Никогда такого не было и вот… Нет, не опять. Это действительно прецедент: Ульяновский автозавод приспособил, наконец, автоматическую коробку передач к своему бестселлеру «Патриоту». А ведь когда-то считалось, что настоящий внедорожник и автомат несовместимы, а тут — целый уазик с двумя педалями. Нужен ли ему автомат, мы выясняли на тест-драйве.
Сделано в Страсбурге
Идея вынашивалась много лет, и очевидные слухи, что к «Патриоту» приспособят какой-нибудь китайский агрегат, имели под собой почву: в Ульяновске действительно рассматривали и такой вариант. Но всерьёз выбирали из двух альтернатив — между немецким автоматом фирмы ZF и американо-французской коробки фирмы Punch Powerglide (Страсбург). Предпочтение отдали последней.
Автомат 6L50 — это шестиступенчатая гидромеханика, разработанная для мощных моделей GM, включая Chevrolet Camaro. Ставилась она и на кроссоверы вроде BMW X3, и, в целом, заслужила неплохую репутацию. Крутящий момент, который она переваривает, значительно превосходит возможности 150-сильного двигателя ЗМЗ-409051, так что в этом смысле у неё изрядный запас прочности.
Другое дело, что для серьёзной внедорожной техники её не использовали, поэтому возможности коробки в режиме экстремальных нагрузок — вопрос открытый.
Читайте также
Русское «Лекало» будет жечь американские «Абрамсы»
Бронебойные оперенные подкалиберные снаряды: как это делается у нас и у них
Интересно, что УАЗ называет автомат необслуживаемым, хотя пользователи машин с такими коробками рекомендуют менять масло хотя бы раз в 80 тысяч км.
Гиперподатливый автомат
Если вы ездите на легковушках или кроссоверах, первые минуты за рулём «Патриота» будут насыщенны впечатлениями: высоченная посадка, щедрый радиус разворота, длинноходные и строптивые педали… Но «Патриот» с автоматом снимает хотя бы последний вопрос, избавляя от необходимости привыкать к «бесконечному» сцеплению.
У автомата удобный селектор и интуитивный алгоритм работы: отпустил тормоз — машина мягко тронулась с места. Прижал газ и…
И тут возникают вопросы. В первые минуты автомат казался вялым, словно бы педаль газа онемела и двигатель завис на средних оборотах. Но стоило прожать педаль, как двигатель огрызнулся всплеском оборотов и стрелка тахометра ушла за 4000 об/мин. А потом снова впала в меланхолию. Кстати, дилер предупреждал нас о таких особенностях коробки.
Впрочем, длилось это недолго. Судя по всему, автомат настроен на адаптивный режим работы, просто его стремление угадать и угодить чрезмерно. Мы получили машину после клиентского тест-драйва, на котором водитель осторожничал, и коробка, видимо, подстроилась под такой режим и «задремала». Поэтому её реакции казались неестественными и слишком контрастными: то пусто, то густо. Мы поездили со средней активностью с полчаса и всё пришло в норму: работа автомата перестала обращать на себя внимание.
Нет, это не самый шустрый автомат в истории, и при переключении вниз ощущаются паузы, которые, впрочем, можно победить, пользуясь ручным режимом: перед обгонами это удобно. А если «Патриот» и кажется увальнем на разгонах, большую долю ответственности должен взять на себя двигатель с его 150 л.с. и 235 Н*м крутящего момента — по современным меркам, энерговооружённость «Патриота» недостаточна. Автомат в этом смысле ничего не улучшил, но и не испортил.
При этом удлинённая высшая передача позволила снизить частоту вращения двигателя на круизных режимах, что слегка сократило трассовый расход топлива.
«Патриот» стал паркетником?
Нет, установка автомата не сказалась на проходимости радикальным образом: просвет не изменился, как и тип полного привода. Кстати, на автоматические «Патриоты» ставится индийская раздатка Divgi-Warner, которая на автомобилях с механикой почти не встречается (её ставят с 2018 года). Конструктивно она схожа с корейской Dymos, но имеет чуть меньшее значение понижающей передачи. В остальном всё аналогично: полный привод включается шайбой выбора режимов, и передний мост при этом жёстко связан с задним (без дифференциала). По заказу доступна блокировка заднего межколёсного дифференциала.
Насколько автомат подходит для бездорожья? Мы попробовали его на умеренной пересечёнке, и впечатления неплохие: гидротрансформатор обеспечивает плавный и напористый старт, а в ручном режиме можно крутить мотор хоть до 5000 об/мин — коробка держит передачу. Конечно, тем, кто привык ползать по бездорожью на механике, будет не доставать возможности где-то подтравить сцепление, а где-то бросить его порезче. Но это, скорее, вопрос привычки.
Больше опасений вызывает температурный режим трансмиссии и её ресурс на тяжёлом бездорожье, где езда идёт в рваном режиме, с пробуксовками и внатяг. Вероятно, для экстремальных вылазок лучше предпочесть машину с механикой (и не обязательно УАЗ).
Кстати, автомобиль с системой стабилизации даже без блокировки заднего дифференциала неплохо борется с диагональным вывешиванием — тормоза прикусывают буксующее колесо. Это позволяет, например, ехать по снежному полю без лишних заморочек, сосредоточившись лишь на рулении и выборе траектории.
Да и в целом «Патриот» с автоматом не набивается на роль экспедиционной машины. Несколько лет назад УАЗ выбрал для него концепцию «внедорожник для города», и появление автомата — это один из шагов в этом направлении. Такие версии адресованы клиентам, кто большую часть времени ездит в городе, и «Патриот» покупает не ради внедорожных качеств.
Плюс 90 тысяч рублей
К сожалению, выбор в пользу «авторитетной» коробки сказался на цене, и доплата за автомат составляет около 90 тысяч рублей. При этом «Патриоты» с автоматом сразу имеют неплохую комплектацию «Оптимум» с кондиционером, поэтому минимальная стоимость — 1,034 млн. рублей.
Читайте также
Электромобиль зимой в России: Можно ли ездить?
Трудная жизнь машин на «батарейках» на примере Nissan Leaf
Аналогичный автомобиль с механикой стоит 945 тысяч рублей, а более простые версии обойдутся в 841 тысячу. У «Патриот» есть ещё более простая версия Fleet с другим мотором и раздаткой за 820 тысяч, но она адресована корпоративным клиентам. Тем не менее, если сравнивать по минимальным ценам, машины с автоматом дороже «механических» на 200 тысяч.
Топовая версия Edition I с автоматом и вовсе обойдётся в 1,3 млн. рублей, а комплектация в этом случае включает систему стабилизацию, мультимедиа, климат-контроль и так далее.
По меркам УАЗа стоимость в 1+ млн. рублей выглядит такой же неожиданной, как сам факт появления автомата. Впрочем, набиваясь в любимцы к горожанам, «Патриот» пытается конкурировать не столько с подержанными внедорожниками Toyota или Nissan, сколько с новыми полноразмерными кроссоверами. И здесь у него есть запас на вырост, например, минимальная цена Nissan X-Trail приближается к 1,6 млн. рублей, а за более крупную Toyota Highlander просят уже более 3,5 млн. рублей. За сумму же, близкую к автоматическому «Патриоту», можно купить разве что компактный кроссовер вроде Hyundai Creta.
Конечно, такая логика работает не всегда, и даже появление автомата не устраняет всех минусов «Патриота» в городе: тут и неповоротливость, и довольно архаичное шасси, и высокий расход топлива. Он по-прежнему апеллирует к тем, кто ищет некоторого компромисса между чистой проходимостью и ежедневным удобством. И в этом смысле появления автомата — шаг вполне логичный.
Что же касается проходимости, то пока в обойме УАЗа остаётся экспедиционный «Хантер», его брат «Патриот» может позволить себе заигрывания с городской аудиторией.
На колесах: Электромобиль зимой в России: Можно ли ездить?
Новости авто: Росстандарт назвал АЗС с некачественным топливом