На днях японская корпорация Hitachi, которая должна была участвовать в строительстве новой АЭС в Литве, закрыла своё представительство в республике, то есть станции не будет. И вот литовский европарламентарий Валентинас Мазуронис призвал коллег-депутатов обратиться к председателю Совета Европы Дональду Туску, чтобы внести в повестку саммита «Восточного партнёрства», намеченного на 24 ноября в Брюсселе, вопрос об опасности… Белорусской АЭС.
Литве пока не удаётся погубить этот проект, с первых же дней вызвавший негодование. Ему пытались приписать то козни Кремля против энергетической независимости Литвы — мол, строят специально, чтобы Вильнюс отказался от развития своей атомной энергетики, то некие ошибки Росатома — мол, технологии будущей станции не опробованы, опасны, поэтому и Белорусская АЭС, которая вступит в строй в 2019 году, опасна. Идеолог правых Литвы Витаутас Ландсбергис и его внук Габриэлюс, возглавляющий местных консерваторов, даже уверяли, будто Кремль специально закладывает атомную бомбу поближе к Литве, чтобы погубить её столицу. Белорусская АЭС строится в 53 километрах от Вильнюса в Островце, в связи с чем Габриэлюс нагнетает страсти: призывает готовить атомные убежища и запасаться препаратами йода. На самом деле близость АЭС к городу — обычная европейская практика. Пусть Ленинградская АЭС не считается примером, ну так скажем о западных станциях. АЭС в Барсбеке (Швеция) находится в 20 км от столицы Дании Копенгагена. АЭС в словенском Кршко — в 38 км от столицы Хорватии Загреба. АЭС в Каттеноме (Франция) — в 20 км от столицы Люксембурга. Швейцарская АЭС — в 13 км от Берна и т. д.
Но Вильнюс изощряется и в других обвинениях. Мол, технологии Росатома слишком дешёвые, поэтому электроэнергия будущей АЭС будет дешевле и потому станет… нечестно конкурировать на европейском рынке.
Никакие заверения со стороны Минска и даже МАГАТЭ о безопасности Белорусской АЭС не действуют. Вильнюс не реагирует и на тот факт, что Росатом строит по такому же проекту станции в Финляндии (АЭС «Ханхикиви-1»), в Венгрии (АЭС «Пакш-2»), в КНР (Тяньваньская АЭС), в Индии (АЭС «Куданкулам»), в Бангладеш (АЭС «Руппур»). Там эти станции принимают с распростёртыми объятиями, а вот Литва приняла закон, запрещающий покупать электроэнергию с Белорусской АЭС как якобы с небезопасной. Технологически не понятно, как её будут отличать от электричества, вырабатываемого другими источниками. В итоге планируют обложить налогом всю электроэнергию, поступающую из Белоруссии. То есть всё-таки пустят, но нечестным нерыночным приёмом снизят её конкурентоспособность?
Вообще-то, республика лишилась собственной атомной энергетики по своей же воле, хотя и по просьбе Еврокомиссии, поставившей условие — вхождение в Евросоюз увязали с закрытием Игналинской АЭС. А она, между прочим, — наследство ненавистной «советской оккупации», — была построена силами министерства среднего машиностроения, вступила в строй в 1983 году, вырабатывала слишком дешёвое электричество, мешавшее игрокам на биржах электроэнергии. Ранее на этой станции была осуществлена реконструкция управления реакторами, МАГАТЭ признало её безопасной, но лоббисты из Еврокомиссии пугали литовских политиков опасными «чернобыльскими реакторами» и добились своего. Игналинскую АЭС остановили на стыке 2009−2010 г. г. Новую очень хотели построить, но идею так и не поддержали завистливые Польша, Латвия и Эстония, а в одиночку — слишком дорого, и судя по уходу из Литвы компании Hitachi, на проекте поставлен крест. В результате Белорусская АЭС вызывает просто негодование литовской элиты. Батьке всё удаётся.
Несмотря на страхи Вильнюса по поводу Белорусской АЭС, которые он пытается распространить на всю Европу, Центр новостей ООН распространил в материале «Атомная энергия — важный инструмент развития зелёной экономики» такие сведения: «К строительству своей первой атомной электростанции несколько лет назад приступила и Беларусь. В прошлом году Беларусь посетила группа экспертов по ядерной безопасности. По результатам проверок международные эксперты назвали Беларусь одной из самых передовых стран среди ядерных новичков…»
Вильнюс не верит, готов вынести вопрос на международный уровень с помощью своего европарламентария. «Прежние действия Литвы принесли мало пользы. Без поддержки международных организаций, в первую очередь ЕС, нереально надеяться на прогресс в стремлении закрыть проект АЭС. Мы обязаны использовать все возможности», — говорит Валентинас Мазуронис.
Вильнюс уже пытался найти такую поддержку. В июне в Литве побывал еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович. Его пытались уговорить, чтобы надавил на страны — члены ЕС, и те тоже отказались от закупок электроэнергии Белорусской АЭС. Но ответ еврокомиссара был таким: «В ЕС нельзя запретить импортировать атомную энергию, поскольку это противоречит принципам внутреннего энергетического рынка. Запрет на импорт электроэнергии с атомных станций из стран, не входящих в ЕС, нужно оценить с учётом положений ВТО».
Литва настаивала, чтобы Минск провёл стресс-тесты и выяснил, насколько будущая АЭС безопасна. Минск провёл и выяснил. Оказалось, что Белорусская АЭС устойчива к землетрясениям, наводнениям, сильным ветрам и дождям, шквалам, смерчам, крупному граду, пыльным бурям, сильным метелям, обледенению, туману, засухам, а также комбинациям этих явлений, о чём сообщила начальник департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС Ольга Луговская. Доклад размещён на сайте департамента и передан Европейской группе по надзору в сфере ядерной безопасности и Еврокомиссии. Вот лишь некоторые детали. Максимальная возможная интенсивность землетрясения в районе расположения Белорусской АЭС составляет 6 баллов по шкале MSK-64/EMS-98, но её реакторы спроектированы и установлены так, чтобы исключить вероятность аварии и безопасно выдержать землетрясение в 8 баллов. Наводнения в месте расположения станции невозможны, но проверили и это — станция выдержит и такое бедствие. Не приведут к аварии ни повышение температуры до 50 градусов по Цельсию, ни смерч со скоростью ветра до 62 м/сек, ни сочетание этих явлений.
И что же? Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, узнав о стресс-тестах, заявил, что они не являются доказательством безопасности станции. «К сожалению, не в первый раз наши соседи пытаются из каких-то поверхностных фактиков сделать обобщающие выводы, чтобы легализировать этот объект, который на самом деле легализировать практически невозможно», — сказал глава МИД Литвы.
Невозможно. И не старайтесь. И ничто не поможет — ни стресс-тесты, ни МАГАТЭ, ни ООН… Только вот прислушаются ли к мнению Литвы?