Увлечь за 3 минуты - «Культура» » Новости Дня Сегодня
Увлечь за 3 минуты - «Культура» 08:00 Суббота 0 496
7-10-2017, 08:00

Увлечь за 3 минуты - «Культура»


Увлечь за 3 минуты - «Культура»

Передо мной изящная, хрупкая женщина со словно прозрачной кожей и тонкими пальцами. Сложно поверить, что человек с такой эльфийской внешностью может быть жестким и требовательным. Но в хореографии иначе нельзя.

Ольга Григорьева, доцент хореографического факультета Челябинского государственного института культуры, занимается танцем (в разных его проявлениях) с 6 лет. Она окончила музыкально-хореографический лицей № 10, Челябинскую государственную академию культуры и искусств, выступала в составе Театра современного танца Ольги Пона, работала руководителем детского хореографического коллектива. В 2005 Ольга была приглашена в свою альма-матер, ЧГАКИ (сегодня — Челябинский государственный институт культуры) уже в качестве преподавателя.

«СП»: — Сложно представить, что вы жестко ведете занятия…

— Да, это так (улыбаясь). Но я отношусь к этому с юмором. Студенты приходят с разным уровнем подготовки. Тем, кто послабее, достаточно сложно находиться в одном классе с лидерами. Но я понимаю, что у них свой путь, свой процесс профессионального становления, и знаю: они, окончив институт, станут прекрасными постановщиками, преподавателями, проявят себя в самостоятельной работе, активно используя все знания и навыки, приобретенные в вузе. Поэтому нельзя никого гасить во время обучения. Хотя должна отметить, что из года в год у нас достаточно «крепкие» наборы. Приходят студенты, которые нацелены на успех в профессии. Сомневающиеся отсеиваются еще на подготовительных курсах или в первый год обучения. Доплывают самые целеустремленные, интересующиеся.

«СП»: — В институте вы преподаете основы композиции народно-сценического танца и методику преподавания эстрадного танца. Как удается совмещать такие разные направления?

— Всё это связано. Эстрадный танец — это не какой-то отдельный вид как, скажем, классический, историко-бытовой танец или модерн. У него нет своего экзерсиса, не разработана методология. Эстрадный танец — это танцевальное жанр, который вмещает в себя все виды, стили, направления танца и даже акробатику или, например, пантомиму. Эстрадный номер может быть основан на хореографической лексике как классического танца, так и народного, бального и других.

«СП»: — В чем специфика эстрадного танца? Как отличить хороший номер от плохого?

— Эстрадный танец — это, как правило, малые формы, небольшие хореографические композиции, поэтому номер должен ухватить и держать внимание зрителя на протяжении плюс-минус 4-х минут. Чем удержать внимание зрителя? Особенной идеей, доступностью изложения, современностью, трюковыми элементами, интересной музыкой, неожиданными поворотами, необычными хореографическими решениями. К сожалению, сегодня не все следуют этим принципам.

Я принимаю участие в качестве жюри в международных, всероссийских танцевальных конкурсах и вижу разные «эстрадные танцы». Некоторые номера представляют собой хореографическое действие даже близко не отражающее природу эстрадного жанра. Такие номера состоят из набора движений, напоминают комплекс упражнений танцевальной аэробики. О проблемах эстрадного танца можно говорить много и долго. Этой теме было посвящено одно из моих выступлений «Проблема профессионализма в хореографическом пространстве эстрадного танца» на международном научно-творческом форуме «Молодежь в науке и культуре» в 2016 году. Была очень жаркая дискуссия по этому поводу, много мнений, высказываний, предложений, что подтверждает остроту проблемы.


«СП»: — Насколько я знаю, недавно вышло в свет ваше методическое пособие по эстрадному танцу…

— Когда я начала преподавать в институте, оказалось, что нет структурированного и полноценного исследования эстрадного танца. Более того я не могла найти ни одного учебно-методического пособия, которое указало бы мне правильный курс. Я начала собирать сведения, анализировать историю развития, проблемы и перспективы эстрадного танца как вида сценического искусства, как специальной дисциплины профильного вуза. Постепенно сложилось четкое представление о том, что должно представлять собой занятие по эстрадному танцу, исходя из природы эстрадного жанра. Формирование данного пособия было достаточно длительным, и этот процесс еще не завершен. Пока издавалось пособие, появились новые интересные для меня темы, которые я хотела бы изложить в следующем издании.

В изданном пособии представлена авторская методика преподавания эстрадного танца, изложена структура дисциплины, даны рекомендации по сочинению учебно-тренировочных и танцевальных комбинаций, развитию прыжка, устойчивости. Подобных методических пособий именно по эстрадному танцу нет. По словам профессора, заслуженного артиста России Виктора Ивановича Панферова, оно является единственным и уникальным в своем роде.

«СП»: — Чем отличается эстрадный танец от современного, так называемого contemporary dance?

— В эстрадном танце должно быть понятно, про что это — про любовь, смерть, победу коммунизма. «Плакатный» подход. В современной хореографии — по-другому. Не факт, что зритель поймет именно ту идею, которую закладывал хореограф. Он может придумать свою историю, к нему придут его личные ассоциации — и это тоже будет правильно.

«СП»: — Но некоторые современные хореографические композиции иногда даже ассоциаций не вызывают. Непонятно, о чем танцуют…

— Так и не обязательно должно быть понятно. Отправляясь смотреть современную хореографию, не ждите, что вам там расскажут о чем-то конкретном. Туда нужно идти, чтобы насладиться красотой танца — движениями танцоров, музыкой и светом, необычным освоением сценического пространства. Если вы вдруг поняли, что происходит на сцене и у вас сложилось полноценное представление о происходящем — прекрасно. Но уверяю вас, у каждого из сидящих в зале сформируется своя история. Бывает и так, что у одного человека танец или спектакль вызовет бурю эмоций, у другого же не будет понимания и сопереживания. Это говорит о готовности и неготовности конкретного зрителя воспринимать происходящее. На мой взгляд, восприятие современного танца требует именно погружения, не предполагает спешки, суетливых попыток понять что-то конкретное.

«СП»: — С другой стороны, сегодня популярны массовые коммерческие проекты — «Танцы», «Танцы со звездами». Почему?

— Эти проекты интересны зрелищностью, современностью, амбициозностью, масштабностью. Мне как постановщику сценических танцев очень интересны подобные проекты — и наши, российские, и зарубежные. «Танцы на ТНТ» считаю стильным, сильным проектом, хоть и жестким. Один из моих учеников Олег Клевакин — непростой студент, но очень талантливый исполнитель (смеется) — дошел до финала этого проекта.

«СП»: — Много ли среди ваших выпускников тех, кем вы гордитесь?

— Среди выпускников хореографического факультета нашего института много настоящих профессионалов, успехами которых я, безусловно, горжусь. Наши выпускники работают в государственных танцевальных коллективах, среди которых «Гжель» (Москва), ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова (Башкортостан), «Урал» (Челябинск), который, кстати, недавно приехал из Карелии с международного конкурса, где взял гран-при. Наши выпускники являются артистами современных танцевальных коллективов. Это театр современного танца под руководством Ольги Пона (Челябинск), «Провинциальные танцы» (Екатеринбург), Boroditsky Dennis Dance Company (Москва) и другие. Многие уезжают за рубеж и работают в США, Бельгии, Швеции. География выпускников огромна! Сразу всех и не вспомнишь. При этом они конкурентоспособны как профессионалы.

«СП»: — Вы неоднократно приглашались для постановки массовых хореографических композиций при подготовке таких значимых мероприятий, как празднование Дня города, День Победы и других массовых зрелищ. Сложно работать с большим количеством танцоров, участников постановки?

— Для подготовки подобного рода мероприятий всегда формируется профессиональная команда. Работать в ней очень ответственно, но безумно интересно. Требуется большая концентрация, так как здесь четко определены цели, задачи, а главное — сроки. Придумать хореографическую композицию, отвечающую задумке режиссера, несложно. Гораздо сложнее перенести ее на массового исполнителя. Чаще действие разбивается на небольшие фрагменты и разучивается отдельно с каждой группой исполнителей. Затем на общих репетициях всё собирается в полноценное хореографическое полотно.


«СП»: — Что для вас танец в широком смысле — не как работа, а как жизненная философия? Каждый ли может быть танцором?

— Это гармония… А вообще… сложный вопрос… Танец — это определенная дисциплина души и тела. Это гармоничное состояние, когда ты можешь выразить свои эмоции, переживания, чувства. Потрясающее ощущение, когда ты танцуешь, и твое тело в этот момент работает на 100%. Полное ощущение того, что ты управляешь энергиями природы. Гармония рождается, когда тело профессионально воспитано — у тебя хорошая координация, хорошая наполненность движений, грамотная мышечная работа, и при этом есть внутреннее живое чувство, эмоция, энергия.

«СП»: — Есть ли у вас сейчас какая-то идея или, может быть, образ, которые хочется воплотить в танце?

— Мне захотелось погрузиться в музыкальную тему «Коробейники», поставить танцевальный номер, в котором эта тема обыгрывалась бы в разных стилях — танго, вальс, романс, джайв. Таким образом, я хочу раскрыть образы персонажей, придать им окраску через музыку. Сложность в том, что сама мелодия «Коробейники» всем хорошо знакома, если не сказать «заезжена». Поэтому мне показалось интересным показать ее в современном ключе. Пока не знаю, «прорвусь» ли через эту тему, но попробовать хочется.


Передо мной изящная, хрупкая женщина со словно прозрачной кожей и тонкими пальцами. Сложно поверить, что человек с такой эльфийской внешностью может быть жестким и требовательным. Но в хореографии иначе нельзя. Ольга Григорьева, доцент хореографического факультета Челябинского государственного института культуры, занимается танцем (в разных его проявлениях) с 6 лет. Она окончила музыкально-хореографический лицей № 10, Челябинскую государственную академию культуры и искусств, выступала в составе Театра современного танца Ольги Пона, работала руководителем детского хореографического коллектива. В 2005 Ольга была приглашена в свою альма-матер, ЧГАКИ (сегодня — Челябинский государственный институт культуры) уже в качестве преподавателя. «СП»: — Сложно представить, что вы жестко ведете занятия… — Да, это так (улыбаясь). Но я отношусь к этому с юмором. Студенты приходят с разным уровнем подготовки. Тем, кто послабее, достаточно сложно находиться в одном классе с лидерами. Но я понимаю, что у них свой путь, свой процесс профессионального становления, и знаю: они, окончив институт, станут прекрасными постановщиками, преподавателями, проявят себя в самостоятельной работе, активно используя все знания и навыки, приобретенные в вузе. Поэтому нельзя никого гасить во время обучения. Хотя должна отметить, что из года в год у нас достаточно «крепкие» наборы. Приходят студенты, которые нацелены на успех в профессии. Сомневающиеся отсеиваются еще на подготовительных курсах или в первый год обучения. Доплывают самые целеустремленные, интересующиеся. «СП»: — В институте вы преподаете основы композиции народно-сценического танца и методику преподавания эстрадного танца. Как удается совмещать такие разные направления? — Всё это связано. Эстрадный танец — это не какой-то отдельный вид как, скажем, классический, историко-бытовой танец или модерн. У него нет своего экзерсиса, не разработана методология. Эстрадный танец — это танцевальное жанр, который вмещает в себя все виды, стили, направления танца и даже акробатику или, например, пантомиму. Эстрадный номер может быть основан на хореографической лексике как классического танца, так и народного, бального и других. «СП»: — В чем специфика эстрадного танца? Как отличить хороший номер от плохого? — Эстрадный танец — это, как правило, малые формы, небольшие хореографические композиции, поэтому номер должен ухватить и держать внимание зрителя на протяжении плюс-минус 4-х минут. Чем удержать внимание зрителя? Особенной идеей, доступностью изложения, современностью, трюковыми элементами, интересной музыкой, неожиданными поворотами, необычными хореографическими решениями. К сожалению, сегодня не все следуют этим принципам. Я принимаю участие в качестве жюри в международных, всероссийских танцевальных конкурсах и вижу разные «эстрадные танцы». Некоторые номера представляют собой хореографическое действие даже близко не отражающее природу эстрадного жанра. Такие номера состоят из набора движений, напоминают комплекс упражнений танцевальной аэробики. О проблемах эстрадного танца можно говорить много и долго. Этой теме было посвящено одно из моих выступлений «Проблема профессионализма в хореографическом пространстве эстрадного танца» на международном научно-творческом форуме «Молодежь в науке и культуре» в 2016 году. Была очень жаркая дискуссия по этому поводу, много мнений, высказываний, предложений, что подтверждает остроту проблемы. «СП»: — Насколько я знаю, недавно вышло в свет ваше методическое пособие по эстрадному танцу… — Когда я начала преподавать в институте, оказалось, что нет структурированного и полноценного исследования эстрадного танца. Более того я не могла найти ни одного учебно-методического пособия, которое указало бы мне правильный курс. Я начала собирать сведения, анализировать историю развития, проблемы и перспективы эстрадного танца как вида сценического искусства, как специальной дисциплины профильного вуза. Постепенно сложилось четкое представление о том, что должно представлять собой занятие по эстрадному танцу, исходя из природы эстрадного жанра. Формирование данного пособия было достаточно длительным, и этот процесс еще не завершен. Пока издавалось пособие, появились новые интересные для меня темы, которые я хотела бы изложить в следующем издании. В изданном пособии представлена авторская методика преподавания эстрадного танца, изложена структура дисциплины, даны рекомендации по сочинению учебно-тренировочных и танцевальных комбинаций, развитию прыжка, устойчивости. Подобных методических пособий именно по эстрадному танцу нет. По словам профессора, заслуженного артиста России Виктора Ивановича Панферова, оно является единственным и уникальным в своем роде. «СП»: — Чем отличается эстрадный танец от современного, так называемого contemporary dance ? — В эстрадном танце должно быть понятно, про что это — про любовь, смерть, победу коммунизма. «Плакатный» подход. В современной хореографии — по-другому. Не факт, что зритель поймет именно ту идею, которую закладывал хореограф. Он может придумать свою историю, к нему придут его личные ассоциации — и это тоже будет правильно. «СП»: — Но некоторые современные хореографические композиции иногда даже ассоциаций не вызывают. Непонятно, о чем танцуют… — Так и не обязательно должно быть понятно. Отправляясь смотреть современную хореографию, не ждите, что вам там расскажут о чем-то конкретном. Туда нужно идти, чтобы насладиться красотой танца — движениями танцоров, музыкой и светом, необычным освоением сценического пространства. Если вы вдруг поняли, что происходит на сцене и у вас сложилось полноценное представление о происходящем — прекрасно. Но уверяю вас, у каждого из сидящих в зале сформируется своя история. Бывает и так, что у одного человека танец или спектакль вызовет бурю эмоций, у другого же не будет понимания и сопереживания. Это говорит о готовности и неготовности конкретного зрителя воспринимать происходящее. На мой взгляд, восприятие современного танца требует именно погружения, не предполагает спешки, суетливых попыток понять что-то конкретное. «СП»: — С другой стороны, сегодня популярны массовые коммерческие проекты — «Танцы», «Танцы со звездами». Почему? — Эти проекты интересны зрелищностью, современностью, амбициозностью, масштабностью. Мне как постановщику сценических танцев очень интересны подобные проекты — и наши, российские, и зарубежные. «Танцы на ТНТ» считаю стильным, сильным проектом, хоть и жестким. Один из моих учеников Олег Клевакин — непростой студент, но очень талантливый исполнитель (смеется) — дошел до финала этого проекта. «СП»: — Много ли среди ваших выпускников тех, кем вы гордитесь? — Среди выпускников хореографического факультета нашего института много настоящих профессионалов, успехами которых я, безусловно, горжусь. Наши выпускники работают в государственных танцевальных коллективах, среди которых «Гжель» (Москва), ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова (Башкортостан), «Урал» (Челябинск), который, кстати, недавно приехал из Карелии с международного конкурса, где взял гран-при. Наши выпускники являются артистами современных танцевальных коллективов. Это театр современного танца под руководством Ольги Пона (Челябинск), «Провинциальные танцы» (Екатеринбург), Boroditsky Dennis Dance Company (Москва) и другие. Многие уезжают за рубеж и работают в США, Бельгии, Швеции. География выпускников огромна! Сразу всех и не вспомнишь. При этом они конкурентоспособны как профессионалы. «СП»: — Вы неоднократно приглашались для постановки массовых хореографических композиций при подготовке таких значимых мероприятий, как празднование Дня города, День Победы и других массовых зрелищ. Сложно работать с большим количеством танцоров, участников постановки? — Для подготовки подобного рода мероприятий всегда формируется профессиональная команда. Работать в ней очень ответственно, но безумно интересно. Требуется большая концентрация, так как здесь четко определены цели, задачи, а главное — сроки. Придумать хореографическую композицию, отвечающую задумке режиссера, несложно. Гораздо сложнее перенести ее на массового исполнителя. Чаще действие разбивается на небольшие фрагменты и разучивается отдельно с каждой группой исполнителей. Затем на общих репетициях всё собирается в полноценное хореографическое полотно. «СП»: — Что для вас танец в широком смысле — не как работа, а как жизненная философия? Каждый ли может быть танцором? — Это гармония… А вообще… сложный вопрос… Танец — это определенная дисциплина души и тела. Это гармоничное состояние, когда ты можешь выразить свои эмоции, переживания, чувства. Потрясающее ощущение, когда ты танцуешь, и твое тело в этот момент работает на 100%. Полное ощущение того, что ты управляешь энергиями природы. Гармония рождается, когда тело профессионально воспитано — у тебя хорошая координация, хорошая наполненность движений, грамотная мышечная работа, и при этом есть внутреннее живое чувство, эмоция, энергия. «СП»: — Есть ли у вас сейчас какая-то идея или, может быть, образ, которые хочется воплотить в танце? — Мне захотелось погрузиться в музыкальную тему «Коробейники», поставить танцевальный номер, в котором эта тема обыгрывалась бы в разных стилях — танго, вальс, романс, джайв. Таким образом, я хочу раскрыть образы персонажей, придать им окраску через музыку. Сложность в том, что сама мелодия «Коробейники» всем хорошо знакома, если не сказать «заезжена». Поэтому мне показалось интересным показать ее в современном ключе. Пока не знаю, «прорвусь» ли через эту тему, но попробовать хочется.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl