Мы виделись с ним один раз.
Я сказал, что очень его люблю. Он лучезарно улыбался.
Он читал и хвалил мои книжки. Я был ужасно горд этим обстоятельством.
Юрский — едва ли не единственный случай, когда мне вообще всё равно, что он там говорил про новый сталинизм и прочую эту тоску зелёную.
Буквально позавчера в деревне вдруг выбрал из огромной своей видеотеки фильм «Время, вперёд!» 1965 года. По роману Катаева.
С Юрским в главной роли. Смотрел и думал: Боже ты мой, до чего безупречный актёрский рисунок, какая блистательная проработка всей роли, каждого жеста. По сути, он, его роль — позвоночник всей картины.
Вот эта его роль — сталинского выдвиженца и управленца эпохи индустриализации — она останется. А все его подписи на мятых скучных письмах — его личное дело.
Читайте также
Подрыв России
Сергей Шаргунов об Ирине Воронцовой, которая ждёт выдворения на расправу
В моём понимании, Юрский — кажется, последний из списка титанов: когда великий артист — помимо того, что артист — ещё и носитель великого артистического интеллекта. Когда он не глина для режиссёра, а сам по себе — демиург. Интеллектуал в области культуры: которая сама по себе есть форма жизни народа.
Нравственный камертон — не в политических убеждениях, а в умении себя без суеты нести.
Ещё Смоктуновский и Кайдановский в этом смысле вспоминаются, конечно, сразу же.
Отчасти — может быть, не за счёт как раз интеллектуальной подоплёки, но за счёт мощнейшей ауры — Янковский.
Я никого не хочу обидеть, но больше фигур такого плана у нас нет. Есть другие, но таких нет.
Это фигуры Возрождения, фигуры Золотого века, Серебряного века. У них посадка головы была другая.
То, что Юрский был дворянского рода — это чувствовалось, конечно.
Но, при этом: диапазон ролей у него, конечно, просто невозможный. Вот от этого еврейского советского супер-производственника в картине «Время, вперёд!» до натурального средоточия смехового русского характера — дяди Мити в фильме «Любовь и голуби».
Это же просто невозможно! Вот что русский дворянин мог себе позволить сыграть.
Великая его роль — безусловно: отец Базарова в фильме «Отцы и дети» Смирновой.
Жаль, что кроме фильма «Чернов / Сhernov» он ничего не сделал как режиссёр. Я видел этот фильм один раз, осталось ощущение какого-то ненарочитого, глубочайшего профессионализма. Но это был 1990-й год. Дальше уже для умного кино пространства не оставалось.
Спасибо, что он стал куда меньше сниматься с тех пор. Спасибо за безупречность.
Да, ещё вспомнил. Дуня Смирнова рассказывала: когда завершились съёмки «Отцов и детей», молодые артисты, сыгравшие Базарова и Кирсанова что-то там начали праздновать и веселиться, она увидела и как зашумела на них: идите к Юрскому, дураки — поговорите с ним. Если вы сейчас с ним не поговорите — у вас не будет шансов услышать ничего подобного, увидеть такого человека, провести с ним хоть час.
Не знаю, поняли они или нет, о чём говорила Смирнова.
Я понимаю это очень остро и болезненно.
Скончался Сергей ЮрскийНовости кино: Названы лучшие фильмы про Сталинградскую битву
Кино и театр: «Т-34»: Бегство из плена и из реальности