Материал комментируют:
Александр Дудчак
Владимир Жарихин
Международный валютный фонд (МВФ) официально озвучил обновленный список требований для выделения нового транша финансовой помощи Украине. Условия для Киева немного смягчены. Фонд перестал настаивать на немедленном проведении земельной реформы, которая должна была отменить мораторий на приватизацию сельскохозяйственных земель. Правда, совсем от этого условия в МВФ не отказались — оно отложено до конца года «для достижения консенсуса по ключевым вопросам».
Обязательными условиями для получения новой порции кредитных денег остаются:
— пенсионная реформа;
— меры по ускорению приватизации;
— конкретные результаты в борьбе с коррупцией.
Кроме того, важными называют продолжение фискальной реформы и реформу энергетического сектора.
Напомним, что четырехлетняя программа EFF общим объемом 16,75 млрд долл. была открыта для Украины в марте 2015 года. Тогда Киев сразу получил транш в размере пяти миллиардов, но затем выплаты вместо ежеквартальных стали переводиться с большими отсрочками из-за того, что власти страны не выполняли необходимые требования.
Четвертый транш в размере одного миллиарда долларов «незалежная» получила в начале апреля 2017 года. Следующая выплата была назначена на май, но деньги не поступили. Новый пересмотр программы по плану был намечен на середину августа, но его перенесли на сентябрь.
В Киеве надеялись до конца года получить 4,5 млрд долл. от МВФ, но сомнительно, что Фонд раскошелится на такую сумму, если учесть, что предыдущие транши не превышали 1,6 млрд долл.
Несмотря на то, что в прошлые месяцы украинские власти говорили о том, что кредит МВФ не является крайней необходимостью для экономики, а нужен только как сигнал для инвесторов, реальность доказывает обратное. 20 июля премьер-министр страны Владимир Гройсман заявил, что Украине не хватает денег на обещанные реформы, потому что они, дескать, во многом уходят на обслуживание внешнего долга, оборону и Пенсионный фонд. Гройсман уточнил, что на обслуживание внешних долгов ежегодно Киев тратит более 100 миллиардов гривен (более 220 млрд. рублей), что составляет 4% ВВП. Около 5,5 млрд долл. «незалежная» ежегодно расходует на покрытие дефицита Пенсионного фонда, еще 5% ВВП уходит на безопасность и оборону.
«Реформы нам нужны как воздух. Все, кто говорит, что они не нужны, что нужно все и всем выплатить сегодня, — я тоже это поддерживаю. Но те, кто говорит, они ведь понимают, что в бюджете денег нет. И как это сделать, они тоже не знают», — заявил Гройсман.
Помимо транша от МВФ Киев может рассчитывать на очередной перевод по программе макрофинансовой помощи Европейского Союза в размере 600 млн евро. Но и для его получения необходимо до октября выполнить целый ряд условий. В частности, отменить мораторий на продажу леса-кругляка и пошлины на ввоз некоторых товаров. Кроме того, Брюссель требует решить вопрос с социальными выплатами переселенцам.
Без очередных валютных поступлений Киеву будет еще труднее обслуживать внешний долг, который продолжает расти. В первом квартале 2017 года, по данным НБУ, валовой внешний долг страны составил 113,643 млрд долл. Государственный долг Украины, по данным Минфина, достиг 66,8% ВВП (более 72 млрд долл.). При этом 70% долга составляют валютные займы.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что МВФ все равно выделит транш для того, чтобы сохранить режим на Украине и гарантировать выплаты по своим же кредитам. Но от требований не откажется и продолжит «дожимать» Киев.
— МВФ хорошо держит руку на пульсе ситуации на Украине. Они поняли, что пенсионную реформу провести можно, потому что пенсионеры запуганы и не представляют серьезной угрозы для действующего режима. Что касается коррупции, это, как всегда, общие слова. Специальный комитет по коррупции работает, но почему-то никого не сажает. В основном — разговоры, а коррупция только усиливается. И на самом деле МВФ против этого активно не возражает.
Но вот земельная реформа затрагивает интересы определенной части политической элиты Украины и вызывает в ней противоречия. Националистически радикальная часть политикума и общества выступает против отмены моратория, так как они опасаются, что земли будут скуплены иностранными гражданами. В том числе, страшно сказать, — российскими олигархами. Поэтому именно земельную реформу в МВФ решили отсрочить.
В то же время, тянуть с выделением очередного транша очень долго нельзя. В МВФ понимают, что это может привести к полному краху экономики Украины и падению нынешнего режима. Что не в интересах самого фонда и Соединенных Штатов, которые стоят за ним.
«СП»: — То есть МВФ выделит эти деньги, даже если требования по реформам не будут выполнены?
— Пока США будут основной движущей силой Фонда, которая принимает решения по выделению кредитов, украинскую власть будут поддерживать. Но только до такой степени, чтобы она не рухнула, не более того. Транши будут выделять для поддержания штанов Киева. Собственно, так они и делают последние несколько лет.
И если какие-то проблемы окажутся опасными для действующей власти, как решение земельного вопроса, в Фонде согласны их отложить. Но не снять с повестки дня. Думаю, сейчас будет активней проводиться работа среди экономической и политической элиты Украины, чтобы снизить остроту этого вопроса и затем к нему снова вернуться.
Украинский политолог, экономист Александр Дудчак считает, что если кредит не выделят, украинские власти компенсируют его за счет населения.
— Это пагубная практика выклянчивая кредитов МВФ. Тем более — под такие условия, но киевские власти на нее прочно «подсели». Причем, они представляют это так, будто Фонд согласился что-то смягчить и подождать. Но фактически в МВФ не ослабляют давления и говорят, что денег не дадут, пока Киев не выполнит требования. А требования ужасные для будущего Украины. Если их выполнить в полном объеме, восстанавливать страну после ухода этой деструктивной системы будет очень тяжело. В Киеве наломают столько дров, что трудно представить, как все это отдавать и возвращать в нормальное состояние.
«СП»: — Какие условия для Украины самые болезненные?
— За что ни возьмись, это несет негатив для Украины. Например, пенсионная реформа, которую якобы тоже согласились смягчить. МВФ теперь не настаивает на очередном увеличении пенсионного возраста, но зато требует повысить стаж на столько, что гражданам придется работать намного дольше.
Конечно, одно из самых вопиющих требований - распродажа земли, которую пока отложили до конца года. Если мораторий будет отменен, от украинских земель ничего не останется. Они не будут принадлежать ни государству, ни народу. Украинские агрохолдинги, которые сегодня называют одними из сильнейших предприятий страны, не смогут бороться с крупным транснациональным капиталом. Украину лишат земли и постепенно превратят ее население в крепостных.
Нынешняя власть оттягивает «земельную реформу» не потому, что заботится о гражданах. Думаю, они пытаются прописать законы в своих интересах, чтобы тоже поучаствовать в приватизации. Но вряд ли им удастся помешать иностранным гражданам получить контроль над сельхозугодьями и выращивать там все, что им хочется, вплоть до генно-модифированной продукции.
«СП»: — А если Киеву не удастся до конца выполнить нынешние требования?
— Они будут стараться и, думаю, под конец года транш в любом случае дадут. Но это, скорее, личная подачка руководству станы для того, чтобы помочь ему удержаться у власти. Этот транш будет использован для погашения кредитов, полученных раньше. Ни на что другое он физически пойти не сможет, так как накоплены слишком большие долги. Для Украины как государства польза от этого кредита нулевая.
«СП»: — И все же, если кредит не дадут, какими последствиями это грозит Украине?
— Говорить о последствиях уже поздно. Граждане страны видят эти последствия каждый день в своих холодильниках, кошельках и платежках за коммуналку. Если транш не поступит до конца года, страна в очередной раз приблизится к дефолту. Но фактически она живет в этом состоянии уже три года. И ничего. Просто усилятся негативные тенденции — падение производства, безработица, отток населения за рубеж. Повысятся в очередной раз тарифы, подскочит инфляция. Но с постоянным ухудшением условий жизни люди мирятся последние три года. И если оно не произойдет слишком резко, народ просто еще больше сократит свои траты и потребности.