Президент Литвы Даля Грибаускайте, чей срок полномочий истекает летом, а 12 мая этого года она уже не примет участия в президентских выборах, из последних сил пытается погубить проект Белорусской АЭС, которую «Росатом» строит в 50 километрах от Вильнюса, на белорусской стороне, у города Островец. Она призвала закрыть Белорусскую АЭС, хотя, впрочем, мнение Литвы не имеет для Минска и «Росатома» никакого значения.
Уже многие литовские эксперты признавали бесполезность борьбы с этой станцией, которая вступит в строй в конце года, а комиссии МАГАТЭ, насланные на голову Батьке, признавали, и не раз, высокое качество строительства станции и ее безопасность, но в Литве все равно считают эту АЭС опасной, и Сейм республики даже принял закон, запрещающий импорт электроэнергии из Белоруссии после вступления станции в строй.
На помощь Литве в борьбе с Белорусской АЭС пришли страны Конвенции Экспо. Конвенция Эспо — это документ Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятый 25 февраля 1991 года в г. Эспо (Финляндия). В начале февраля в Женеве состоялось совещание делегатов Конвенции Эспо, и они решили, будто Минск не привел «достаточной информации в поддержку и обоснование выбора Островецкой площадки».
Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас назвал такое решение историческим, максимально благоприятным для Литвы. «Сегодня в соглашении стран был утвержден вывод о том, что Беларусь при строительстве БелАЭС нарушила международные соглашения и конкретно Конвенцию Эспо», — заявил он.
Читайте также
Отопление в режиме «гидности»: Греться только по ночам
Новая реальность Украины: хочешь зимовать в тепле — заплати 50 тысяч
Ну а президент Даля Грибаускайте 28 февраля добавила: «Международные организации подтвердили, что площадка для Белорусской АЭС выбрана небезопасная, а сама атомная станция представляет угрозу. Поэтому необходимо добиваться закрытия Белорусской АЭС».
Как? Да никак? Ни решение стран Конвенции Экспо, ни даже требование президента Литвы ни к чему не обязывают ни Белоруссию, ни Россию. У экспертов МАГАТЭ нет претензий. Разве что Александр Лукашенко серчает на Литву. Вильнюс ведь доигрался с этой АЭС. В прошлом году, увидев интриги против свой станции, Батька, ранее предлагавший строить и эксплуатировать ее вместе с Литвой, заявил: «Если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию». Речь о переводе транзита белорусских грузов из Клайпедского порта, где они составляют до 30%, в латвийские порты.
Ну и белорусский МИД отреагировал на выпад стран Конвенции Эспо. Заявил, что «антибелорусское решение совещания было принято по инициативе делегации Евросоюза в угоду Литве». «Уничтожив собственную ядерную энергетику и отказавшись от белорусских предложений строить АЭС совместно, литовским политикам, очевидно, не остается ничего другого, как пытаться переложить бремя ответственности перед избирателями с больной головы на здоровую», — заявили в пресс-службе МИД Белоруссии.
Действительно, у Литвы была своя АЭС — Игналинская, которую ввели в строй в 1983 году, возводили всем Советским Союзом. Но на стыке 2009?2010 гг. в угоду европейским лоббистам, по требованию Еврокомиссии, увязавшей вступление Литвы в ЕС с закрытием этой якобы опасной станции, к которой МАГАТЭ, кстати, тоже не имело претензий, ее вывели из строя. А попытка привлечь Латвию, Эстонию и Польшу к строительству новой АЭС по японо-американскому проекту (Япония после Фукусимы хотела продать свой очередной реактор Литве) не увенчалась успехом.
А что касается площадки, которой недовольны страны Конвеции Экспо, то заместитель министра энергетики Белоруссии Михаил Михадюк в интервью литовской телерадиовещательной компании LRT еще в прошлом году пояснил: «Две специальные миссии МАГАТЭ по выбору площадки рассмотрели результаты наших изысканий и отметили, что Республика Беларусь провела беспрецедентный объем работ на пунктах для выбора площадки. Была приобретена за рубежом специальная, весьма дорогостоящая техника, которая позволяет определять плотность грунтов. Скважины бурились на глубину 120 м. Было пробурено более 100 скважин на каждой площадке. Почему именно на такую глубину? Потому, что давление на грунт атомной станции прекращается примерно на 70-метровой глубине».
Читайте также
Польша пригрозила лишить Россию Балтики
Перекрыть морские коммуникации в Варшаве мечтают с помощью норвежских ракетных комплексов
По словам Михадюка, на Островецкой площадке провели полный объем изысканий и не выявили ни одного отрицательного фактора в соответствии с нормативными документами по размещению АЭС. Замминистра сообщил, что «в Европе много АЭС, которые расположены возле крупных городов, и ни у кого нет претензий».
Похоже, в Литве все-таки начинают осознавать неизбежность сотрудничества с Белоруссией и бесполезность борьбы с ее атомной электростанцией. 27 февраля премьер-министр Саулюс Сквернялис сделал необычное для его страны заявление по поводу Белорусской АЭС. «Что мы можем сейчас сделать? У нас есть план- «хулиган». Я предложу белорусам решение. Рациональное. Не такое, что говорит: «Закройте», — заявил Сквернялис, сильно удивив политиков и политологов.
Как это так, не требовать закрытия? Этого фактически требует литовский закон. Правда, премьер пока не сообщил о сути предложения, но сам факт отказа от такого требования показался местным экспертам странным. Депутат Сейма от оппозиционных либералов Эугениюс Гентвилас так и сказал: «Что это, я не знаю, но мне ясно, что это как бы не соответствует действующему закону».
Тут-то и выступила президент Даля Грибаускайте. Ее демарш против Белорусской АЭС и стал ответом премьер-министру. Как пояснила пресс-служба президента Литвы, так президент отреагировала на высказывание премьер-министра о том, что у него есть для Минска предложение о «рациональном решении» по поводу Белорусской АЭС. Стало быть, у президента балтийской республики предложение нерациональное. Да и невыполнимое.
Новости Белоруссии: Лукашенко раскрыл действия Минска в случае размещения ракет США в Европе
Постсоветское пространство: Ереван готовится к войне с Баку за небо Закавказья