Материал комментируют:
Андрей Бунич
Август традиционно считается для России одним из самых непростых месяцев в году. Возможно, «августовское проклятье», как называют его западные СМИ, для современной России началось в 1991 году, когда случился путч ГКЧП. Затем именно в августе 1994-го произошел крах финансовой пирамиды МММ, а в 1998-м начался один из самых серьезных финансовых кризисов в новейшей истории РФ. В августе правительство объявило дефолт, а курс рубля упал с 6 до 21 за доллар всего за полгода.
В 90-е и нулевые в августе случались теракты, катастрофы (гибель подлодки «Курск»), аварии (Саяно-Шушенская ГЭС) и стихийные бедствия (аномальная жара и лесные пожары в 2010). В последнее десятилетие, впрочем, этот месяц стал менее трагичным, и некоторые СМИ даже стали писать о том, что «черный август» остался в прошлом.
Тем не менее, и в последние годы на август приходилось достаточно негативных событий. Но потрясение стали, скорее, финансовыми. В 2014 году именно в этом месяце страны Запада впервые ввели секторальные санкции против России. А в прошлом году после анонсирования очередных ограничений (которые в итоге не были введены в полном объеме) в августе курс доллара подскочил сразу на шесть рублей.
Если отбросить мистику, у экспертов есть объяснение того, что именно в августе в России чаще всего случаются финансовые потрясения. Из-за массовых отпусков летом наблюдается снижение деловой активности, а так как наша финансовая система во многом зависит от краткосрочных спекулятивных операций, этот спад зачастую приводит к осложнениям, особенно при внешних шоках.
Читайте также
«Репетиция Майдана» в Москве состоялась
Кто превращает столичные выборы в повод для уличных сражений?
Стоит ли ждать «черного августа» в этом году и есть ли угрозы для российской финансовой системы и курса рубля? Экономисты считают, что есть.
Уже на следующей неделе состоится заседание руководства Федеральной резервной системы США (ФРС). На нем правление примет решение о том, понизить ли процентную ставку впервые за десять лет. И хотя этот шаг большой неожиданностью для рынка не станет, риторика Федрезерва будет иметь большое значение для будущего. Если ФРС намекнет на возможность дальнейшего снижения ставки, это приведет к ослаблению доллара.
На первый взгляд, для рубля это позитив. Наша валюта и так укрепилась с начала года более чем на 10%, и сейчас курс составляет около 63 за доллар. Однако дальнейшее укрепление рубля может иметь и не лучшие последствия. Один из негативных сценариев описал блогер Михаил Волхонский.
Если курс доллара начнет падать, а СМИ будут уверять людей в том, что этот процесс продолжится и их долларовые сбережения обесценятся, население может начать массово менять валюту, увеличивая ее массу на рынке. После чего спекулянты начнут выкупать «зеленые», а это приведет к дефициту и к последующему скачку курса доллара до 70 и выше. В предыдущие годы такие спекулятивные сценарии с подъемом доллара в моменте до 70?80 и последующим откатом уже случались, и такое повторение в августе не исключено.
«Для рубля август исторически сложный месяц: ожидается серьезное падение спроса валюты, даже несмотря на сильные макроэкономические показатели — рост объема золотовалютных резервов при сохранении низкого уровня государственного долга. Сохраняются санкционные и геополитические риски: в марте 2020 года начнется суд над подозреваемыми в крушении „Боинга“ рейса MH17 над Донбассом, летом будет опубликован доклад о ближнем окружении президента РФ», — говорил в комментарии «СП» глава люксембургского офиса международной консалтинговой корпорации KRK Group Никита Рябинин.
Кроме того, экономическая стагнация, падение роста ВВП и реальных доходов населения тоже могут запустить кризисные процессы, если совпадут с внешними или внутренними шоками. Субботние протесты в Москве и последующие задержания активистов вряд ли тянут на российский Майдан, однако при усугублении экономической ситуации протестные настроения могут возрасти.
Глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич считает, что в сложившихся условиях вполне возможно повторение сценария «черного августа» и 1998, и даже 1991 годов. И хотя пока вероятность не так высока, исключать этого нельзя.
— Когда август проявлял себя раньше, ничто вроде бы не предвещало беды. Главный экономический «черный август» случился у нас в 1998 году, когда рухнула пирамида государственных краткосрочных облигаций. Но тогда никто не думал, что это произойдет именно в августе. Да, многие финансисты предполагали, что это произойдет, но думали, что это случится несколько позже.
Когда пирамида ГКО начала крениться, Чубайс и группа олигархов в июне-июле заявили, что получили кредит от МВФ, поэтому все мелкие и отдаленные от власти держатели облигаций успокоились. Но потом оказалось, что эти деньги хоть и были переведены на поддержку финансовой системы, прямым ходом перекочевали на счета избранных олигархов и ничего не дали. Никто не собирался всерьез поддерживать пирамиду ГКО, они просто выиграли время, чтобы избавиться от бумаг.
Поэтому в августе все оказались поставлены перед фактом, что пирамида внезапно рухнула, а курс рубля подскочил в четыре раза. Это произошло раньше, чем думали даже профессионалы, 99% которых не хотели продавать ГКО с огромной доходностью и держались за них до последнего.
«СП»: — Но за последние 20 лет финансовая система России стала стабильнее, может ли эта ситуация повториться?
— В точно таком же виде — нет. Но я так подробно говорю об этом, чтобы показать, что зачастую события, которых ждут намного позже, происходят раньше всех прогнозов.
Еще один печальный август для России — август 1991 — был скорее политическим, но он тоже сыграл свою негативную роль в экономике, поскольку эти события вызвали впоследствии обесценивание рубля, экспроприацию вкладов Гайдаром и так далее. Фундамент был заложен тогда, хотя все откладывалось до декабря. Это несколько иной сценарий, но его повторение тоже вполне возможно.
В 1991 году сначала произошло событие, которое большинство расценило как позитивное, но затем стали проявляться его катастрофические последствия. В 1998-ом, напротив, все ждали негативного сценария, но не рассчитывали, что он случится так скоро и тоже в один момент остались без вкладов и сбережений.
Оба эти сценария должны быть поучительны для сегодняшнего дня.
«СП»: — А как они могут реализоваться в нынешних условиях?
— Если говорить о сценарии 1991 года, может произойти некое политическое и геополитическое событие, последствия которого мы почувствуем через некоторое время. Это вполне возможно — ситуация в мире напряженная, нельзя исключать неожиданных геополитических стычек и «подарков» от Запада.
На улицы у нас выходят какие-то люди. Поэтому так или иначе, обстановка напряжена, и нельзя исключать внутри- или внешнеполитическое событие, которое способно обрушить нынешнее мнимое спокойствие.
С другой стороны, нельзя исключать и сценарий 1998 года, и мне он кажется более вероятным. Сейчас подавляющее большинство аналитиков уверены, что грядет новый мировой экономический кризис, стагнация и падение темпов роста ВВП. Это вторая оттянутая волна после кризиса 2008 года, которая должна произойти, как реакция на длительную финансовую подпитку экономик всех стран мира.
Все понимают, что это неизбежно и произойдет рано или поздно, причем коррекция будет сильной и может вылиться в полномасштабный сброс бумаг по всему миру. Особенно на развивающихся рынках, к которым относится и наш.
Читайте также
Берег турецкий: Как жили бы наши пенсионеры, если бы Россией управлял «русский» Эрдоган
Почему потомки янычар уходят на заслуженный отдых в 60 лет, а не в 65, как теперь в РФ, и получают гораздо больше
Практически никто из экспертов не сомневается в том, что это случится. Вопрос только в том, когда. Все ждут, что это произойдет несколько позже, может быть осенью-зимой или в следующем году. Но это может случиться неожиданно, как эффект домино.
Нельзя сказать, где именно начнется этот кризис. На этот раз вряд ли в США, так что возможно, в Китае или в Европе. На эти события могут наложиться геополитические сценарии и падение рынка сырья. Мы видим, что уже сейчас никакие факторы, даже рост напряженности, не способны поднять цены на нефть выше 60 за баррель. Рынок чувствует, что цена на нынешнем уровне опасна для того, чтобы скупать сырье.
«СП»: — Как этот кризис скажется на России?
— Развивающиеся рынки падают, значит, автоматически снижаются и сырьевые рынки. А чем чревато для нас падение цен на нефть все мы хорошо понимаем.
Все эти мировые события могут совпасть с нашим внутриэкономическим кризисом, который был искусно организован нашим правительством в течение последних нескольких лет. Поэтому наша реакция на эти негативные проявления может оказаться еще более сильной.
Подчеркну, как и в 1998 году все эти процессы могут начаться гораздо раньше, чем ждут эксперты, и в более жесткой форме. Не исключено, что уже в этом августе. Тем более что часто особо продвинутые участники рынка в ожидании негативных событий начинают играть на обострение, чтобы снять сливки.
В любом случае, в нынешнем августе расслабляться не следует. Примета нехорошая, и оба сценария вполне возможны.
Экономический кризис: 74 рубля за доллар: В 2020-м Россию накроет глобальный кризис
Новости экономики: Эксперт: россиян ждет подорожание кондитерских изделий