Материал комментируют:
Сергей Пикин
Помощник министра энергетики США Френк Феннон заявил, что перспектива выхода США на европейский рынок с их сжиженным природным газом пугает Россию и в итоге заставит «Газпром» снизить цены, что благоприятно отразится на европейских потребителях.
По мнению Феннона, Европа не откажется от российского газа, на долю которого сейчас приходится почти 40% всего импорта, однако попытки США выйти на европейский рынок могут не только снизить эту цифру, но и привести к еще большему снижению цен, что отвечает интересам ЕС.
«Россия видит, что ее ждет в плане американского экспорта энергоресурсов, она видит, что американские цены невероятно низкие, очень конкурентные, и мы собираемся удвоить наши экспортные мощности по СПГ, так что они боятся конкуренции», — заявил помощник министра.
Он добавил, что возможность закупать американский СПГ или СПГ из другого источника меняет переговорную позицию потребителей по отношению к «Газпрому».
Читайте также
Ереван научат как разлюбить Москву за не очень большие деньги
Армяне будут знать, как защищаться от «негативного влияния» России
«Мы уже видели во многих странах, как „Газпром“ на следующий день снижал тарифы на импорт газа в эти страны», — утверждает Феннон.
Цены на газ в Европе действительно снизились до 10-летних минимумов. В 2019 году, согласно отчетности, «Газпром» сократил прибыль на 8%, до 21,4 млрд долл., что еще неплохо, учитывая, что средняя экспортная цена на газ упала на 17% до 203 долларов за тысячу кубометров. Средние спотовые цены на газ в Западной Европе и вовсе упали на 44%. Объемы экспорта снизились незначительно — с 201,9 млрд. куб. до 199 млрд. куб. В «Газпроме» ожидают, что в ближайшие годы объем экспорта сохранится на уровне 200 млрд кубометров из-за падения собственной добычи газа в Европе, а также вывода угольной и атомной генерации.
Тем не менее, падение цены на газ продолжает оставаться неприятной проблемой для компании. Изначально ее бюджет на 2020 год был сверстан из расчета средней экспортной цены в 200 долл. за тыс. куб. Теперь же этот показатель понизили до 175?185 долл. Главными факторами давления на цены в Европе в «Газпроме» считают высокие запасы в хранилищах, теплую погоду, а также конкуренцию с СПГ из США и других стран.
Как рассказала зампред правления «Газпрома», в компании рассчитывали, что значительный объем американского СПГ пойдет в Китай. Однако из-за эпидемии коронавируса промышленное производство в КНР может замедлиться, что снизит потребность в газе. Кроме того, из-за карантина некоторые импортеры уже начали отказываться от поставок СПГ, который, опять же, может быть перенаправлен в Европу. Эксперты не исключают, что на таком фоне цены на газ в ЕС могут опуститься и ниже 100 долл. за тысячу кубометров.
По оценкам ряда экспертов, средняя цена безубыточности трубопроводных поставок газа «Газпрома» с учетом экспортной пошлины в 30% составляет около 130 долларов за тысячу кубометров. Однако стоит отметить, что большую часть объемов российская компания продает в рамках долгосрочных контрактов, часть которых по-прежнему привязана к цене на нефть, поэтому и стоимость газа по ним выше, чем на спотовых рынках Западной Европы.
Однако стоит отметить, что падение цен ударит не только по «Газпрому», но и по тем же поставщикам СПГ. Они вряд ли смогут получать прибыть при стоимости кубометра на уровне ста долларов и ниже. А так как в отличие трубопроводного газа СПГ не привязан к конкретному рынку, поставки могут уйти туда, где маржа выше, что также позволит «Газпрому» сохранить долю. Хотя это, конечно, не снимает вопроса рентабельности.
При этом в «Газпроме» ожидают роста цен уже в 2021 году на фоне увеличения потребления газа. куб. Теоретически это возможно из-за сокращения добычи газа в Норвегии и закрытия АЭС и угольной генерации в Германии. Однако директор «Фонда энергетического развития» Сергей Пикин считает, что сильного роста спроса на газ не будет, так как страны стремятся к большему энергопотреблению. Поэтому цены могут падать до тех пор, пока кто-то из поставщиков, например, СПГ-компании, не переориентируются на другие рынки, вызвав дефицит и рост цен.
— Американский газ в Европе не так уж дешев. Одно дело — цена СПГ непосредственно в США и другое — конечная стоимость после доставки. В самом хабе, где продается сырье, цены действительно низкие, мы же указываем цену уже с учетом доставки до конечного потребителя. Естественно, когда газ пересекает Атлантику, стоимость его значительно повышается. Поэтому когда американские чиновники говорят о сверхнизкой стоимости своего газа, они немного лукавят и говорят о цене внутри страны.
Но конкуренция с трубопроводным газом не столь жесткая, потому что, в отличие от трубы, СПГ не привязан к конкретному пункту назначения и идет туда, где его можно дороже продать. Труба же всегда идет из точки А в точку Б.
Конкуренция на европейском рынке действительно будет расти. Думаю, что в этом году мы можем увидеть цену и в 100 долларов за тысячу кубометров, и ниже. Но это не дает каких-то преференций американских производителям.
«СП»: — И где пределы рентабельности цен на газ?
— Думаю, что это сумма в пределах 70 долларов за тысячу кубометров. Эта цифра стала бы ценовым шоком для всех игроков рынка. Но в отличие от СПГ-поставщиков, у «Газпрома» есть долгосрочные контракты, привязанные к ценам на нефть, и они не зависят от цен на газ на спотовых рынках. Эти соглашения могут пересматриваться, но это не такой быстрый процесс.
«СП»: — Могут ли цены на газ начать расти с 2021 года из-за роста потребления?
— Честно говоря, в рост потребления газа в 2021 году я не верю. Все стремятся к повышению энергоэффективности. Скорее, будет хорошо, если потребление сохранится на нынешнем уровне. Объемы производства внутри ЕС падают и будут снижаться и дальше, что приведет к падению спроса на газ. Сейчас ситуация с затовариванием газового рынка чем-то напоминает ситуацию на рынке нефти, хотя и не настолько ярко выраженную. Но цена и дальше будет падать, это факт.
«СП»: — Сможет ли в таких условиях «Газпром» сохранить свою долю на европейском рынке?
— С точки зрения абсолютных объемов «Газпром», скорее всего, сохранит примерно нынешние показатели. Что касается доли, она определенно падать не будет, с учетом того, что долю пока теряют другие производители. Прошлый год показал, что от 2018 цифры в 2019 не сильно отличаются. Скорее всего, так будет и в предстоящие годы.
«СП»: — Может ли «Газпром» компенсировать потери на внешних рынках за счет развития внутреннего?
— Парадокс в том, что уже по прошлому году «Газпром» может увидеть ситуацию, когда внутренние поставки окажутся более рентабельными, чем внешние. Хотя всегда было наоборот. Но от того, что это случится, политика компании вряд ли изменится. Не думаю, что она будет делать ставку на внутренний рынок.
Что касается роста цен на внутреннем рынке, они определяются не «Газпромом», а тарифной политикой государства. Поэтому их изменение будет зависеть от правительства, а не от руководства компании.
Читайте также
Арктика: США выбрали площадку, где сойдутся с Россией в Третьей мировой
Американские войска направляются на Крайний Север не за нефтью и газом — на учения, а у России свои интересы
Исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (НААНС-МЕДИА), к.э.н., доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова считает, что цены на газ в перспективе могут вырасти, если изменится ситуация с перенасыщенностью на мировом рынке производства энергоносителей. Более того, даже в условиях низких цен у «Газпрома» есть конкурентное преимущество.
— Себестоимость добычи «Газпрома» остается самой низкой в мире: порядка 20 долларов за 1000 куб. м, несмотря на то, что компания вводит новые труднодоступные месторождения, о чем рассказал зампред правления «Газпрома» Александр Медведев еще в 2016 году.
«Газпром» большую часть газа (около 89%) продает по долгосрочным контрактам, при этом цена продаж, как правило, оказывается выше спотовых расценок.
Достаточно низкая себестоимость и дополнительная прибыль от долгосрочных контрактов является подушкой безопасности «Газпром» при дальнейшем обвале газовых цен.
«СП»: — Может ли «Газпром» выдержать рост конкуренции на европейском рынке?
— Несмотря на конкуренцию американского СПГ на европейском рынке, санкционное давление и «зелёную повестку» в Еврозоне, объемы экспортных поставок российского газа в Европу демонстрируют стабильность, а темпы снижения средних цен по контрактам с инопокупателями значительно ниже темпов снижения спотовых цен, что является безусловным конкурентным преимуществом монополии.