Нас ждёт повышение цен и возможный дефицит автомобилей — вспышка китайского коронавируса распространяется по миру слишком быстро, и автопром уже ощущает последствия. Если вы планировали покупать машину в обозримом будущем, лучше это сделать сейчас. И, кстати, не надейтесь на удешевление бензина — ниже объясним почему.
Нефтедоллары не в радость
Проблемы с экономикой Китая начались ещё в феврале, из-за чего стали падать цены на нефть. В начале марта Россия и страны ОПЕК попытались договорить о новом соглашении, но разошлись во взглядах относительно того, как нужно действовать в кризис. Новое соглашение подписать не удалось, и Саудовская Аравия пообещала залить мир дешевым сырьем, а цена нефти упала до трёхгодичного минимума. С ней опять рухнули и рубль: доллар стоит более 70 рублей, евро — более 80 рублей.
Читайте также
Чеснок против НАТО: Учения в Европе загнутся от COVID-19
Армия США рвётся к границам России и рискует слечь там от заразы
Цены на автомобили в России зависят от курсов валют почти напрямую: например, за последние пять лет курс доллара вырос на 73%, цены на автомобили — на 76% (данные агентства «Автостат»). Автопроизводители сглаживали всплески курсов, которые были осенью 2014 и осенью 2015 года, но в длительной перспективе стоимость автомобилей почти пропорциональна курсам.
Опрошенные нами дилеры и представители брендов пояснили, что подорожание, если и будет, то в перспективе 1?2 месяцев, когда придут автомобили, выпущенные уже при «новом долларе». Пока многие марки ещё распродают запасы 2019 года. При этом лёгкая паника всё же наблюдается, например, некоторые дилеры стремятся выкупить у импортёра склад «впрок», чтобы оплатить машины по старым курсам. Другие напротив не видят большой проблемы, если курс доллара не поднимется выше 75 рублей — по их словам, при плановых расчётах обычно и закладывается курс на уровне 72?75 рублей.
Курс больше сказывается на импортируемых моделях, вроде Mazda3 или Suzuki Vitara, однако от валют зависят и автомобили с высокой локализацией производства. Даже АВТОВАЗ выпустил тревожный релиз, в котором объяснил, что хотя автомобили «Лада» имеют высокую долю рублёвой себестоимости, от валют зависимы: в них номинированы, например, цены на сырьё (сталь) и продукцию некоторых поставщиков.
Негативные ожидания подстегнут продажи в марте или апреле, потому что люди поторопятся купить машину «по старым ценам». Кстати, по опыту прошлых кризисов, эта тактика работает: за последние десять лет прецедентов, когда бы стоимость машин устойчиво снижалась (или хотя бы сохранялась), не было.
Для авторынка это плохие новости: он забуксовал уже в прошлом году, а начало этого пока безрадостно — в феврале продажи упали на 2% относительно не самого жирного февраля 2019 года. В отрасли, как обычно, уповают на помощь правительства: прежние программы уже почти не помогают, так что производители надеются на нестандартные ходы, которые всколыхнут покупательский спрос.
Что будет с бензином
Падение цен на нефть вроде бы должно снизить и стоимость топлива, которое из неё делается, но на практике это маловероятно. Доля нефти в себестоимости товарного литра бензина, по разным оценкам, составляет 4?6%, так что снижение на 30% означает экономию на уровне 1?2%, да и то в идеальном варианте.
А жизнь не идеальна. Во-первых, мировая стоимость нефти марки Brent и цена сырья на внутреннем рынке хоть и связаны, но не идентичны, во-вторых, интересы нефтяных компаний никто не отменял. А они как раз не способствуют снижения розничных цен. Падение доходов от экспорта рождает соблазн отбить их за счёт внутреннего рынка, а в качестве повода можно использовать увеличенные поставки на экспорт — разрыв соглашений с ОПЕК снял ограничения в этой области. Эксперты не исключаются весеннего дефицита бензина с началом посевной, а как следствие — роста цен.
Впрочем, есть и другой аспект: цена бензина в России — вопрос политический, и резкий её рост может повысить градус недовольства в чувствительный для власти момент. Рычагов для контроля стоимости много: 60% себестоимости бензина — это налоги и акцизы. Кроме того, есть прямые соглашения с нефтяными компания: в 2018 году они ограничили взрывной рост стоимости топлив. Опрошенные нами эксперты склоняются к мысли, что бензин подорожает, но в долгосрочной перспективе, когда стабилизируется ситуация с коронавирусом.
Возможен ли дефицит машин
Коронавирус наглядно показал глобализованность современного автопрома, нарушив производственные цепочки. Сначала источником проблем был сам Китай, от которого, например, сильно зависят корейские производители Hyundai и Kia — они остановили производство на заводах в Южной Корее ещё до того, как вирус добрался до страны. Проблемы возникли и у европейских производителей, например, Fiat остановил завод в Сербии. Китайские запчасти есть сегодня в подавляющем большинстве автомобилей, но большинство производителей работает на более длинном «логистическом плече», чем корейцы, поэтому эффект получился отсроченным.
Кстати, Ухань — один из крупнейших автопромышленных регионов Китая, где находится несколько автомобильных заводов и множество производителей компонентов. Делают здесь и машин для российского рынка, правда, лишь одну модель — DFM AX7.
Читайте также
Зачем нужен АМ-диапазон, если там одно шипение
Длинные, средние и короткие волны: слушаем США. ЕС, Китай и арабские страны
Но эта проблема выглядит относительно локальной: в Ухане жизнь постепенно нормализуется, а склады запчастей позволяют российским производителям поддерживать объемы выпуска. Мы спросили крупных игроков о влиянии коронавируса на производство, и все ответили почти под копирку: ситуация требует внимания, однако причин для корректировки производственных планов пока нет. Работает в том числе завод Haval под Тулой. Дилеры китайских машин сообщили, что перебоев с поставками пока не ожидается, потому что на складах в России есть запасы на 1?3 месяца работы.
Вопрос в том, что будет потом. Во-первых, провал в производстве китайских запчастей всё-таки рано или поздно создаст определённый дефицит: например, популярные в России Kia Rio и Hyundai Solaris используют моторы, собранные в Китае. Во-вторых, коронавирус блокирует всё больше регионов.
Италия, где введён общенациональный «локдаун», для российского автопрома значима в меньше степени, но рост случаев зафиксирован почти во всех «автомобильных» странах: Британии, Германии, Франции, Японии, Южной Корее…
Производственные цепочки могут быть нарушены в других местах — не только в Китае. Россия, например, несмотря на все усилия по локализации автопрома, крайне зависима от поставок из-за рубежа, и в каждой модели содержится хотя бы некоторый процент импортируемых компонентов, будь то электронные блоки, форсунки или фары. А для остановки конвейера порой достаточно незначительных (с обывательской точки зрения) элементов: например, заводы в Южной Корее встали из-за проблем у китайского производителя электропроводки.
Возможный дефицит автомобилей многие эксперты видят фактор в пользу роста цен: если сейчас производителей сдерживает желание продать побольше, то к лету может сложиться ситуация, когда продавать будет особенно нечего.
| Автомобили, последние новости: Звание автомобиля года получил французский хетчбэк