В СМИ появился обзор «Криминальный автобизнес: чем опасен подпольный рынок автопрома?». В нем говорится, что «причинами смертельных аварий становятся подделки запчастей».
Надежды на контрольные функции государства призрачны: «пираты автопрома» не парятся, если службы безопасности АвтоВАЗа, КАМАЗа или полиция обнаруживают цеха по производству контрафакта, угрожающего жизни россиян. Тут же как грибы после дождя в других местах появляются новые производства подделок. Управляют такими фабриками «дорожных смертей» издалека, причем, зачастую, граждане бывших союзных республик.
Похоже, на критику отреагировал руководитель Минпромторга, министр Денис Мантуров, который, начиная с марта 2015 года, возглавляет государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В своем интервью РИА «Новости» он, в частности, сказал: «Сегодня незаконный оборот промышленной продукции относится к числу ключевых проблем российской экономики. При этом точно оценить объемы незаконного оборота невозможно, поскольку недобросовестные участники рынка стараются оставлять как можно меньше следов и работают без регистрации, сертификации, без уплаты обязательных таможенных и налоговых платежей».
Забавно слышать такие оправдания от министра, особенно то, что «автопираты» официально не светятся и даже прячут следы. А что? Они должны писать письма в Минпромторг с просьбой о регистрации? Или производить налоговые платежи с пометкой «производство контрафакта»?
Читайте также
Машины мечты за миллион, которые теперь можно купить только подержанными
Автомобили для удовольствия, из-за кроссоверизации оставшиеся лишь на вторичке
Кстати, согласно распоряжению правительства от 26 марта 2015 года №?511-р, кроме Мантурова на войну с «пиратами автопрома» и с другими криминальными бизнесменам, были брошены министр МВД Колокольцев, руководитель Федеральной налоговой службы Мишустин, на тот момент министр спорта Мутко, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Фомин, руководитель службы экономической безопасности ФСБ России Яковлев и другие. Всего — 30 фамилий.
На сегодня имеется уже шесть распоряжений правительства о составах комиссий по борьбе с контрафактом. Число начальников в них увеличивается с каждым годом. В последнем документе №?628-р от 5 апреля 2019 года, числится уже 33 начальника, в рангах министров и заместителей министров.
Несмотря на эту рать и четыре года войны с контрафактом, пресс-служба КАМАЗ констатирует увеличение поддельных автозапчастей, прежде всего, продаваемых через интернет-магазины. Сегодня купить детали и узлы для автомобилей только этого автопроизводителя можно на 65 тысячах (!) сайтах.
«Мы не можем сказать, что данные сайты нарушают закон, так как они действуют в правовом поле и не обязаны проверять автомобильные запчасти на подлинность. Закон также не запрещает продавать данный товар через интернет», — пояснил на официальном портале КАМАЗа генеральный директор компании «Brand Police» Эдуард Федосов.
Доказать факт гибели или травматизма людей из-за подделок трудно. Зачастую от машины остается груда искореженного металла, а в протоколе ГИБДД — формулировка «не справился с управлением». При таком количестве контрафакта должны регистрироваться не единичные случаи, а десятки тысяч ДТП именно по этой причине. Но, очевидно, государству проще махнуть рукой, чем найти первопричину каждой аварии.
Резонанс получают только очевидные происшествия такого рода. Так, в июле 2016 года на федеральной трассе Астрахань-Махачкала от грузовика КАМАЗ оторвался прицеп, который влетел в пассажирский автобус. Погибли 8 пассажиров, 26 человек получили увечья. Как выяснилось позже, причиной стал самопальный крюк для прицепа.
«Подделываются практически любые запасные части, наиболее часто — расходники, которые быстро выходят из строя — это ходовая, тормозная и рулевая системы. Если внимательно посмотреть на контрафактную деталь, то мы видим надпись „Лада“, несмотря на то, что на ней не имеется обозначение производителя запчасти. „Лада“ является зарегистрированным товарным знаком и ее использование может быть только с разрешения правообладателя ПАО АвтоВАЗ», — так комментирует проблему на рынке запчастей Сергей Купцов, начальник отдела экономической безопасности АО «Лада Имидж».
Несут огромные издержки и автоперевозчики, проклиная, как «пиратов автопрома», так и высоких чиновников, допускающих этот бардак на отечественном рынке автозапчастей.
«Столкнулся с контрафактом. Честно скажу — испытал шок! Потому как одна из двух запчастей — задний сальник коленвала, уже была установлена на двигатель (на многотонный грузовик). Причём расположен он, как вы понимаете, в самом труднодоступном месте, а его замена ранее заняла 1,5 дня (17 часов). Короче ситуация патовая… Признак контрафакта обнаружился при следующем ремонте, замене не менее труднодоступной запчасти — маслосъёмных колпачков. Сомнения нарастали постепенно по ходу процесса и, в конце концов, при установке буквально последних колпачков обнаружился откровенный брак, колпачки были дырявые», — жалуется один из пользователей на форуме «Как отличить подделку запчасти».
Между тем, к 2020 году, согласно «Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года» говорится, что должно произойти «сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации в целом и по отдельным отраслям». Из того, что сделано — это, по словам Мантурова, принятие «законопроектов, направленных на «обеление» рынков легкой, фармацевтической, пищевой и топливной промышленности, а также чипирование шуб.
Читайте также
«У вас маленькая пенсия? Сделаем 25 тысяч»
Как юристы — «коллеги» премьера Медведева, помогают правительству грабить стариков
Что интересно: в Стратегии, утвержденной премьер-министром Медведевым 5 декабря 2016 г., о фабриках автомобильных подделок фактически не сказано ни слова. В качестве двух главных проблем в автомобильной промышленности указаны вопросы ввоза и реализации контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами.
Тем временем, на территории нашей страны «пиратами автопрома» создана целая отрасль производства автомобильного контрафакта, в том числе для грузового транспорта.
Краски не сгущаются, как может показаться. Так, по словам Алексея Тихомирова, гендиректора АО «Лада Имидж», «общая емкость по запасным частям и аксессуарам „Лада“ составляет 65?70 млрд. рублей, теневой рынок от всего производства составляет 20%, то есть, примерно 10 миллиардов рублей». Прибавьте сюда преступные доходы по другим автопроизводителям, и цифра, как минимум, утроится.
Говоря о проблемах контрафакта, Мантуров наивно уповает на цифровую маркировку, надеясь, что промышленные пираты не смогут обойти код Data Matrix, которым маркируется оригинальная продукция ряда производителей, а в будущем, возможно, и запчасти. Мол, код защищен от подделывания при помощи криптографических технологий. Правда, если в банках воруют или сливают информацию о клиентах, где гарантии, что «двойники Data Matrix» не попадут в руки хозяев криминальных фабрик и заводов? Да, никакой.
В России с момента грабительской приватизации уже стала нормой добывание огромных денег любыми способами, поэтому рано или поздно произойдет скрещивание людей, контролирующих базы данных защитных кодов с преступными кланами.
Бизнес в России: В России разучились выплавлять хороший металл
Новости экономики: В России запретят производить определенный вид водки