Имя заслуженной артистки России Тамары Володиной в течение многих лет часто встречалось на афише Московского театра оперетты. Её не стало несколько лет назад, а 9 ноября ей исполнилось бы 85 лет.
Уже по первым ее ролям стало ясно, что в труппе появилась очень одаренная актриса, которая вместе со своими молодыми коллегами способна принять традиции жанра, своим талантом продолжить яркую жизнь театра.
Шаловливая, слегка нагловатая, но весьма привлекательная плутовка Адель — горничная, мечтающая «за самое маленькое жалование играть самые большие роли» и величественно прекрасная, изящная Долли. Юная, наивная, мечтательная, но обладающая твердым характером, преданная своей любви Любаша Толмачева и очень разумная, очень добрая, терпеливая и кроткая, однако умеющая блистать в обществе и покорять мужские сердца Розалинда.
Капризная, как и положено светской женщине, но очень добрая, очень любящая Марица и озорной постреленок Марфа. Все понимающая, обожающая свою воспитанницу нянька Матвеевна, с жаром отплясывающая русский танец под песню «Дайте бабе сапоги» и внешне неброская, но красивая и богатая душой, трогательно-лиричная, находчивая Галя…
Читайте также
«Дикая эстонская дивизия»: Британия гонит вертолеты на Балтику
«Калибры» берут под прицел аэропорты в Таллине, Тарту, Раквере, Синалепа
Красивый, сильный голос актрисы звучал великолепно, в нем была экспрессия и юмор, нежность и озорство, и все это передавалось при помощи тончайших нюансов и выразительных интонаций. Во всех своих ролях она была столь подвижна и легка в танце, что зрители сопровождали практически каждое ее появление аплодисментами, а огромное обаяние подкупало и притягивало.
Ее героинями невозможно было не любоваться. За сорок лет работы в театре Тамара Володина сыграла более пятидесяти самых разных ролей, но все они непременно несли в себе любовь, добро, радость! Это те черты характера, которыми актриса наделяла их от себя.
В одной из многочисленных ее официальных характеристик, было написано, что одними из важных ее качеств являются: «надежность, стабильность и безотказность в работе». Действительно, редко можно найти актрису, в личном деле которой хранились бы только благодарности за огромное количество экстренных — практически с одной репетиции — вводов на главные роли, за многочисленные внезапные замены заболевших артистов, за 5−7 спектаклей, сыгранных подряд, в течение трех-четырех дней…
Надо отметить, что Тамара Тимофеевна Володина - обладательница множества замечательных качеств. Она покоряла своей добротой, эрудицией, остроумием и искренностью по отношению к окружающим. В театре, среди друзей и родни она слыла замечательным кулинаром, чьи пироги и пельмени — непременные составляющие любых застолий, с ней советовались бывалые садоводы-огородники и медики, а тот, кто сталкивался с ней в жизни или в работе, легко поддавался чарам ее обаяния, ибо не сделать этого, пообщавшись с ней, было невозможно/
Вот одно из последних ее интервью.
-Тамара Тимофеевна, первый вопрос банален и привычен, но ответ на него всегда интересен. Почему Вы стали актрисой?
— Я с детства не представляла себя в другой профессии. У меня очень музыкальная семья, хотя профессиональных актеров не было. Дед по маминой линии служил регентом церковного хора, в семье было 10 детей, и все пели в церкви. Удивительные голоса были. А как они пели русские песни, романсы! Я до сих пор не могу их без трепета в сердце слушать, и обожаю их петь.
— А почему Вы выбрали именно театр оперетты?
Случай. Я закончила 3 курса музыкального училища в Саранске и приехала с мамой в Москву. Вышли у метро Арбатская, а там ГИТИС рядом, и висит огромное объявление: набор на факультет актеров музыкального театра. Решили пойти посмотреть. Там народу — море. Секретарь комиссии спрашивает: «Кто еще не прослушивался?» А я вдруг говорю: «Я». Спела арию «Чио Чио Сан», потом «Снегурочки», потом из «Царской невесты». Они удивились — ведь девчонка пришла, 17 лет — и предложили вместо четвертого курса училища идти сразу в ГИТИС. Так я и оказалась на курсе Бориса Александровича Покровского и Андрея Александровича Гончарова. Когда заканчивала институт, в театре оперетты был объявлен конкурс, и меня взяли с первого тура. Это судьба. У меня вообще счастливая актерская судьба, она меня вела сама.
— Как Вас встретил театр?
— Прекрасно. Я ведь застала великих стариков, играла в постановках Ярона, работала со Столяровым! Когда я сыграла в «Марице» Ильку, Ярон написал мне на програмке: «Следующая роль будет больше». И действительно, в следующей постановке этой оперетты я играла уже Марицу. Я обожала эту роль. Изумительная музыка, а какой характер!
— Вы помните свою первую роль?
— Конечно! Первой ролью была Аленушка в оперетте «Под черной маской», а потом сразу «Севастопольский вальс». Когда в 1970 году было возобновление этого спектакля, ни меня, ни Юрия Богданова среди его участников не было, но потом авторы настояли, чтобы мы не только участвовали, но и премьеру играли. Я сыграла много любимых ролей, но к Любаше было самое трогательное отношение, и оно у меня на всю жизнь осталось.
— «Севастопольский вальс», снятый на телевидении принес вам популярность, приятно было видеть себя на экране?
— Приятно. Несколько лет назад спектакль показывали на телевидении ко Дню победы, я смотрела с удовольствием, ведь прошло столько лет. Я там еще совсем наивная девчушка. Но я на себя смотреть не люблю. Сразу видишь столько недостатков! И то не так, и это. И вообще, все надо было сделать по-другому.
— У Вас было много ролей советских героинь и много классики. Какие Вам героини ближе?
— Хорошие спектакли — и советские и классику — играла с удовольствием. Но, классика все же ближе, там музыка какая! Я в классических опереттах, которые шли в театре, сыграла практически все. Пожалуй, только «Принцесса цирка» осталась нереализованной мечтой. Теодора — на сто процентов моя роль — по голосу, по характеру, по пластике, но не сложилось.
— Любовь Яровая, Долли — советские, революционные героини. Изменилось ли у Вас к ним отношение сегодня?
— Нет, отношение не изменилось, потому что эти люди искренне верили в то дело, которым они занимались. Вера и любовь были основой этих характеров. Иначе их нельзя было играть. Ведь ради любви Любовь Яровая пошла в революцию, она ведь никакого отношения к ней не имела, и мужу она предательства не простила. Я считаю, что в жизни самое главное — это любовь. Потому что от любви идет добро, все лучшие качества в человеке — от любви.
Читайте также
Холодильники и обои Россия разучилась делать?
В промышленности происходит что-то странное
— Какой из опереточных композиторов Вам больше нравится?
— Легар. Граф Люксембург! Музыка необыкновенная, я так любила этот спектакль и играла несчетное количество раз. Это была моя первая классическая героиня.
— Какой спектакль для вас особенно значим?
— У меня было много таких спектаклей, я ведь играла по 25−27 спектаклей в месяц, и со многими связаны определенные события. Например, я очень любила наш с Герардом Васильевым творческий вечер. Он состоял из нескольких блоков: «Веселая вдова», «Летучая мышь», «Роз-Мари», «Холопка» и «Свадьба Кречинского». Спектакль шел очень хорошо, и зрители его любили.
— Ваш прекрасно звучащий голос, пластичность, легкость в движениях, в танце — это природа или каждодневные занятия?
— Конечно, и природа тоже, но актер обязан над собой работать. Когда у меня случилось несчастье, и появились проблемы с голосом, я перепугалась. Мне показалось, что если я перестану петь, я перестану жить. И вот тогда я занималась очень упорно. То же самое и с пластикой. Я все время занимаюсь зарядкой, станком. Это уже потребность. Да и форму надо сохранять: лишний килограмм появится — усилить нагрузки, садиться на диету. У меня в этом смысле железный характер, я не позволяю себе расслабиться.
— Вам много приходилось гастролировать?
— Много. И со спектаклями, и с концертами. Я ездила за границу в тогда дружественные нам страны — Польшу, Германию, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, объездила почти весь Советский Союз. Нас принимали всегда великолепно, ведь оперетту любят!
— Будучи известной актрисой, Вы приезжали к себе на родину?
— Приезжала на гастроли несколько раз. Все родственники приходили, смотрели. У меня был дядя, который считал, что музыка, театр — это не серьезно. Но когда концерт начался, я вышла на сцену, а он гордый, в первом ряду сидит. Ну, как же, племянница играет!
Читайте также
Польские заградотряды на Украине бьют метко, жестоко и заваривают люки танков ВСУ
Не только наемники, но и «регуляры» из Варшавы в окопы лезут
— Поговорим немного о Ваших вне театральных увлечений. Как доложила разведка, у Вас их несколько. Первое — кроссворды, причем экстра-класса, какие в былые времена печатали в «Науке и жизни», снабженные рисунками, формулами, ребусами.
— Это очень хорошо для тренировки мозгов. Сейчас кроссворды стали не интересными. Везде одно и то же. Они не дают возможности подумать, не дают работу голове нисколько. Но, если что-то интересное попадается, я беру энциклопедию, забираюсь в библиотеку, нахожу все. У меня муж приносит кроссворды пачками и сразу просит: «Мне оставь немножко», — потому что знает, к вечеру я уже все разгадаю.
— Следующее хобби — это дача.
— Да. Очень много литературы читаю по огороду и у кого что, все приходят советоваться ко мне.
— Еще одно увлечение — народная медицина.
— Говорят, если человек до 40 лет не научился сам себя лечить, то надеяться не на кого. Мы же знаем себя лучше, чем кто-либо. Болезнь на пустом месте не возникает, она вначале сигналы дает: сперва -слабый, потом сильнее. Надо уловить эти слабые сигналы.
— Ваш характер соответствует тому, как это представляет гороскоп?
— В общем, да. Я по знаку — Скорпион. Это очень ранимая натура, все время сама себя съедает. Это точно про меня — я все время собой не довольна. Все время копаюсь в себе: это не так сделала, то надо было по-другому.
— И последний вопрос. Вы играете на сцене Московского театра оперетты уже почти сорок лет, наверное, знаете все про опереточный жанр. Какой сегодня должна быть оперетта?
— Мне кажется, оперетта сейчас должна быть лирической, музыкальной, нести добро, любовь, вселять оптимизм в людей, чтобы неверие убрать. Мы ведь перестали верить в себя, в свои силы. А это нельзя. Надо верить, надо любить, надо быть добрым, тогда будет в жизни радость.
Вот так мы решили вспомнить нашу замечательную актрису Тамару Володину.
Кино и театр
Театр Образцова показал зрителю обратную сторону театра в премьере «Играем Шекспира»
Чеховская любовь, как диагноз, на сцене Театра «Мастерских»
«Авиатор» Водолазкина приземлился на московскую сцену
Москвичи увидят любовный треугольник Герцена и Огарева
Все материалы по теме (3088)