Виктор Цой накажет Первый канал по примеру Ромы Зверя - «Культура» » Новости Дня Сегодня
Виктор Цой накажет Первый канал по примеру Ромы Зверя - «Культура» 17:00 Пятница 0 397
2-02-2018, 17:00

Виктор Цой накажет Первый канал по примеру Ромы Зверя - «Культура»



Для защитников авторского права 2018 год начался вполне удачно. Певец и музыкант Роман Билык, более известный в стране как Рома Зверь — по имени возглавляемой им группы «Звери», выиграл суд о незаконном использовании его произведения в фильме «Выпускной». Разбирательство длилось три года. Шесть судебных процессов потребовалось провести, прежде чем представители кинокомпаний были вынуждены признать — они действительно без разрешения Романа взяли его песню «Южная ночь» для использования в фильме. Адвокат Ромы Зверя Александр Звонков в конечном итоге смог доказать, что именно Билык является автором «Южной ночи». Теперь музыкант получит полмиллиона рублей, хотя изначально в иске шла речь о полутора миллионах. Правда, решение ещё не вступило в законную силу.

Суды по делам об авторском праве проходят все чаще

В последнее время в России все чаще проходят громкие процессы по делам о нарушении авторских прав. Можно говорить о том, что в этом плане мы стали брать пример с Запада. Там за использование чужой интеллектуальной собственности можно нарваться на очень большие неприятности, прежде всего — на астрономическую сумму компенсации. В России суды назначают компенсации меньше, но самих процессов по делам об авторском праве становится все больше.


29 января 2018 года стало известно, что московский Арбитражный суд взыскал с Первого канала в пользу компании «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» пятьсот тысяч рублей. Вина Первого канала заключалась в несанкционированном использовании двух песен Ильи Резника, правообладателем которых и является компания. Почти одновременно аналогичный процесс прошел по делу использования песен Виктора Цоя — на том же Первом канале.

О том, как в России обстоят дела с защитой авторских прав, мы решили уточнить у профессионалов. Юрист Андрей Лисов рассказывает, что авторские права в Российской Федерации защищаются достаточно обстоятельно, но есть и определенные пробелы в законодательстве.

«СП»: — Как регулируется защита авторских прав в современной России?

— Российское законодательство подходит к защите авторских прав достаточно обстоятельно. Начнем с того, что одна из четырех частей Гражданского кодекса РФ посвящена авторским правам и интеллектуальной собственности. Согласно статье 1255 Гражданского кодекса, автор произведения обладает исключительным правом на произведение, правом на имя и на авторство, на неприкосновенность и на обнародование произведения. Соответственно, за нарушение авторских прав может последовать гражданско-правовая ответственность. Как правило, авторы или их представители обращаются с иском в суд и требуют выплатить им определенную компенсацию за использование произведения. Кстати, предусмотрена и уголовная ответственность. В Уголовном кодексе России есть статья 146, которая карает за нарушение авторских и смежных прав. Однако к уголовной ответственности обычно привлекают лишь «пиратов», которые систематически наживаются на тиражировании и продаже продуктов чужой интеллектуальной собственности.

«СП»: — Как складывается судебная практика, много ли подобных примеров выигранных дел?

— Скажу, что дело, которое выиграл Роман Билык, вряд ли можно назвать уникальным. В последние годы многие российские деятели культуры и искусства обращаются в суды с требованием защитить их авторские права. Очень часто «попадают» средства массовой информации, особенно телеканалы, поскольку добиться возмещения компенсации с них довольно просто. Например, в декабре 2017 г. компания «Музыкальное право» выиграла спор с Первым каналом из-за использования в эфире песни Виктора Цоя «Кукушка». Суд присудил выплатить компании 300 тысяч рублей. В январе 2018 года история повторилась с теми же фигурантами, но уже с другой песней — «Весна». И опять Первому каналу присудили отдать компании 300 тысяч рублей, хотя изначально сумма в иске была три миллиона рублей. Мы видим, что суды удовлетворяют обоснованные иски, но суммы компенсаций как правило значительно меньше, чем заявленные истцами. В этом наша, в отличие от тех же США, российская особенность.

«СП»: — Сложнее всего защитить авторство в интернете…

— Главная проблема связана с недостаточной проработанностью в российском гражданском законодательстве вопроса о регистрации авторских прав на произведения.

«СП»: — Для кого создает наибольшие проблемы этот пробел в законодательстве?

— Особенно страдает от этого пишущее сообщество. Ведь как таковая процедура государственной регистрации авторских прав на текст отсутствует. Можно заверить текст у нотариуса, обратиться в Российское авторское общество, но все это полумеры и они далеко не всегда эффективны. Хотя суд, конечно, может принять их во внимание.


«СП»: - Насколько сложно защищать авторские права в сети Интернет?

— Пожалуй, защита авторских прав в Интернете — самое сложное направление. В сети Интернет сейчас можно найти практически любые произведения, борьба с «интернет-пиратством» не дает правообладателям желаемых результатов. Более того, существуют целые общественные движения, которые имеют вполне ясную позицию против авторского права в Интернете. И, тем не менее, примеров успешной защиты авторских прав в Интернете достаточно много, особенно если говорить о крупных компаниях.

Кстати, в мировой судебной практике уже появились примеры выигранных дел по компенсациям за несанкционированное использование интернет-мемов. Так, в январе 2018 г. компания Grumpy Cat Limited, владеющая правами на образ «сердитой кошки» Grumpy Cat высудила у производителя напитков компании Grenade 710 тысяч долларов. Суд принял сторону Табаты Бундесен, которая владеет Grumpy Cat Limited и самой кошкой по имени Соус Тардар. Не исключено, что пример этого дела вдохновит многих правообладателей интернет-мемов действовать аналогичным образом и добиваться компенсаций.


Для защитников авторского права 2018 год начался вполне удачно. Певец и музыкант Роман Билык, более известный в стране как Рома Зверь — по имени возглавляемой им группы «Звери», выиграл суд о незаконном использовании его произведения в фильме «Выпускной». Разбирательство длилось три года. Шесть судебных процессов потребовалось провести, прежде чем представители кинокомпаний были вынуждены признать — они действительно без разрешения Романа взяли его песню «Южная ночь» для использования в фильме. Адвокат Ромы Зверя Александр Звонков в конечном итоге смог доказать, что именно Билык является автором «Южной ночи». Теперь музыкант получит полмиллиона рублей, хотя изначально в иске шла речь о полутора миллионах. Правда, решение ещё не вступило в законную силу. Суды по делам об авторском праве проходят все чаще В последнее время в России все чаще проходят громкие процессы по делам о нарушении авторских прав. Можно говорить о том, что в этом плане мы стали брать пример с Запада. Там за использование чужой интеллектуальной собственности можно нарваться на очень большие неприятности, прежде всего — на астрономическую сумму компенсации. В России суды назначают компенсации меньше, но самих процессов по делам об авторском праве становится все больше. 29 января 2018 года стало известно, что московский Арбитражный суд взыскал с Первого канала в пользу компании «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг» пятьсот тысяч рублей. Вина Первого канала заключалась в несанкционированном использовании двух песен Ильи Резника, правообладателем которых и является компания. Почти одновременно аналогичный процесс прошел по делу использования песен Виктора Цоя — на том же Первом канале. О том, как в России обстоят дела с защитой авторских прав, мы решили уточнить у профессионалов. Юрист Андрей Лисов рассказывает, что авторские права в Российской Федерации защищаются достаточно обстоятельно, но есть и определенные пробелы в законодательстве. «СП»: — Как регулируется защита авторских прав в современной России? — Российское законодательство подходит к защите авторских прав достаточно обстоятельно. Начнем с того, что одна из четырех частей Гражданского кодекса РФ посвящена авторским правам и интеллектуальной собственности. Согласно статье 1255 Гражданского кодекса, автор произведения обладает исключительным правом на произведение, правом на имя и на авторство, на неприкосновенность и на обнародование произведения. Соответственно, за нарушение авторских прав может последовать гражданско-правовая ответственность. Как правило, авторы или их представители обращаются с иском в суд и требуют выплатить им определенную компенсацию за использование произведения. Кстати, предусмотрена и уголовная ответственность. В Уголовном кодексе России есть статья 146, которая карает за нарушение авторских и смежных прав. Однако к уголовной ответственности обычно привлекают лишь «пиратов», которые систематически наживаются на тиражировании и продаже продуктов чужой интеллектуальной собственности. «СП»: — Как складывается судебная практика, много ли подобных примеров выигранных дел? — Скажу, что дело, которое выиграл Роман Билык, вряд ли можно назвать уникальным. В последние годы многие российские деятели культуры и искусства обращаются в суды с требованием защитить их авторские права. Очень часто «попадают» средства массовой информации, особенно телеканалы, поскольку добиться возмещения компенсации с них довольно просто. Например, в декабре 2017 г. компания «Музыкальное право» выиграла спор с Первым каналом из-за использования в эфире песни Виктора Цоя «Кукушка». Суд присудил выплатить компании 300 тысяч рублей. В январе 2018 года история повторилась с теми же фигурантами, но уже с другой песней — «Весна». И опять Первому каналу присудили отдать компании 300 тысяч рублей, хотя изначально сумма в иске была три миллиона рублей. Мы видим, что суды удовлетворяют обоснованные иски, но суммы компенсаций как правило значительно меньше, чем заявленные истцами. В этом наша, в отличие от тех же США, российская особенность. «СП»: — Сложнее всего защитить авторство в интернете… — Главная проблема связана с недостаточной проработанностью в российском гражданском законодательстве вопроса о регистрации авторских прав на произведения. «СП»: — Для кого создает наибольшие проблемы этот пробел в законодательстве? — Особенно страдает от этого пишущее сообщество. Ведь как таковая процедура государственной регистрации авторских прав на текст отсутствует. Можно заверить текст у нотариуса, обратиться в Российское авторское общество, но все это полумеры и они далеко не всегда эффективны. Хотя суд, конечно, может принять их во внимание. «СП»: - Насколько сложно защищать авторские права в сети Интернет? — Пожалуй, защита авторских прав в Интернете — самое сложное направление. В сети Интернет сейчас можно найти практически любые произведения, борьба с «интернет-пиратством» не дает правообладателям желаемых результатов. Более того, существуют целые общественные движения, которые имеют вполне ясную позицию против авторского права в Интернете. И, тем не менее, примеров успешной защиты авторских прав в Интернете достаточно много, особенно если говорить о крупных компаниях. Кстати, в мировой судебной практике уже появились примеры выигранных дел по компенсациям за несанкционированное использование интернет-мемов. Так, в январе 2018 г. компания Grumpy Cat Limited, владеющая правами на образ «сердитой кошки» Grumpy Cat высудила у производителя напитков компании Grenade 710 тысяч долларов. Суд принял сторону Табаты Бундесен, которая владеет Grumpy Cat Limited и самой кошкой по имени Соус Тардар. Не исключено, что пример этого дела вдохновит многих правообладателей интернет-мемов действовать аналогичным образом и добиваться компенсаций.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl