Материал комментируют:
Даниил Кириков
Со дня на день ФАС объявит новые тарифы на железнодорожные перевозки на 2018 год. Но и без учета подорожания сегодня билеты в плацкарт на многих популярных направлениях дороже, чем на самолет. Хотя, возможно, скоро ситуация изменится: авиабилеты в будущем году тоже покажут ценовые рекорды (точнее, антирекорды).
Кто виноват в «билетном» коллапсе?!
Самую большую неприятность желающим отправиться куда-либо на новогодние праздники приготовила компания «Российские железные дороги». Еще 3 ноября РЖД приостановили продажу билетов в плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования с отправлением после 1 января 2018 года. Касалось это только поездов, следовавших внутри России, и принадлежащих «Федеральной пассажирской компании» (дочерняя структура РЖД), за исключением поездов категории «скоростной». Продажи всех остальных категорий билетов (в том числе, на «Ласточку» и «Сапсан») ограничения не коснулись.
Мера это была временной: судя по официальному заявлению РЖД, якобы тарифный регулятор (Федеральная антимонопольная служба) вовремя не утвердил тарифы на следующий год. Действительно, ФАС ежегодно утверждает стоимость проезда пассажиров в плацкартных и общих вагонах, например, в прошлом году это было сделано 1 декабря (тарифы выросли на 3,9%). Но никакого ажиотажа с приостановкой продажи билетов тогда не было, так как не коснулось каникул и дней отдыха.
Разумеется, решение РЖД вызвало критику в правительстве: премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал в кратчайшие сроки возобновить продажи билетов, но произошло это лишь 17 ноября. Причем тарифы остались прежними. В общем, в споре РЖД и ФАС пострадали простые люди: например, те, кто планировал на новогодние каникулы отправить на отдых или в гости к бабушкам- дедушкам своих детей и внуков.
ФАС оперативно откликнулась на то, что железнодорожная монополия попыталась выставить ее «крайней» в этом споре. 17 ноября служба опубликовала сравнение цен на авиабилеты и билеты в плацкартных вагонах по самым популярным направлениям внутри России.
Вот лишь несколько примеров, которые приводит ФАС. Плацкарт дороже авиабилета по таким направлениям, как «Москва — Назрань» (минимальная стоимость проезда с учетом багажа 2500 рублей), «Москва — Сургут» (3500 рублей) и «Москва — Новосибирск» (4 тысячи рублей).
Практически не отличаются (на сумму менее 500 рублей), судя по анализу ФАС, стоимость билетов на поезде и на самолете по направлениям из Москвы в Ростов-на-Дону (1,5 тысячи рублей), Адлер (1900 рублей), Набережные Челны (2 тысячи рублей), Махачкалу (2,5 тысячи), Владикавказ (3 тысячи) и Красноярск (5 тысяч).
Разница менее тысячи рублей — на цены билетов из Москвы в Самару (2 тысячи рублей), Челябинск (2,5 тысячи), Пермь (2700 рублей) и Улан-Удэ (6,5 тысячи рублей — однако рейс отправляется через день).
И только по двум из проанализированных ФАС направлений разница в стоимости поездки в плацкарте и полета на самолете отличается сколько-либо заметно (более чем на тысячу рублей) — это «Москва — Санкт-Петербург» (1,5 тысячи рублей) и «Москва — Чебоксары» (2 тысячи рублей).
Когда плацкарт дороже самолета
Не стоит и говорить, насколько быстрее добираться на самолете. Например, при практически равной стоимости билета время в пути из Москвы до Екатеринбурга на самолете составляет 2 часа, а на поезде — 26 часов 32 минуты.
Из Москвы в Сочи (Адлер) добираться на самолете также — 2- 2,5 часа, а на поезде — 23 часа. Такая же разница и в случае с Ростовом-на-Дону: самолетом добираться сюда из столицы около двух часов, а поездом — 17 часов 13 минут.
Еще большая разница по направлению до Сургута: поездом сюда ехать 46 часов 7 минут, а на самолете — все три часа, а готово! И это, напомним, при практически равной стоимости билетов!
ФАС отмечает, что доходность перевозок напрямую зависит от пассажиропотока, а он, в свою очередь, — от цены билета. По словам заместителя главы ведомства Александра Редько, сегодня средняя загрузка плацкартных вагонов, следующих по России, составляет 74%, а общих вагонов — менее половины.
«Авиация снизила цены на 10% и увеличила пассажиропоток на 22%. ФПК же наоборот, увеличила тарифы на 3,9% и потеряла 8,5% клиентов в сегменте плацкарт и общие вагоны», — говорит Редько.
Однако РЖД в принципе не заинтересовано в том, чтобы повышать наполняемость вагонов, поскольку для него действуют «льготные» правила. Государство обязуется компенсировать в виде субсидии разницу между экономически обоснованным тарифом и реальной стоимостью билета (но только в общих и плацкартных вагонах). Скажем, по итогам нынешнего года сумма такой компенсации составляет 8,5 млрд. рублей.
«За непроданные места платит бюджет, поэтому ФПК экономически все равно, какова цена плацкарта и сколько мест не продано», — объясняет Александр Редько.
Мундиаль готовит ценовые рекорды
Вполне возможно, что проведенный ФАС анализ стоимости железнодорожных и авиабилетов скоро станет неактуален. Антимонопольная служба уже «погрозила» россиянам возможным подорожанием перелетов: это связано с быстрым восстановлением спроса на фоне того, что внутренние рейсы являются для авиакомпаний убыточными.
«С учетом сопоставимых по длине маршрутов, а также зарубежных курортов можно отметить, что большинство российских направлений убыточно и покрывается прибылью от международных линий и сетевого эффекта», — говорится в заявлении ФАС.
То есть на фоне экономического кризиса перевозчики закладывали на перелеты внутри страны низкие цены. И люди не просто не перестали летать, но и стали делать это еще чаще: по подсчетам Росавиации, за первые девять месяцев 2017 года рост числа перевезенных пассажиров составил 21,3%, а пассажирооборот — 23,3% (доля занятых кресел составляет 84%, что на 1,9% выше, чем было год назад).
Некоторые авиакомпании, по статистике Росавиации, продемонстрировали прямо-таки взрывной рост числа перевезенных пассажиров: у Nord Wind этот показатель вырос на 86,4%, у Azur Air — на 66%, у Red Wings — на 59,4%, у Royal Flight — на 55,8% (стоит заметить, что это чартерные авиакомпании, на показатели которых благотворно повлияло в том числе и восстановление турпотока в Турцию).
В целом за девять месяцев гражданская авиация России перевезла 80 млн. пассажиров. Для сравнения: за весь 2010 год (докризисный) этот показатель составлял всего 57 миллионов. Но рекордным оказался 2014 год — год проведения Олимпиады — когда билеты на самолеты купили 93 миллиона человек.
Возможно, в будущем году авиационная отрасль снова поставит рекорд, ведь страну ждет Чемпионат мира по футболу. Уже сегодня огромный спрос на направления, связанные с крупными матчами — а вместе с ним растут и цены. Скажем, перелет из Москвы в Санкт-Петербург в день финального матча (15 июля) уже сейчас стоит на 40% дороже, чем обычно — почти 10,5 тысяч рублей. И то ли еще будет!
Эксперт: на билетах уже не экономят
Каким образом повышение цен на железнодорожные и авиабилеты скажется на предпочтениях россиян на новогодние праздники? Этот вопрос «Свободная пресса» адресовала нашему постоянному эксперты, управляющему партнеру консалтинговой компании Kirikov Group Даниилу Кирикову.
— Туры на новогодние каникулы многие уже забронировали. В том числе, многие купили билеты на поезда. А летать на Новый год чаще всего предпочитают более обеспеченные граждане. По нашим наблюдениям, значительная часть туристов предпочитает жаркие страны — тут лидерами являются Таиланд, ОАЭ и Индия. А средняя стоимость путевки за границу — 135 тысяч рублей.
Внутри России популярны горнолыжные курорты. Ранее они были более популярны среди европейцев, но за последние годы интерес к зимним курортам повысился и у граждан России, поэтому популярным направлением на новогодние праздники стала Красная Поляна.
Однако на сегодняшний день и Сочи остается курортом для обеспеченных граждан: средний тур в Красную Поляну стоит порядка 90 тысяч рублей. Цены и на билеты, и на все соответствующие услуги (подъемники, инструкторы, спортивное снаряжение и т. д.), не говоря уже о проживании, в разы выше, чем в менее известных местах.