первый замглавы Минтранса Иннокентий Алафинов, который представлял законопроект в Думе, плату на дорогах нового типа предполагается взимать только с владельцев грузового автотранспорта, пишет Коммерсант.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что во многих районах Крайнего Севера не существует полноценных дорог, а есть только так называемые зимники, пользоваться которыми круглый год невозможно.
"Создание автодорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений не представляется возможным даже в долгосрочном периоде по причине высокой стоимости строительства", – считают в Минтрансе, объясняя это нехваткой средств в региональных бюджетах.
В ведомстве считают, что проблему могли бы решить частные инвестиции, но в условиях Крайнего Севера механизмы государственно-частного партнерства в области строительства платных дорог сейчас использовать невозможно из-за положения об обязательной бесплатной альтернативе платного участка дороги.
Поводом для разработки поправок стало обращение в Минтранс губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова, который обратил внимание на ситуацию со строительством платного моста через реку Пур на Ямале. Мост, который должен заменить действующую платную паромную переправу, начали строить в конце прошлого года. Концессионером проекта стала "Региональная инфраструктурная компания", но юридического основания для использования моста на платной основе нет, и поэтому глава региона обратился в ведомство.
По словам Алафинова, в настоящее время подготовлено еще 22 инфраструктурных проекта в области дорожного строительства в районах Крайнего Севера, и частные компании могли бы обеспечить инвестиции в объеме 400 млрд рублей, но сперва нужно внести изменения в закон.
"Много грузовых автомобилей обслуживают интересы добытчиков минерально-сырьевой базы, они, по сути, и будут источником окупания этих инвестиций", – сказал чиновник, уточнив, что поправки коснутся только тех дорог, которые будут построены после вступления закона в силу.
В ходе обсуждения законопроекта глава думского комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов (КПРФ) предположил, что появление платных дорог может отразиться на стоимости товаров на Крайнем Севере. В ответ Алафинов заявил, что реализация предложений Минтранса не повлечет роста цен на перевозку грузов и подорожания товаров.
В свою очередь депутат Валерий Гартунг не исключил, что в будущем правительство может распространить действие предложенных поправок "на любую точку России".