Значительная часть столичных таксопарков в ближайшее время может разориться и прекратить существование. Об этом говорится в открытом письме руководителей таксопарков мэру Москвы Сергею Собянину. Как пишут "Известия", письмо будет обнародовано и передано в мэрию 14 апреля.
В письме говорится, что из-за введения в Москве режима самоизоляции для борьбы с распространением коронавируса спрос на услуги такси в городе упал на 80-90%. "Сокращение пассажиропотока уже привело к невозможности выполнять договорные обязательства, прежде всего в части своевременной уплаты лизинговых платежей", – отмечают авторы письма.
В обращении отмечается, что без поддержки со стороны властей многие таксомоторные компании прекратят свое существование, а их автомобили будут изъяты (или уже изымаются) лизинговыми компаниями. В результате таксисты останутся без работы. Так, руководитель ТК "Премьер" Артур Костанян сообщил изданию, что сейчас в московских таксопарках простаивает 40-60% автомобилей, а четверть из продолжающих работу машин не приносит прибыли из-за низкой выручки.
Для поддержки отрасли авторы обращения предлагают обязать Московскую Торгово-промышленную палату (МТПП) выдать таксопаркам сертификаты форс-мажора. Также в письме говорится о необходимости сдвинуть с декабря на апрель выплаты субсидий из столичного бюджета на возмещение части затрат по лизинговым платежам (городские власти таким образом стимулируют обновление парка такси) и рекомендовать агрегаторам временно снизить комиссии до 5%.
В настоящее время МТПП массово отказывает таксопаркам в сертификатах форс-мажора, которые удостоверяют наступление обстоятельств непреодолимой силы. На сайте МТПП говорится, что к 9 апреля организация получила более тысячи заявлений о наступлении форс-мажорных обстоятельств по внутрироссийским договорам, но 90% заявок были отклонены, так как Гражданский кодекс не относит к обстоятельствам форс-мажора отсутствие у должника денежных средств, на которое ссылаются заявители, включая таксопарки, которые обращаются за подтверждением обстоятельств непреодолимой силы в виде отсутствия денег на погашение лизинговых платежей.
"Ключевая причина отказа МТПП заключается в том, что, в отличие от авиаперевозчиков, ресторанов и фитнес-клубов, деятельность которых полностью парализована, таксисты продолжают перевозки. Непосредственно их деятельность не ограничивается властями", – отметила юрист Forward Legal Вероника Решетникова. По ее словам, форс-мажором могла быть признана ситуация, когда таксомоторные компании перевели деньги за лизинг, но, к примеру, банковские операции неожиданно были приостановлены и не дошли.
Гендиректор компании "ВТБ Лизинг" Дмитрий Ивантер сообщил, что специалисты уже готовят механизм переноса платежей для предприятий малого и среднего бизнеса, пострадавших из-за эпидемии. Он добавил, что с 30 марта за переносом платежей обратились уже около 30% клиентов из сегмента такси. Однако навстречу таксопаркам идут не все лизинговые компании – некоторые отказывают в отсрочках, ссылаясь на то, что отсутствие спроса и ухудшение финансового положения не являются основаниями переноса платежей.
Что же касается комиссий агрегаторов, то в письме Собянину отмечается, что они не изменились, несмотря на эпидемию. Это подтвердил руководитель межрегионального профсоюза "Таксист" Ярослав Щербинин, отметив, что арендная плата, которую берут таксопарки, упала вдвое. В сервисе "Максим" заявили, что комиссию в 10% "снижать просто некуда".
По мнению аналитика по транспорту "Финама" Алексея Калачева, рынок такси неизбежно покинут компании без запаса финансовой прочности, но критических изменений не произойдет, если жесткие ограничения в Москве не продлят еще на 2–3 месяца. В свою очередь директора института транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин заявил о необходимости господдержки для сохранения бизнеса таксопарков. При этом он отметил, что число автомобилей такси, будет зависеть от спроса, и после кризиса отрасль быстро восстановится.