На днях Украина с треском проиграла ключевой торговый спор с Россией во Всемирной торговой организации. Эксперты ВТО подтвердили законное право РФ блокировать украинский транзит в условиях «чрезвычайных обстоятельств». Теперь киевские чиновники обвиняют друг друга в проигрыше и пытаются придумать, как компенсировать миллиардные потери бюджета.
На Украине в последние дни приходят в себя от позорного проигрыша — за постмайданные годы здесь привыкли, что любые споры с Россией в европейских или мировых организациях заканчиваются в пользу «пострадавшей» Украины. Напомним, на этот раз Киев оспаривал запрет россиян, преградивший украинским товарам кратчайший путь на рынки Средней Азии. В 2016 году Москва запретила железнодорожный и автомобильный транзит украинской продукции в Казахстан и Кыргызстан. Позже этот запрет распространили на другие среднеазиатские страны и Монголию. Блокирование транзита привело к резкому падению украинского экспорта на азиатские рынки и огромным потерям Киева.
Украина пыталась обжаловать эти шаги в ВТО — обратилась в Орган по урегулированию споров, ссылаясь на «запрет дискриминации транзита других государств-членов организации». Россия же мотивировала свои действия нормой, допускающей введение защитных мер «при угрозе нацбезопасности». Рассмотрев доводы сторон, ВТО приняла позицию РФ — «политическая ситуация на Украине в 2014—2015 годах создавала существенные угрозы для ее национальной безопасности». А потому ограничение транзита нарушением не признали.
Читайте также
Эстония, проложив дорогу в Кремль, расколола прибалтийский фронт
У Таллина возникла острая потребность в России
По подсчетам аналитиков, Киев за 3,5 года действия российского «транзитного шлагбаума» потерял более полутора миллиардов долларов из-за несостоявшихся торговых операций с Казахстаном и Кыргызстаном. Полтора миллиарда «зеленых» — критически большие деньги для стремительно сжимающейся экономики «незалежной». Поэтому сейчас, после проигрыша, различные ведомства на Украине активно «переводят стрелки» друг на друга. А в местном Минэкономразвития судорожно пытаются решить, как действовать дальше.
Особенно обиден для Киева этот проигрыш потому, что за этим спором следил едва ли не весь мир. Ранее в ВТО никогда не рассматривали подобных дел, и 21-я статья ГАТТ считалась «темным пятном» в мировом торговом праве. Теперь прецедент создан, а признание правоты за Москвой нанесло сильный имиджевый удар по Украине. Тем более что это далеко не первый торговый спор с РФ, который Киев проигрывает.
Напомним, в июле 2018-го в ВТО обнародовали решение по двум спорам. Сначала международные эксперты удовлетворили жалобу РФ о введении защитных пошлин на российскую аммиачную селитру. А неделю спустя стало известно, что и в деле об импорте железнодорожного подвижного состава, стрелок и другого оборудования ВТО тоже встало на сторону России. Там признали правомерным отказ Москвы от сертификации украинской железнодорожной продукции.
Российский запрет на транзитные перевозки в Азию сразу и больно ударил по украинской железнодорожной сфере. Как свидетельствуют эксперты, с 2015-го Украина резко снизила объемы железнодорожного грузового транзита. Так, в 2016-м «Укрзализныца» установила антирекорд по объему транзитных перевозок за последние 20 лет — всего 16,9 млн. тонн. По сравнению с 2015 годом зафиксировано снижение на 30%, а по сравнению с 2013 годом — и вовсе двукратное падение. Впрочем, на фоне общего катастрофического падения экономики «незалежной» эти цифры никого тогда не напугали.
Украинские чиновники с разной степенью идиотизма отреагировали на «транзитный проигрыш» Москве. Больше всех отличился глава МИД Украины Павел Климкин — он попытался оправдать его тем, что «украинские власти не учли советы МИД страны по стратегии и тактике». В соцсетях он написал: «Нужно иногда прислушиваться к МИДу», не уточнив, какие советы мог бы дать. Тем самым Климкин в очередной раз сел в лужу — министру невдомек, что тут дело не в качестве советов от дипломатов. А в том, что у Украины даже нет профессиональной команды переговорщиков в ВТО.
Тот же российский «шерпа» (доверенное лицо — ред.) в ВТО Максим Медведков занимается этой темой уже лет двадцать, знает в организации «все ходы и выходы» и т. д. У украинцев ничего подобного нет и в помине. Более того — по данным инсайдеров, некоторые члены делегации страны в ВТО, назначенные туда после Евромайдана, сроду не имели отношения к международной торговле.
Еще один аргумент, сыгравший не в пользу Украины — в этой ситуации она оказалась «на неправильной стороне истории». То есть — невольно пошла наперекор интересам Соединенных Штатов (кстати, в Вашингтоне советовали Киеву воздержаться от этой жалобы). В конце концов, именно Америка провоцирует все новые торговые войны, вводя очередные ограничения под грифом «угрозы нацбезопасности». Именно поэтому Штаты в этом споре и заняли сторону России.
Решение по делу о блокировке Россией украинских транзитных перевозок может негативно сказаться на самой ВТО, считает юрист украинской компании «Ильяшев и Партнеры» Алена Омельченко.
Читайте также
В Кремле поменяли «смотрящего» за Донбассом
О чем говорят кадровые перестановки в администрации президента РФ
— Это первый случай в истории ВТО, когда спор из-за ограничений, введенных по соображениям нацбезопасности, не был урегулирован между самими государствами. Теперь, чтобы ссылаться в торговых спорах на интересы нацбезопасности, странам потребуется доказать объективную «чрезвычайность ситуации» и «добросовестность» при введении мер. То есть, направленность мер на защиту населения и территории от внешней угрозы, либо на поддержание законности и порядка, — говорит Омельченко.
По словам юриста, решение по транзитному спору между Украиной и РФ отразится и на деле против США, которые ограничили импорт алюминия и стали. Против этого в ВТО единым фронтом выступили Китай, ЕС, Турция, Россия, Мексика и целый ряд других стран.
— Думаю, что теперь разные группы влияния, заинтересованные в протекционистских мерах, будут подталкивать свои правительства к приданию статуса «чрезвычайного обстоятельства» любому международному конфликту, чтобы оправдать торговые ограничения, — говорит Омельченко. — В итоге это негативно скажется на работе самой ВТО. Вскоре наверняка усилится тренд к отходу государств от общих торговых площадок, в пользу развития региональных объединений — ЕС, ЕАЭС, НАФТА, ТТП и т. д., — резюмировала она.
Новости экономики: Закат эры SWIFT: Через 7 лет доллару придется потесниться
Международное положение: Путин рассказал о разговоре с Эрдоганом с глазу на глаз