Когда речь идет о новом автомобиле — всё понятно. Берёшь то, что нравится по цене, дизайну, опциям и катаешься. Даже если выяснится, что машина не очень удачная — ничего страшного не произойдёт. Потому что есть гарантия — это раз. Есть время продать автомобиль, пока он не начал из семейного кармана конкретно вытягивать деньги — это два.
С подержанными машинами всё несколько иначе. Ошибка при выборе может стоить дорого. И потом, каждая покупка и продажа — это силы, время, нервы, потеря стоимости. В общем, вот вам мой довольно укрупненный чек-лист с тем, на что стоит обращать внимание при выборе поездившей свое машины на самом первом этапе, когда ты только определяешься с тем, что вообще искать и смотреть?
Читайте также
Шесть правил, которые помогут сократить расходы на машину
Полезные привычки, снижающие траты автовладельцев
Естественно, выбор не отменяет таких параметров как тип кузова, клиренс, объем багажника и простор в салоне, наличие полного привода и так далее. Но я бы всё-таки назвал нижеперечисленные критерии первичными и наиболее важными. Вторичный рынок — это не стол заказов, поэтому надо идти на компромиссы.
Кузов
Самая дорогостоящая часть автомобиля — это кузов. Двигатель, коробка и все остальное — это важно, но их можно починить или купить контрактные за не так уж и дорого (если только речь не о последних моделях немецкого автопрома), а с кузовом придется жить. И если он плохой и склонен к гниению — это плохо. Значит, не надо покупать такую машину. Поэтому первым делом смотрим на то, как обстоят дела у той или иной машины с кузовом в общем. Оцинкован ли он или нет? И если да, то каким способом?
Немаловажно также читать статьи на авторитетных автомобильных сайтах. Они часто проводят очень полезные испытания, в том числе — и на коррозийную стойкость распространенных машин. Но информацию часто приходится собирать по крупицам.
Двигатель
Дальше смотрим на двигатель. Надеюсь, что не открою какую-то тайну, сказав, что у одной и той же модели авто могут быть удачные и неудачные моторы. Может даже быть так, что один и тот же мотор до рестайлинга был надежен и хорош, а после — уже не очень (потому что в нем что-то поменяли, например, ради большей экономичности или экологичности). Или наоборот.
Можно залезть на форумы, но лучше искать специализированные сайты и компании, которые занимаются ремонтами и могут точно рассказать о проблемах, дороговизне лечения и распространенности.
Коробка передач
С коробками передач в общем-то та же история, что и с моторами. А ещё надо помнить о том, что существуют неудачные механические коробки и автоматы, которые надежней механики. Опять же лезем на специализированные сайты по ремонту.
Стоимость запчастей и обслуживания
Немаловажный момент для подержанного автомобиля — это стоимость обслуживания и цены на запчасти. Многие не обращают на это внимание, но доказано, что две подержанные машины стоимостью, например, 600?000 рублей могут за пару лет вытянуть на обслуживание суммы, отличающиеся от указанной вдвое. Например, Mercedes ML «лохматых» годов выпуска будет заведомо в два с лишним раза дороже по обслуживанию и содержанию, чем Lada Largus возрастом 3?5 лет, купленная за те же деньги.
Считать стоимость владения подержанным автомобилем придется, скорее всего, самостоятельно, учитывая всё: от расхода бензина до стоимости резины и стеклоочистителей. Посоветовать какой-то сервис не могу — его просто нет.
Читайте также
Российские капиталы решили: «Отсюда пора валить!»
Только за первое полугодие 2019-го чистый отток капитала из страны вырос сразу в 1,6 раза
Обязательно смотрите на стоимость запчастей. Как оригинала, так и неоригинала.
Доступность запчастей
Немаловажный момент — это доступность запчастей. Бывает, что машина сама по себе надежная, качественная, удовлетворяет всем остальным критериям, но запчасти на нее днем с огнем не сыщешь. Или сыщешь, но ждать их придется до китайской Пасхи.
Такое часто случается с редкими машинами, типа каких-нибудь Alfa Romeo или Fiat Panda. Или с китайскими машинами. Или с американскими. Или с американскими «японцами». Это тоже надо учитывать, чтобы машина не стояла без движения неделями, пока вы ждете запчасть. Желательно, чтобы хотя бы «расходники» и запчасти подвески можно было купить без ожидания или с минимальным ожиданием в день-два.
Ликвидность
Ну и ещё один параметр — это ликвидность. Мало купить машину — потом её еще надо будет как-то и кому-то продать. Не секрет, что есть машины, которые продаются почти что сами по себе и «задорого». А есть те, которые не продать даже с большой скидкой.
Легко продаются, например, Тойоты, Киа, Хёндэ, VW, Honda. А попыхтеть, подождать и, возможно, прогнуться в цене придется с китайскими марками, редкими моделями популярных марок, редкими модификациями, Ситроенами, Пежо.