Минэнерго Украины решительно отказалось от поставок электроэнергии из России. Такое заявление сделал министр энергетики «незалежной» Игорь Насалик в эфире одного из украинских каналов 13 февраля. И это несмотря на то, что правительство страны готовится принять решение о введении чрезвычайного положения в энергетике из-за дефицита угля.
Этот шаг обсуждался на специально созванном заседании антикризисного штаба. К отчаянным мерам украинские власти подталкивает блокада поставок угля из Донбасса, которую в конце января начали «ветераны АТО» под предводительством народного депутата Владимира Парасюка. Активисты перекрыли несколько железнодорожных веток, по которым вагоны с углем из ДНР и ЛНР поступали на территорию Украины.
На заседании все тот же Насалик заявил, что на складах находится около 927 тыс. тонн антрацита, в то время как его среднесуточное потребление составляет 30 тыс. тонн. Таким образом, угля Украине хватит еще на 40 дней, после чего придется ограничивать потребителей, применяя графики аварийных отключений. Для того чтобы ввести этот режим, правительству и нужно особое положение.
Правда, еще не факт, что аварийные графики удастся применить. Парасюк уже пообещал, что «ветераны АТО» захватят украинские ТЭЦ, если их работа будет остановлена под предлогом нехватки угля. По мнению нардепа, разговоры о возможном введении ЧП из-за нехватки сырья — это только попытка запугать граждан, чтобы они возмущались организаторами блокады Донбасса.
Не совсем понятно, откуда, по мнению, Парасюка, Украина должна все-таки брать уголь для своих ТЭЦ. На заседании министр Насалик признал, что в сложившейся кризисной ситуации единственной альтернативой сырью из Донбасса является уголь из России. Вряд ли это обрадует Парасюка сотоварищи. Поставки из ЮАР, о которых обычно заявляют в таких случаях украинские чиновники, оказались недоступны.
«Мы не сможем взять уголь в ЮАР, потому что он законтрактован [другими странами] по апрель месяц. Остается два только варианта: или Россия по импорту, или российский газ на газомазутные блоки — это две альтернативы», — признался Насалик.
Несмотря на это признание, министр тут же поспешил заверить общественность, что к поставкам электроэнергии из России «незалежная» прибегать ни в коем случае не будет. Как уже было сказано, об этом он сообщил во время политического ток-шоу вечером, вскоре после антикризисного заседания.
«Я убежден, что импорт электроэнергии из России не стоит рассматривать, потому что его не будет у нас. И мы будем делать все, чтобы отказаться от этой позиции», — заявил он. То ли министр забыл о собственных словах, сказанных несколькими часами ранее, то ли ему успели объяснить, что говорить о поставках из России не стоит, чтобы не нервировать «ветеранов» и прочих радикалов.
Тем более что в Киеве и сами не знают, что делать с участниками блокады. После того, как 6 февраля между ними и представителями правоохранительных органов произошла первая стычка, нардеп Парасюк призвал собратьев в случае провокаций применять оружие и пригрозил Киеву новым Майданом.
В пресс-службе Минэнерго России 13 февраля сообщили, что Киев пока что действительно не направлял Москве запрос о поставках электроэнергии в связи с дефицитом угля. Не исключено, что когда общественность забудет об этом, украинские власти все же обратятся к России с просьбой об антикризисных поставках. Тем более что такие прецеденты уже были. Например, летом 2016 Россия поставила Киеву 600 мегаватт электроэнергии в рамках соглашения о технической помощи из-за дефицита в энергосистеме Украины. И тогда украинские власти тоже отрицали, что получают электроэнергию от РФ.
Как уже писала «СП», всего на Украине функционируют 14 теплоэлектростанций. Из них шесть (если исключить Луганскую) работают на углях антрацитовой группы, которые добывают в основном в Донбассе. Для того чтобы перевести их на угли другой группы потребуется много денег и времени. Кроме того, на Украине нет необходимого объема газовых углей марки «Г» (на которых работают остальные ТЭС) для того, чтобы обеспечить все станции.
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский подтверждает, что поставки из России — это действительно единственный выход в сложившейся ситуации, но будет ли прибегать к ним Киев, предсказать сложно.
— Сейчас речь идет о чрезвычайном положении в энергетике, и это уже вполне реальная перспектива, а не просто слова. Дело в том, что половина украинских ТЭС в результате блокады могут остаться без топлива. А без них поддерживать необходимый уровень мощности в энергосистеме для покрытия спроса потребителей будет очень сложно.
Чрезвычайное положение призвано создать систему экономии ресурсов, чтобы минимизировать негативные последствия. Скорее всего, это будут веерные отключения, призванные снижать объемы потребления.
«СП»: — Министр энергетики Украины Игорь Насалик сначала заявил, что российский уголь — это единственная альтернатива, а затем стал утверждать, что об импорте электроэнергии из РФ речи не идет. От чего такие противоречивые заявления?
— Это как в анекдоте: «может быть» означает «да», «нет» — «может быть». Если поставки угля из Донбасса не возобновятся, то технологически на сегодняшний день нет другой альтернативы, кроме поставок энергоносителей из России. Если тепловики будут запускать газомазутные блоки, им понадобится дополнительный газ, который в условиях отопительного сезона и минимальных объемов в собственных подземных газохранилищах можно взять только в России.
Если же нужно быстро восполнить недостающие объемы угля, в сжатые сроки это можно сделать только из Российской Федерации. И еще одна альтернатива — поставки непосредственно электроэнергии, но, опять-таки, только российской, потому что другие соседние страны эту потребность покрыть не смогут. Так что как ни крути, все упирается в поставки из РФ.
А что касается противоречивости слов министра, знаете, не стоит пытаться понять заявления украинских политиков. Это дело трудное, и, прямо скажем, бесполезное.
«СП»: — Но если будет стоять выбор — покупка энергоносителей у России или верные отключения, к чему будет склоняться Киев?
— Я не готов ответить на этот вопрос, да и вряд ли кто-то готов. Мы не знаем, чем будут руководствоваться украинские власти. Возможно, они будут ждать до последнего. Могу только повторить, что альтернатив у них немного. Смысла тащить уголь из ЮАР нет, потому что он придет только через два месяца, когда отопительный сезон подойдет к концу, и потребность в угле уже не будет такой острой.
Кроме того, импорт угля значительно дороже. Он поднимает себестоимость производства электроэнергии более чем на 50%. Поэтому с какой стороны ни посмотри, поставки из России были бы выгодней.