ЦБ и Росфинмониторинг готовят механизм реабилитации
Фото:
Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис»
Росфинмониторинг совместно с ЦБ готовят механизм реабилитации клиентов банков, по ошибке попавших в черные списки. Об этом сообщают «Известия». В частности, ЦБ готовит для банков рекомендации, которые позволят снизить для клиентов негативные последствия от действия антиотмывочного закона.
В августе кредитные организации получили доступ к базе данных сомнительных клиентов. Людям и компаниям из этого списка банки отказывают в обслуживании. Больше всего от этого страдают физические лица, потому что они пока не могут быть исключены из базы данных. При этом попасть в нее может любой клиент, который вызвал подозрение кредитной организации. В связи с этим в ЦБ, в Роспотребнадзор и в аппарат финансового омбудсмена поступают жалобы от россиян, у которых банки заблокировали средства без объяснения причин. Росфинмониторинг и Банк России решают, как амнистировать таких клиентов, потому что многие оказываются в черном списке ошибочно.
ЦБ призывает банки рассматривать информацию об отказе конкретному клиенту как причину дополнительно его изучить, а не автоматически отказывать ему в обслуживании. Но длительное изучение клиента также может привести к финансовым потерям, потому что все это время средства на счете будут заблокированы. Если таких случаев будет достаточно много, то граждане, которые уже привыкают к расчетам с помощью карт, снова могут вернуться к операциям с наличными.
По мнению аналитика «Эксперт РА» Юрия Беликова, механизм реабилитации должен предполагать постконтроль операций, который позволит разобраться в источнике доходов, в назначении платежа, в цепочке контрагентов. Если в результате выяснится, что операция имеет экономическое обоснование, должна быть возможность исключить клиента из черного списка. «Реабилитация клиента совершенно необходима. Есть положение ЦБ 375-П, по которому операции классифицируются как сомнительные. Большинство признаков там таковы, что на их основе почти любую операцию можно отнести к сомнительным и загнать клиента в черный список», - сказал он.