«Роснефть» пришла в Курдистан, обогнав даже США - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
«Роснефть» пришла в Курдистан, обогнав даже США - «Экономика» 07:00 Суббота 0 570
21-10-2017, 07:00

«Роснефть» пришла в Курдистан, обогнав даже США - «Экономика»


«Роснефть» пришла в Курдистан, обогнав даже США - «Экономика»

Материал комментируют:

Кирилл Семенов

Сергей Пикин

Не торопясь открыто поддерживать Иракский Курдистан, который недавно провел референдум о независимости, Россия не прочь получить экономические выгоды от совместной эксплуатации нефтяных богатств региона.

«Роснефть» и региональное Иракское правительство Курдистана начали совместную реализацию инфраструктурного проекта по эксплуатации нефтепровода в Курдском автономном регионе. Об этом говорится в пресс-релизе кампании. Доля «Роснефти» в проекте может составить 60%. Остальные 40% получит второй участник проекта и текущий оператор нефтепровода — компания KAR Group.

По словам главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, вхождение российской компании в новый проект в Курдистане позволит повысить эффективность транспортировки нефти конечным потребителям, включая поставку нефти из Курдистана на нефтеперерабатывающие заводы «Роснефти» в Германии. Это соответствует стратегическим целям компании.

В начале 2017 года «Роснефть» заключила с правительством Курдистана трехлетнее соглашение о покупке нефти на 1 млрд. долларов, а летом компания договорилась о доступе к управлению экспортным нефтепроводом мощностью 700 тысяч баррелей в сутки.

Кроме того, 18 октября нефтяная компания подписала c властями автономии документы, необходимые для вступления в силу соглашений о разделе продукции в отношении пяти блоков добычи в регионе. За вхождение в проект «Роснефть» заплатит до 400 млн долларов. Добыча в режиме опытной эксплуатации, а также геологоразведочные работы начнутся уже в 2018 году.


Среди других перспективных планов «Роснефти» в Иракском Курдистане строительство газопровода мощностью более 30 млрд кубометров в год в Турцию.

Столь мощная экспансия России в регионе вызвала резкое сопротивление Багдада. Правительство Ирака заявило, что считает незаконными соглашения о разработке нефтегазовых месторождений, заключенные без участия министерства нефти страны. При этом власти Ирака оставили за собой право оспорить их в международных судах «в целях защиты национального богатства».

Физически помешать «Роснефти» Багдад вряд ли сможет. Территорию Иракского Курдистана контролирует боеспособное курдское ополчение — Пешмерга. А после недавно проведенного референдума о независимости эта территория еще больше отдалилась от центральных властей Ирака. Несмотря на то, что иракский спецназ на днях вернул под контроль Багдада спорную провинцию Киркук, отказываться от независимости Курдистана официальный Эрбиль не собирается.

Видимо, осознавая это, глава «Роснефти», выступая накануне на Евразийском экономическом форуме в итальянской Вероне звучал как «Александр Македонский» нефтяного бизнеса, соединяющий Запад и Восток. Он призвал страны Евразии к созданию «инфраструктурных, экономических коридоров, от европейского побережья Атлантики и Северного Ледовитого океана до азиатского побережья Тихого и Индийского океанов».

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин смотрит на перспективы бизнеса «Роснефти» в иракском Курдистане скептически.

— Ситуация в Иракском Курдистане сейчас предельно сложная. Мы видим активные действия со стороны иракской армии, видим реакцию Турции. И уже вовсю звучат предложения о запрете экспорта нефти из региона Курдистана. В этой ситуации начинать новый проект, мягко говоря, утопично. Ясно, конечно, что «Роснефть» надеется, что начнется мирный процесс и все наладится. Но когда это случится, большой вопрос.

«СП»: — Вчера еще и правительство Ирака пообещало оспаривать заключенные мимо них нефтяные сделки в международных судах…

— Конечно, это дополнительный риск. Ведь никто не отменил иракскую юрисдикцию над территорией Курдистана. Тут для «Роснефти» получаются прямые риски, так как она работает в глобальном масштабе, в разных странах мира. Пока не будет принято решение о разделении нефтяных запасов, все это выглядит крайне рискованно.

Тем не менее, начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семенов уверен, что Россия ведет в Иракском Курдистане верную линию.

— В Иракском Курдистане присутствуют не только российские компании. Там очень много других зарубежных игроков. И американские, и английские, другие европейские компании, представители ОАЭ. Поэтому говорить, что имеющиеся в регионе риски разделяет только «Роснефть» не совсем правильно. Скорее, если Россия откажется из-за какого-то обострения обстановки от собственного участия в проектах в этом регионе, то они потом достанутся тем, кто там останется. Тем же американцам.

А так Россия сейчас выходит на первое место по своему весу в нефтедобывающей сфере Иракского Курдистана. При этом мы обгоняем даже тех конкурентов, кто имеет в регионе сильное политическое влияние. Ведь, как известно, в американском Конгрессе есть курдские лоббистские группы, есть крепкие связи и с правительственными кругами и с бизнесом. Так что несмотря на последнее обострение обстановки, России выгодно продолжить сотрудничество с Эрбилем. Скорее, наши конкуренты как раз и рассчитывают на наш уход, чтобы захватить российскую долю пирога.

Все прекрасно понимают, что рано или поздно проблема региона Курдистана так или иначе решится. У правительства Ирака явно нет сил, чтобы решить ее военным путем.

«СП»: — Но Киркук они все-таки отбили и почти без боев?

— Это произошло только потому, что эти города были, видимо, сданы по каким-то закрытым договоренностям. Либо партией Джаляля Талабани, либо сам Масуд Барзани участвовал. Но то, что это был какой-то договор, а не военная операция, это точно. Багдад не смог бы взять Киркук, если бы курды приняли решение его защищать.

Напомню, и Киркук и другие города, куда вошли иракские военные, находятся на территории вне административных границ признанного Иракского Курдистана. Когда Трамп высказывался, осуждая референдум, он именно на этом и сделал акцент. Мол, референдум проводится в том числе в регионах, не принадлежащих курдам.

Видимо, на этом фоне и произошла эта сдача. То есть может быть такой расклад: курды свое взяли, а больше им ничего и не надо. Решили, что без Киркука им так будет легче добиться независимости для собственно Иракского Курдистана.


«СП»: — Но правительство Ирака не собирается признавать сделки «Роснефти», заключенные без своего одобрения. Вплоть до оспаривания их в международных судах…

— Как я уже сказал, в Иракском Курдистане масса иностранных компаний. Там есть в том числе ЧВК, которые их защищает. Американцы и англичане порой работают через министра нефти Ирака. Он их лоббирует, защищая интересы то ли семьи Талабани, то ли семьи Барзани, которые с этого тоже что-то имеют, чтобы сохранить баланс.

Это все началось где-то с 2014 года, когда Ирак перестал, как говорят курды, передавать 17 процентов своего бюджета Иракскому Курдистану, либо не стал передавать полностью, и тогда Эрбиль стал использовать свою нефть самостоятельно. Нефть теперь идет напрямую в Турцию до порта Джейхан.

«СП»: — Так или иначе, вопрос политического урегулирования в регионе Курдистана первостепенный. Каковы, по-вашему, перспективы независимости хотя бы Иракского Курдистана? Ведь там все вокруг против этого…

— Тот факт, что все против, как раз и может подтолкнуть к независимости. В первую очередь резкие действия Багдада. Те же американцы могут поддержать Эрбиль, когда увидят, что иракцы действуют по наводке Ирана, который курирует многие иракские группировки. Просто ради противодействия Тегерану. Да, американцы не признают пока независимость Иракского Курдистана, но и бросать его не собираются. Да и сам Эрбиль, хотя и провел референдум, пока не провозгласил свою независимость.


Материал комментируют: Кирилл Семенов Сергей Пикин Не торопясь открыто поддерживать Иракский Курдистан, который недавно провел референдум о независимости, Россия не прочь получить экономические выгоды от совместной эксплуатации нефтяных богатств региона. «Роснефть» и региональное Иракское правительство Курдистана начали совместную реализацию инфраструктурного проекта по эксплуатации нефтепровода в Курдском автономном регионе. Об этом говорится в пресс-релизе кампании. Доля «Роснефти» в проекте может составить 60%. Остальные 40% получит второй участник проекта и текущий оператор нефтепровода — компания KAR Group. По словам главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, вхождение российской компании в новый проект в Курдистане позволит повысить эффективность транспортировки нефти конечным потребителям, включая поставку нефти из Курдистана на нефтеперерабатывающие заводы «Роснефти» в Германии. Это соответствует стратегическим целям компании. В начале 2017 года «Роснефть» заключила с правительством Курдистана трехлетнее соглашение о покупке нефти на 1 млрд. долларов, а летом компания договорилась о доступе к управлению экспортным нефтепроводом мощностью 700 тысяч баррелей в сутки. Кроме того, 18 октября нефтяная компания подписала c властями автономии документы, необходимые для вступления в силу соглашений о разделе продукции в отношении пяти блоков добычи в регионе. За вхождение в проект «Роснефть» заплатит до 400 млн долларов. Добыча в режиме опытной эксплуатации, а также геологоразведочные работы начнутся уже в 2018 году. Среди других перспективных планов «Роснефти» в Иракском Курдистане строительство газопровода мощностью более 30 млрд кубометров в год в Турцию. Столь мощная экспансия России в регионе вызвала резкое сопротивление Багдада. Правительство Ирака заявило, что считает незаконными соглашения о разработке нефтегазовых месторождений, заключенные без участия министерства нефти страны. При этом власти Ирака оставили за собой право оспорить их в международных судах «в целях защиты национального богатства». Физически помешать «Роснефти» Багдад вряд ли сможет. Территорию Иракского Курдистана контролирует боеспособное курдское ополчение — Пешмерга. А после недавно проведенного референдума о независимости эта территория еще больше отдалилась от центральных властей Ирака. Несмотря на то, что иракский спецназ на днях вернул под контроль Багдада спорную провинцию Киркук, отказываться от независимости Курдистана официальный Эрбиль не собирается. Видимо, осознавая это, глава «Роснефти», выступая накануне на Евразийском экономическом форуме в итальянской Вероне звучал как «Александр Македонский» нефтяного бизнеса, соединяющий Запад и Восток. Он призвал страны Евразии к созданию «инфраструктурных, экономических коридоров, от европейского побережья Атлантики и Северного Ледовитого океана до азиатского побережья Тихого и Индийского океанов». Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин смотрит на перспективы бизнеса «Роснефти» в иракском Курдистане скептически. — Ситуация в Иракском Курдистане сейчас предельно сложная. Мы видим активные действия со стороны иракской армии, видим реакцию Турции. И уже вовсю звучат предложения о запрете экспорта нефти из региона Курдистана. В этой ситуации начинать новый проект, мягко говоря, утопично. Ясно, конечно, что «Роснефть» надеется, что начнется мирный процесс и все наладится. Но когда это случится, большой вопрос. «СП»: — Вчера еще и правительство Ирака пообещало оспаривать заключенные мимо них нефтяные сделки в международных судах… — Конечно, это дополнительный риск. Ведь никто не отменил иракскую юрисдикцию над территорией Курдистана. Тут для «Роснефти» получаются прямые риски, так как она работает в глобальном масштабе, в разных странах мира. Пока не будет принято решение о разделении нефтяных запасов, все это выглядит крайне рискованно. Тем не менее, начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семенов уверен, что Россия ведет в Иракском Курдистане верную линию. — В Иракском Курдистане присутствуют не только российские компании. Там очень много других зарубежных игроков. И американские, и английские, другие европейские компании, представители ОАЭ. Поэтому говорить, что имеющиеся в регионе риски разделяет только «Роснефть» не совсем правильно. Скорее, если Россия откажется из-за какого-то обострения обстановки от собственного участия в проектах в этом регионе, то они потом достанутся тем, кто там останется. Тем же американцам. А так Россия сейчас выходит на первое место по своему весу в нефтедобывающей сфере Иракского Курдистана. При этом мы обгоняем даже тех конкурентов, кто имеет в регионе сильное политическое влияние. Ведь, как известно, в американском Конгрессе есть курдские лоббистские группы, есть крепкие связи и с правительственными кругами и с бизнесом. Так что несмотря на последнее обострение обстановки, России выгодно продолжить сотрудничество с Эрбилем. Скорее, наши конкуренты как раз и рассчитывают на наш уход, чтобы захватить российскую долю пирога. Все прекрасно понимают, что рано или поздно проблема региона Курдистана так или иначе решится. У правительства Ирака явно нет сил, чтобы решить ее военным путем. «СП»: — Но Киркук они все-таки отбили и почти без боев? — Это произошло только потому, что эти города были, видимо, сданы по каким-то закрытым договоренностям. Либо партией Джаляля Талабани, либо сам Масуд Барзани участвовал. Но то, что это был какой-то договор, а не военная операция, это точно. Багдад не смог бы взять Киркук, если бы курды приняли решение его защищать. Напомню, и Киркук и другие города, куда вошли иракские военные, находятся на территории вне административных границ признанного Иракского Курдистана. Когда Трамп высказывался, осуждая референдум, он именно на этом и сделал акцент. Мол, референдум проводится в том числе в регионах, не принадлежащих курдам. Видимо, на этом фоне и произошла эта сдача. То есть может быть такой расклад: курды свое взяли, а больше им ничего и не надо. Решили, что без Киркука им так будет легче добиться независимости для собственно Иракского Курдистана. «СП»: — Но правительство Ирака не собирается признавать сделки «Роснефти», заключенные без своего одобрения. Вплоть до оспаривания их в международных судах… — Как я уже сказал, в Иракском Курдистане масса иностранных компаний. Там есть в том числе ЧВК, которые их защищает. Американцы и англичане порой работают через министра нефти Ирака. Он их лоббирует, защищая интересы то ли семьи Талабани, то ли семьи Барзани, которые с этого тоже что-то имеют, чтобы сохранить баланс. Это все началось где-то с 2014 года, когда Ирак перестал, как говорят курды, передавать 17 процентов своего бюджета Иракскому Курдистану, либо не стал передавать полностью, и тогда Эрбиль стал использовать свою нефть самостоятельно. Нефть теперь идет напрямую в Турцию до порта Джейхан. «СП»: — Так или иначе, вопрос политического урегулирования в регионе Курдистана первостепенный. Каковы, по-вашему, перспективы независимости хотя бы Иракского Курдистана? Ведь там все вокруг против этого… — Тот факт, что все против, как раз и может подтолкнуть к независимости. В первую очередь резкие действия Багдада. Те же американцы могут поддержать Эрбиль, когда увидят, что иракцы действуют по наводке Ирана, который курирует многие иракские группировки. Просто ради противодействия Тегерану. Да, американцы не признают пока независимость Иракского Курдистана, но и бросать его не собираются. Да и сам Эрбиль, хотя и провел референдум, пока не провозгласил свою независимость.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl