Материал комментируют:
Давид Капианидзе
Роман Алехин
Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство в ближайшее время ужесточит требования к интернет-торговле. Она будет регулироваться как пошлинами, так и НДС. По мнению опрошенных «Свободной прессой» экспертов, это отразится в первую очередь на рядовых россиянах.
Все запреты — от жлобства
AliExpress, TaoBao, Amazon, EBay… Кто сегодня не знает эти названия? Иностранными интернет-магазинами пользуются практически все: те, кто побогаче — западными, а те, у кого доходы скромнее — китайскими. А ведь помимо этих «виртуальных базаров» есть еще и специализированные интернет-магазины, где продают бытовую технику, книги, игрушки и даже мебель, кофе и сладости.
Скажем, в США, согласно исследованию компании BigCommerce, уже более половины граждан предпочитают онлайн-магазины традиционным. По России аналогичных подсчетов еще нет, но цифры, похоже, мало отличаются от американских.
Интернет-магазины в сравнении с обычными имеют массу преимуществ: им не нужно тратиться на аренду торговых площадей и зарплату персоналу — а значит, можно снижать цены и сконцентрироваться на развитии клиентских сервисов. Ну и главное, конечно, онлайн-магазины значительно экономят время покупок.
По данным Минпромторга России, оборот рынка интернет-торговли в стране уже перешагнул отметку в 1 трлн. рублей. Но, что печально, из них почти 40% приходятся именно на заграничные онлайн-магазины.
В некоторых западных интернет-магазинах (вроде люксовых брендов одежды Michael Kors и Armani) Россия в «стоп-листе»: за покупку нельзя расплатиться российской банковской карточкой, в нашу страну не отправляют посылок. Но это скорее глупое исключение из правил. В других онлайн-магазинах российского покупателя принимают с распростертыми объятиями, ведь он каждый год оставляет все больше денег.
Правительство России давно этим озаботилось: как же так, такие деньги «утекают» из страны за рубеж. По оценке главы думского комитета по бюджету Андрея Макарова, речь идет о 130 млрд. рублей только в 2017 году. Неудивительно, что уже второй год разные ведомства (ФНС, ФАС, Минфин, Минпромторг) разрабатывают предложения, как регулировать сферу интернет-торговли.
Налог на Google и на Alibaba
С первого июля правительство России запланировало снижение порога беспошлинного ввоза товаров в Россию. Сегодня он составляет € 1 тысячу (или не более 31 кило на человека в месяц): но на деле многие коммерческие компании получают больше товаров, маскируя их под частные посылки. Существуют и так называемые «совместные покупки»: посредник собирает несколько частных заказов, оформляя их как оптовую партию товара — это позволяет сэкономить и на доставке, и на пошлине.
По оценкам Минфина, снижение «беспошлинного» порога позволит принести в федеральный бюджет дополнительный доход в размере 30 млрд. рублей в 2018 году и вдвое больше в 2019 году. Однако окончательное решение еще не принято.
Есть и еще одно предложение: обязать иностранные интернет-магазины, которые пересылают товары в Россию, платить НДС. Он будет аналогичен «налогу на Google», вступившему в силу первого января 2017 года: иностранные компании, которые продают в России цифровой контент, обязаны встать на учен в ФНС и платить 18%-й НДС.
По мнению вице-премьера российского правительства Аркадия Дворковича, использованы будут оба механизма — правда, постепенно, чтобы это не стало ударом для бизнеса. Кстати, сами интернет-магазины еще осенью 2016 года обращались к Дворковичу с предложением отказаться от введения НДС, поскольку это, мол, приведет к расцвету «серых» схем для ввоза товаров в Россию. Проиграет и бюджет, и легальные поставщики. Как видно, Дворкович позицию иностранных бизнесменов не разделяет…
Кто лоббирует «заградительные» пошлины?
О том, как отразятся на быстрорастущем секторе онлайн-торговли предложенные правительством нововведения и, главное, каким образом эту отрасль необходимо регулировать, «Свободная пресса» поговорила с нашим постоянным экспертом по экономическим вопросам. Это руководитель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин:
— Вице-премьер Алексей Дворкович озвучил очень логичные предложения для защиты интересов российских производителей, особенно на фоне укрепления рубля и тренда на его подорожание в будущем.
Конечно, отечественные производители требовали и будут требовать повышения барьеров для входа на рынок иностранных товаров, учитывая низкое качество потребительских товаров, производимых в нашей стране. Да, возможно, в каких-то отраслях мы начинаем повышать качество, но пока по соотношению цены/качества отечественная продукция уступает как Европе/США, так и Китаю.
Пока в нашей стране не получится создать кластеры массового производства товаров широкого потребления, удовлетворяющие покупателей, в открытой конкуренции мы противостоять иностранным производителям не сможем! Значит, до этого момента производители и ассоциации производителей будут лоббировать свои интересы через повышение пошлин и налогов на ввозимые товары.
Ударит ли это по кошельку потребителей? Да! Почувствуют это все, так как, если европейскими и американскими магазинами пользуются граждане со средним и выше среднего достатком, то китайскими интернет-магазинами пользуются в том числе низкообеспеченные граждане, чтобы сэкономить семейный бюджет.
Так что предложения Дворковича необходимо реализовывать постепенно, чтобы повышение цены хотя бы отчасти нивелировалось укреплением национальной валюты.
Эксперт: нужны новые законы, а не налоги
Руководитель налогового департамента юридической компании BMS Law Firm Давид Капианидзе в беседе со «Свободной прессой» крайне негативно отозвался о предложениях правительства.
— Двойные меры по ужесточению интернет-торговли могут очень негативно сказаться на этой сфере, что приведет к уменьшению объема покупок, совершаемых в Сети. Выиграют от этого в первую очередь российские онлайн-магазины, но и для граждан, и для бюджета эффект будет негативный.
Для граждан — потому что иностранные компании могут переложить дополнительные затраты на них, чтобы не терпеть убытки, а для бюджета — потому что это замедлит развитие сферы интернет-торговли, которая в долгосрочной перспективе может принести большой доход.
Ссылки на наличие аналогичных мер на Западе не совсем корректны, так как там этот рынок очень развит, есть соответствующие законы и инструменты поддержки от государства — это позволяет вполне безболезненно устанавливать таможенные пошлины.
Поэтому сейчас важнее было бы установить четкие правила игры в этом секторе, принять более конкретные законодательные акты, которые бы регулировали отношения в данной области, и уже только потом предпринимать те шаги, которые сейчас активно обсуждаются чиновниками.
Сейчас нет отдельного закона, который бы регулировала интернет-торговлю в России. Отдельные нормы содержатся в разных актах — в законе «О торговле», «О защите прав потребителей», «О почтовой связи» и т. д. Однако этого недостаточно для того, чтобы выстроить понятную и прозрачную систему правил в этой отрасли.