Катастрофа в российской авиации пока откладывается - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Катастрофа в российской авиации пока откладывается - «Экономика» 00:00 Пятница 0 637
25-08-2017, 00:00

Катастрофа в российской авиации пока откладывается - «Экономика»


Катастрофа в российской авиации пока откладывается - «Экономика»

Материал комментируют:

Андрей Крамаренко

Сергей Извольский

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опровергло информацию об аннулировании пяти тысяч пилотских свидетельств у летчиков гражданской авиации. Подготовка пилотов, обучавшихся по «старой» программе является «легитимной», говорится в сообщении, размещенном на сайте агентства.

«Никаких оснований для аннулирования пилотских свидетельств нет», — успокоили в ведомстве. При этом старая программа будет действовать по август 2017 года включительно. А новая «Примерная программа учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов гражданской авиации» была утверждена федеральным агентством еще 21 марта 2017 года.

«За прошедшее с 2006 года время в гражданской авиации произошли значительные изменения, связанные, прежде всего, со значительным техническим развитием отрасли в сфере конструирования воздушных судов, технике их пилотирования, в вопросах обеспечения безопасности полетов», — объясняют в Росавиации причину произошедшего.

О том, что в ближайшее время возможно массовое аннулирование документов о летной квалификации у пилотов, проходивших обучение с 2006 по 2017 годы написала 23 августа газета «Коммерсант». Ссылаясь на решение Росавиации об отмене старой программы обучения, издание предположило, что вслед за этим утратят силу и документы об образовании.


В качестве примера «Коммерсант» привел ситуацию вокруг Челябинского летного училища гражданской авиации (ЧЛУГА). После того как в августе 2016 года истек срок действия сертификата училища на переподготовку пилотов, Росавиация отказалась его продлевать. При этом к спору были привлечены Уральская транспортная прокуратура, Ространснадзор и Рособрнадзор.

«О конфликте в авиационном образовании стало известно в мае. — Пишет издание. — Пилоты и другие работники отрасли обратились в ICAO, требуя «прекратить произвол со стороны Росавиации в отношении авиационных специалистов и учебных центров», аннулируя свидетельства сотен специалистов. При этом политику Росавиации пилоты называли «карательной».

— С нового учебного года будет действовать новая программа обучения пилотов, — подтвердил «СП» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. — Старая программа уже утратила свою актуальность, так как была разработана 11 лет назад. Для тех, кто будет обучаться сейчас по летным специальностям мы актуализировали методические материалы.

Понятное дело, что к тем летчикам, которые уже получили свидетельство, этот вопрос вообще не относится. Если кто-то обучался давно в каком-то вузе и, наверняка, по совсем другим программам, нежели сейчас, это не значит, что их диплом теперь вдруг стал не легитимен. Согласитесь? У нас то же самое.

«СП»: — В чем суть конфликта, о котором пишет «Коммерсант»?

Это чушь какая-то. В Челябинском училище гражданской авиации мы в свое время обнаружили недостатки в работе, указали на это и не выдавали документы, чтобы эти недостатки были устранены. Потому что по закону требуется одно, а на деле в ЧЛУГА совершенно по-другому реализовывались образовательные программы. Это формальный признак. Пока они не устранят недостатки, мы не даем им одобрительных документов.

«СП»: — То есть это частный случай?

— Да. Причем, это касается только процессуальной стороны дела. Нужно соблюдать требования. В статье «Коммерсанта» все намешано. Никаких кадровых проблем, о которых там сказано, не существует.

В свою очередь ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко предвидит в будущем проблемы на рынке авиаперевозок в связи с «зачисткой» коммерческого сектора подготовки пилотов.

— Мне трудно понять довольно бессмысленное, а главное ничем не оправданное аннулирование Росавиацией большого количества пилотских лицензий, в особенности коммерческих пилотов. «Коммерсант» написал про пять тысяч человек, на самом деле это цифра сильно завышена. Речь может идти о нескольких сотнях, но не о тысячах случаев.

Но это все равно будет давить на рынок труда в сторону увеличения зарплат пилотов, что приведет к росту цен на билеты и снижению прибыли авиакомпаний и, как следствие, снижению бюджетных доходов от налога на прибыль.

«СП»: — Может ли Росавиация угрожая аннулировать документы, сдержать таким образом тех, кто хочет уехать работать за рубеж?

— Если пилот уже уехал, то он получает за рубежом местное свидетельство и Росавиация ему «по барабану». А те, кто живет и работает в России, да, оказываются у ведомства на коротком поводке — Росавиация может им и выдать свидетельство, и аннулировать его. Причем последнее возможно без всякого судебного решения. В отличие от лишения, например, водительских прав. Парадокс.

«СП»: — В самой Росавиации опровергли информацию про 5 тысяч аннулируемых лицензий и сослались на конкретные проступки конкретного Челябинского училища…

— Думаю, здесь Росавиация и говорит правду, и лукавит одновременно. Пять тысяч — это, конечно, безумная цифра, так как в переводе на экипажи это 450 самолетов. Это явный перебор. А лукавит вот в чем… Росавиация за несколько лет зачистила весь рынок негосударственного, то есть коммерческого, образования пилотов. В развитых странах государство вообще не тратит деньги, чтобы подготовить пилотов. У нас же почему-то его теперь ликвидируют. Челябинское училище, кажется, было крайним в этом списке.

Причем Росавиация в течение многих лет сама сертифицировала эти учебные центры, их программы, подписывала свидетельства пилотов, регулярно инспектировала, а потом вдруг решила, что все это неправильно. Интересно, само агентство теперь будет нести ответственность за происходившее? Раз там все было неправильно…

Своими действиями Росавиация сейчас уничтожает на корню коммерческое образование. Никто не может понять, что происходит, потому что это нелогично и необъяснимо. Не ясно, кто от этого выиграет. Может, конечно, просто расчищают «поляну» и на это место придет какой-то крупный игрок. Рынок то существует, он никуда не делся. Но это всего лишь подозрение.


«СП»: — Какова общая ситуация на рынке труда пилотов гражданской авиации?

— Проблема с кадрами существовала всегда, просто ее острота все время варьируется. Российские пилоты постоянно уезжают с тех пор, как Советский Союз приказал долго жить. Сначала ехали в Европу, потом на Ближний Восток, потом в Китай. Естественно, дело в зарплате. Рынок труда у пилотов практически глобальный. Тем, кто знает английский язык на должном уровне и имеет хороший опыт, найти работу не сложно.

Сейчас, особенно, после того как в 2014 году рухнул курс рубля зарплаты наших пилотов в валютном выражении сильно упали. Даже в крупнейших авиакомпаниях пилот с опытом получает меньше 10 тысяч долларов, тогда как в Европе в полтора раза больше, а в Китае может быть и в два раза. Поэтому люди уезжают и это нормально.

Из-за этого образовался некий дефицит. Но дефицит не пилотов вообще, потому что система образования производит их в промышленных масштабах. Есть дефицит опытных пилотов, командиров воздушных судов и в основном для тех авиакомпаний, которые не могут предложить конкурентоспособные условия. Такие случаи на слуху.


Материал комментируют: Андрей Крамаренко Сергей Извольский Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опровергло информацию об аннулировании пяти тысяч пилотских свидетельств у летчиков гражданской авиации. Подготовка пилотов, обучавшихся по «старой» программе является «легитимной», говорится в сообщении, размещенном на сайте агентства. «Никаких оснований для аннулирования пилотских свидетельств нет», — успокоили в ведомстве. При этом старая программа будет действовать по август 2017 года включительно. А новая «Примерная программа учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов гражданской авиации» была утверждена федеральным агентством еще 21 марта 2017 года. «За прошедшее с 2006 года время в гражданской авиации произошли значительные изменения, связанные, прежде всего, со значительным техническим развитием отрасли в сфере конструирования воздушных судов, технике их пилотирования, в вопросах обеспечения безопасности полетов», — объясняют в Росавиации причину произошедшего. О том, что в ближайшее время возможно массовое аннулирование документов о летной квалификации у пилотов, проходивших обучение с 2006 по 2017 годы написала 23 августа газета «Коммерсант». Ссылаясь на решение Росавиации об отмене старой программы обучения, издание предположило, что вслед за этим утратят силу и документы об образовании. В качестве примера «Коммерсант» привел ситуацию вокруг Челябинского летного училища гражданской авиации (ЧЛУГА). После того как в августе 2016 года истек срок действия сертификата училища на переподготовку пилотов, Росавиация отказалась его продлевать. При этом к спору были привлечены Уральская транспортная прокуратура, Ространснадзор и Рособрнадзор. «О конфликте в авиационном образовании стало известно в мае. — Пишет издание. — Пилоты и другие работники отрасли обратились в ICAO, требуя «прекратить произвол со стороны Росавиации в отношении авиационных специалистов и учебных центров», аннулируя свидетельства сотен специалистов. При этом политику Росавиации пилоты называли «карательной». — С нового учебного года будет действовать новая программа обучения пилотов, — подтвердил «СП» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. — Старая программа уже утратила свою актуальность, так как была разработана 11 лет назад. Для тех, кто будет обучаться сейчас по летным специальностям мы актуализировали методические материалы. Понятное дело, что к тем летчикам, которые уже получили свидетельство, этот вопрос вообще не относится. Если кто-то обучался давно в каком-то вузе и, наверняка, по совсем другим программам, нежели сейчас, это не значит, что их диплом теперь вдруг стал не легитимен. Согласитесь? У нас то же самое. «СП»: — В чем суть конфликта, о котором пишет «Коммерсант»? — Это чушь какая-то. В Челябинском училище гражданской авиации мы в свое время обнаружили недостатки в работе, указали на это и не выдавали документы, чтобы эти недостатки были устранены. Потому что по закону требуется одно, а на деле в ЧЛУГА совершенно по-другому реализовывались образовательные программы. Это формальный признак. Пока они не устранят недостатки, мы не даем им одобрительных документов. «СП»: — То есть это частный случай? — Да. Причем, это касается только процессуальной стороны дела. Нужно соблюдать требования. В статье «Коммерсанта» все намешано. Никаких кадровых проблем, о которых там сказано, не существует. В свою очередь ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко предвидит в будущем проблемы на рынке авиаперевозок в связи с «зачисткой» коммерческого сектора подготовки пилотов. — Мне трудно понять довольно бессмысленное, а главное ничем не оправданное аннулирование Росавиацией большого количества пилотских лицензий, в особенности коммерческих пилотов. «Коммерсант» написал про пять тысяч человек, на самом деле это цифра сильно завышена. Речь может идти о нескольких сотнях, но не о тысячах случаев. Но это все равно будет давить на рынок труда в сторону увеличения зарплат пилотов, что приведет к росту цен на билеты и снижению прибыли авиакомпаний и, как следствие, снижению бюджетных доходов от налога на прибыль. «СП»: — Может ли Росавиация угрожая аннулировать документы, сдержать таким образом тех, кто хочет уехать работать за рубеж? — Если пилот уже уехал, то он получает за рубежом местное свидетельство и Росавиация ему «по барабану». А те, кто живет и работает в России, да, оказываются у ведомства на коротком поводке — Росавиация может им и выдать свидетельство, и аннулировать его. Причем последнее возможно без всякого судебного решения. В отличие от лишения, например, водительских прав. Парадокс. «СП»: — В самой Росавиации опровергли информацию про 5 тысяч аннулируемых лицензий и сослались на конкретные проступки конкретного Челябинского училища… — Думаю, здесь Росавиация и говорит правду, и лукавит одновременно. Пять тысяч — это, конечно, безумная цифра, так как в переводе на экипажи это 450 самолетов. Это явный перебор. А лукавит вот в чем… Росавиация за несколько лет зачистила весь рынок негосударственного, то есть коммерческого, образования пилотов. В развитых странах государство вообще не тратит деньги, чтобы подготовить пилотов. У нас же почему-то его теперь ликвидируют. Челябинское училище, кажется, было крайним в этом списке. Причем Росавиация в течение многих лет сама сертифицировала эти учебные центры, их программы, подписывала свидетельства пилотов, регулярно инспектировала, а потом вдруг решила, что все это неправильно. Интересно, само агентство теперь будет нести ответственность за происходившее? Раз там все было неправильно… Своими действиями Росавиация сейчас уничтожает на корню коммерческое образование. Никто не может понять, что происходит, потому что это нелогично и необъяснимо. Не ясно, кто от этого выиграет. Может, конечно, просто расчищают «поляну» и на это место придет какой-то крупный игрок. Рынок то существует, он никуда не делся. Но это всего лишь подозрение. «СП»: — Какова общая ситуация на рынке труда пилотов гражданской авиации? — Проблема с кадрами существовала всегда, просто ее острота все время варьируется. Российские пилоты постоянно уезжают с тех пор, как Советский Союз приказал долго жить. Сначала ехали в Европу, потом на Ближний Восток, потом в Китай. Естественно, дело в зарплате. Рынок труда у пилотов практически глобальный. Тем, кто знает английский язык на должном уровне и имеет хороший опыт, найти работу не сложно. Сейчас, особенно, после того как в 2014 году рухнул курс рубля зарплаты наших пилотов в валютном выражении сильно упали. Даже в крупнейших авиакомпаниях пилот с опытом получает меньше 10 тысяч долларов, тогда как в Европе в полтора раза больше, а в Китае может быть и в два раза. Поэтому люди уезжают и это нормально. Из-за этого образовался некий дефицит. Но дефицит не пилотов вообще, потому что система образования производит их в промышленных масштабах. Есть дефицит опытных пилотов, командиров воздушных судов и в основном для тех авиакомпаний, которые не могут предложить конкурентоспособные условия. Такие случаи на слуху.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl