Научная мифология: что сказки рассказали психологам о поведении человека - «Россия» » Новости Дня Сегодня
Научная мифология: что сказки рассказали психологам о поведении человека - «Россия» 21:00 Воскресенье 0 628
23-04-2017, 21:00
Наука 628 0

Научная мифология: что сказки рассказали психологам о поведении человека - «Россия»


Учёные из нескольких зарубежных университетов решили выяснить, имеют ли популярные стереотипы и сценарии народных сказок под собой какие-то основания в жизни. Исследователи узнали, что ряд моделей поведения вымышленных героев отражает особенности современного общества и психологии людей. Впрочем, не все стереотипы оказались правдивы. RT разбирался, что в сказке ложь, а что — намёк.

Красавица и чудовище


Психологи из Университета Остина обратили внимание на то, что сказочная пара — красавица и чудовище — в жизни встречается не так уж редко. Учёные несколько лет изучали этот феномен. В одной из работ они сосредоточились на проблеме выбора партнёра. Наиболее важным фактором в этой «сказочной» паре оказались не традиционные «привлекательность и статус», а способность потенциального партнёра обеспечить высокое качество отношений. Поиск второй половины сводился к подбору наиболее совместимых личных качеств и представлений о жизни.

Следующее исследование касалась вопроса о том, как находят общий язык и строят отношения «красавицы» и «чудовища» обоих полов. Психологи изучили 167 пар студентов колледжей. Привлекательность партнёров оценивали добровольцы, также из числа студентов. При опросе выяснилось, что наиболее «неподходящие» по внешности партнёры были долго знакомы между собой, прежде чем вступить в отношения. По мнению исследователей, долгая дружба как раз и дала им время узнать друг друга и решить, что они могут построить именно те отношения, о которых мечтают.

Старший умный был детина


В русских сказках часто встречается следующее распределение интеллектуальных способностей: умный старший брат, средний — «и так, и сяк» и совсем не блещущий талантами младший. По мнению учёных из Эдинбургского университета (Великобритания), в такой интеллектуальной иерархии есть доля правды. Исследователи обнаружили, что первенец, как правило, умнее младших братьев и сестёр. Эту разницу можно заметить уже в возрасте одного года. Результаты были получены по итогам многолетнего изучения 5 тыс. детей в возрасте до 14 лет. Каждые два года учёные проводили ряд тестов и параллельно собирали информацию о жизни ребёнка в семье.

Как выяснилось, начиная с самого раннего возраста первенцы демонстрируют большие успехи в чтении, счёте и освоении новой информации. По словам учёных, родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию старшего ребёнка, хотя в других аспектах — например, эмоциональном, — разницы в отношении родителей к детям не обнаружилось. В конечном счёте, говорят учёные, подобные различия могут приводить к тому, что первенцы получают образование более высокого качества и зарабатывают больше, чем их братья и сёстры.

Незлая мачеха


Злая мачеха — второстепенный, но важный и часто встречающийся персонаж народных сказок. Исследователь Кара Захаричук из Университета Атабаски (Канада) решила проверить, на самом ли деле новая супруга отца вносит в семью разлад и усложняет жизнь приёмным детям.

Захаричук пришла к выводу, что злая мачеха, которая ненавидит детей своего мужа, — это обидный и неверный стереотип. Мачехи, по её словам, могут оказать детям необходимую в тяжёлое для них время поддержку и вернуть ощущение целостности семьи, что они и пытаются делать.

«Почти каждая мачеха, которая участвовала в исследовании, сообщила, что чувствует себя заменой матери и старается защитить приёмного ребёнка и помочь ему», — отметила Захаричук.

Участие новой супруги отца в жизни ребёнка оказалось среди наиболее важных факторов, которые позволяют детям вернуть ощущение семейного очага — наряду с рождением брата или сестры. Кроме того, наиболее травматичным для детей этапом в распаде семьи исследователи называют конфликты родителей до развода, а не сам развод или появление мачехи.

Эффект Златовласки


Изучая внимание маленьких детей в возрасте 7-8 месяцев, исследователи из Рочестерского университета (США) выяснили, как малыши воспринимают информацию об окружающем мире. Оказалось, что дети отбрасывают как слишком сложные и непонятные вещи, как и чересчур очевидные. Это явление учёные назвали «эффектом Златовласки».

В русскоязычном аналоге чешской сказки Машенька, оказавшись в избе трёх медведей, делала выбор «методом исключения» — отбрасывая неподходящие варианты: слишком большую чашку с кашей и чашу с чересчур горячим содержимым, слишком просторную и слишком высокую кровать. Примерно так же дети воспринимают только ту информацию, которую могут усвоить, применив оптимальное количество усилий.

Исследователи проверили это, показывая детям анимированные изображения. Если события, происходящие на экране, были слишком предсказуемы, дети быстро теряли интерес и прекращали смотреть. То же самое происходило, если развитие событий оказывалось настолько неожиданным, что уследить за ними детям не удавалось. Учёные пришли к выводу, что малыши, изучая окружающий мир, способны надолго сосредоточиться только на том, что одновременно достаточно сложно и требует усилий для понимания, но при этом не путает настолько, чтобы убить интерес. По словам исследователей, дети сами выбирают, что заслуживает их внимания. Поэтому стараться специально подыскивать ребёнку подходящие занятия не стоит.


Учёные из нескольких зарубежных университетов решили выяснить, имеют ли популярные стереотипы и сценарии народных сказок под собой какие-то основания в жизни. Исследователи узнали, что ряд моделей поведения вымышленных героев отражает особенности современного общества и психологии людей. Впрочем, не все стереотипы оказались правдивы. RT разбирался, что в сказке ложь, а что — намёк. Красавица и чудовище Психологи из Университета Остина обратили внимание на то, что сказочная пара — красавица и чудовище — в жизни встречается не так уж редко. Учёные несколько лет изучали этот феномен. В одной из работ они сосредоточились на проблеме выбора партнёра. Наиболее важным фактором в этой «сказочной» паре оказались не традиционные «привлекательность и статус», а способность потенциального партнёра обеспечить высокое качество отношений. Поиск второй половины сводился к подбору наиболее совместимых личных качеств и представлений о жизни. Следующее исследование касалась вопроса о том, как находят общий язык и строят отношения «красавицы» и «чудовища» обоих полов. Психологи изучили 167 пар студентов колледжей. Привлекательность партнёров оценивали добровольцы, также из числа студентов. При опросе выяснилось, что наиболее «неподходящие» по внешности партнёры были долго знакомы между собой, прежде чем вступить в отношения. По мнению исследователей, долгая дружба как раз и дала им время узнать друг друга и решить, что они могут построить именно те отношения, о которых мечтают. Старший умный был детина В русских сказках часто встречается следующее распределение интеллектуальных способностей: умный старший брат, средний — «и так, и сяк» и совсем не блещущий талантами младший. По мнению учёных из Эдинбургского университета (Великобритания), в такой интеллектуальной иерархии есть доля правды. Исследователи обнаружили, что первенец, как правило, умнее младших братьев и сестёр. Эту разницу можно заметить уже в возрасте одного года. Результаты были получены по итогам многолетнего изучения 5 тыс. детей в возрасте до 14 лет. Каждые два года учёные проводили ряд тестов и параллельно собирали информацию о жизни ребёнка в семье. Как выяснилось, начиная с самого раннего возраста первенцы демонстрируют большие успехи в чтении, счёте и освоении новой информации. По словам учёных, родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию старшего ребёнка, хотя в других аспектах — например, эмоциональном, — разницы в отношении родителей к детям не обнаружилось. В конечном счёте, говорят учёные, подобные различия могут приводить к тому, что первенцы получают образование более высокого качества и зарабатывают больше, чем их братья и сёстры. Незлая мачеха Злая мачеха — второстепенный, но важный и часто встречающийся персонаж народных сказок. Исследователь Кара Захаричук из Университета Атабаски (Канада) решила проверить, на самом ли деле новая супруга отца вносит в семью разлад и усложняет жизнь приёмным детям. Захаричук пришла к выводу, что злая мачеха, которая ненавидит детей своего мужа, — это обидный и неверный стереотип. Мачехи, по её словам, могут оказать детям необходимую в тяжёлое для них время поддержку и вернуть ощущение целостности семьи, что они и пытаются делать. «Почти каждая мачеха, которая участвовала в исследовании, сообщила, что чувствует себя заменой матери и старается защитить приёмного ребёнка и помочь ему», — отметила Захаричук. Участие новой супруги отца в жизни ребёнка оказалось среди наиболее важных факторов, которые позволяют детям вернуть ощущение семейного очага — наряду с рождением брата или сестры. Кроме того, наиболее травматичным для детей этапом в распаде семьи исследователи называют конфликты родителей до развода, а не сам развод или появление мачехи. Эффект Златовласки Изучая внимание маленьких детей в возрасте 7-8 месяцев, исследователи из Рочестерского университета (США) выяснили, как малыши воспринимают информацию об окружающем мире. Оказалось, что дети отбрасывают как слишком сложные и непонятные вещи, как и чересчур очевидные. Это явление учёные назвали «эффектом Златовласки». В русскоязычном аналоге чешской сказки Машенька, оказавшись в избе трёх медведей, делала выбор «методом исключения» — отбрасывая неподходящие варианты: слишком большую чашку с кашей и чашу с чересчур горячим содержимым, слишком просторную и слишком высокую кровать. Примерно так же дети воспринимают только ту информацию, которую могут усвоить, применив оптимальное количество усилий. Исследователи проверили это, показывая детям анимированные изображения. Если события, происходящие на экране, были слишком предсказуемы, дети быстро теряли интерес и прекращали смотреть. То же самое происходило, если развитие событий оказывалось настолько неожиданным, что уследить за ними детям не удавалось. Учёные пришли к выводу, что малыши, изучая окружающий мир, способны надолго сосредоточиться только на том, что одновременно достаточно сложно и требует усилий для понимания, но при этом не путает настолько, чтобы убить интерес. По словам исследователей, дети сами выбирают, что заслуживает их внимания. Поэтому стараться специально подыскивать ребёнку подходящие занятия не стоит.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl