Стремление литовских правых ограничить любое сотрудничество с Россией, включая торгово-экономическое, общеизвестно. Впрочем, и госструктуры, например, Департамент госбезопасности предупреждают об угрозах сотрудничества с РФ: глядишь, незаметно для бизнесмена его завербуют либо Россия влезет в Литву «грязными сапогами» и будет влиять на ее политику. Эти расписные ужасы довели литовскую политику до протеста против… гречки!
Член активной антироссийской парламентской фракции «Союза отечества — Христианских демократов» (консерваторы), бывший министр сельского хозяйства в их правительстве (2008?2012 г. г.) Казис Старкявичюс возмущен поставками российской гречки в Литву.
Такого еще не было, чтобы крупа попадала в список неугодных. Было уже все, даже поставками российских удобрений возмущалась, например, депутат сейма, бывший министр обороны Раса Юкнявичене. Газ Газпрома не устраивает президента Далю Грибаускайте, только избавиться не получается из-за собственных нужд Литвы. С нефтью, правда, наоборот: возмущались, наоборот, прекращением ее прокачки по нефтепроводу «Дружба», ветка которого в Литву «сломалась» в 2006 году в ответ, как считают в Вильнюсе, на продажу единственного нефтеперерабатывающего завода в Прибалтике Mazeikiu nafta польскому концерну PKN Orlen, а не российским компаниям. Из-за этого НПЗ стал убыточным и долго не мог выйти на прибыльность. Так что в отношении российских товаров в Литве существует политическая избирательность.
Еще были опосредованные возмущения. Например, сосисками Tarybines («Советские») с ностальгическими картинками советских работниц и работников. Сосиски производит местный комбинат, но профессор Витаутас Ландсбергис и иже с ним посчитали такое название «кремлевской пропагандой», и слово Tarybines производители изъяли с упаковок, но сосиcки с картинками остались и пользуются спросом.
Были и попытки расправиться с «Советским Игристым» (брют), изготовленным на алитусском заводе алкогольных напитков «Алита», но владельцы спиртного производства, наверное, оказались влиятельнее переработчиков мяса.
А чем же провинилась гречка?
«Наше правительство, несмотря на враждебные действия России, льстит ей и закупает не только удобрения, но и гречку с пшеницей, хотя у нас есть возможность привозить эти культуры с Украины или из других стран», — заявил Казис Старкявичюс.
Ладно бы просто покупали гречку в России. Так ведь ее поток из враждебной страны растет! Экс-министр сельского хозяйства Литвы привел компрометирующие данные: за девять месяцев этого года республика закупила 15 тысяч тонн гречки, из них 14,8 тысячи тонн (!) — из России. И с пшеницей аналогичные показатели. Импортировано 16,8 тысячи тонн, из них 15,1 тысячи — из РФ.
А ведь это идеологически неправильные крупы. Парламентарий напомнил: Россия вела эмбарго практически на все европейские и литовские сельскохозяйственные и продовольственные товары, а мы, мол, тут идем навстречу Москве.
Насчет эмбарго — это правда. Мясные продукты, которыми Литва славилась в СССР, запрещены к поставке в Россию. Фактически их экспорт из Литвы в РФ составляет ноль. Молочные продукты прорываются на российский рынок с трудом, лишь отдельные товары. Овощи, фрукты тоже под запретом на радость российским фермерам. Своих сельскохозяйственных продуктов в России хватает. Зато это сильно бьет по европейским, включая литовских. Только вот Старкявичюс «забыл» напомнить, что российское эмбарго — это ответные меры на санкции Запада. Впрочем, такая «забывчивость» понятна, она носит исключительно экономический характер, выдаваемый за идеологический.
Казис Старкявичюс сообщил: на встрече объединенного комитета ЕС по сельскохозяйственным рынкам в Брюсселе представители Литвы и Польши предложили принять меры по защите своих рынков на уровне Евросоюза. Еще бы, как бы тут без Польши против России обошлось?
Но вот что еще любопытно, если не сказать странно: несмотря на все эти идеологические и экономические расхождения, санкции и ответное эмбарго, Россия для Литвы, вопреки обличениям со стороны Старкявичюса, остается главным экономическим партнером. Вот такой парадокс.
Главными партнерами по экспорту для Литвы в этом году являлись Россия (13,8%), Латвия (10%) и Польша (8,2%), по импорту — все та же ненавидимая Россия (14,6%), Германия (12,1%) и Польша (11,4%). При этом считается, что товарооборот между Литвой и Россией после 2014 года упал более чем на 40% из-за ограничительных мер!
Какими же товарами обмениваются Литва и Россия? Литва экспортирует в РФ не только свою продукцию, но и иностранную, а в целом — изделия машиностроения, химической промышленности, отчасти продовольствие, продукцию металлообрабатывающей отрасли, текстиль и обувь, продукцию деревообрабатывающей промышленности, напитки, пластмассу и пластмассовые изделия, электрооборудование, мебель. Из России в Литву идут политически опасные углеводороды, а также продукция химической промышленности, металлообработки, машиностроения, продовольствие, продукция деревообрабатывающей промышленности.
Вот те на. Еще в начале 90-х президент Литвы Альгирдас Бразаускас ставил задачу перед экономикой республики полностью переориентироваться на западный рынок. До сих пор не переориентировались. Да кому на самом деле нужны литовская свинина или молоко в Европе, если там своих фермеров полным-полно? Теперь и России не нужны. Спасибо за санкции Запада.
Но даже потеряв российский рынок, Литва не может избавиться от торговых российских потоков, от интересов своих предпринимателей в нашей стране. Об этом в начале этого года осторожно высказался премьер-министр Саулюс Сквернялис, предложив брать пример с бизнесменов и политиков Германии и Финляндии, за что ему тут же устроила выволочку Даля Грибаускайте, и премьер замолчал.
Да, выгода Литве от торговли с Россией была бы намного больше, если бы не санкции, эмбарго и позиция нынешней власти. Ну а уж если и на гречку посягнули, то следует ожидать дальнейшего искусственного падения товарооборота, от чего выиграют только те в Литве, кто ищет врагов на нашей стороне.
Новости политики: Бывший генсек НАТО призвал Белоруссию последовать примеру Грузии и Украины
Постсоветское пространство: http://svpressa.ru/society/article/215582/ За Ротенберга в Литве особо ответишь