Исследователи Амстердамского свободного университета выяснили, чем отличается зрительное восприятие информации у детей и взрослых. В качестве объекта наблюдения было выбрано полотно известного художника Винсента Ван Гога. О том, какие результаты получили учёные, — в материале RT.
Группа психологов под руководством профессора Франческо Уокера из Амстердамского свободного университета изучила, чем отличается восприятие картин Ван Гога у детей и взрослых. В музее голландского постимпрессиониста в Амстердаме девять детей в возрасте 11—12 лет и 12 взрослых рассматривали картины голландского художника. За взглядом участников эксперимента следил специальный айтрекинговый прибор, который фиксирует изменение направления взгляда человека. Затем испытуемым предложили внимательно ознакомиться с полотном «Пейзаж в сумерках».
[/h2]
Скорость переключения
Выяснилось, что дети сначала разглядывали яркие, бросающиеся в глаза детали: большие тёмные деревья на светлом фоне или дом на заднем плане. Взрослых больше интересовали фрагменты полотна, где наиболее очевидно проявлялись известные им особенности изобразительной техники художника.
Затем участники эксперимента прослушали аудиолекцию о картине. Когда лектор сказал, что на фрагменте с сеном сохранилась зелёная краска, которую художник использовал для другого пейзажа, внимание детей, в отличие от взрослых, резко переключилось на этот фрагмент. Франческо Уокер утверждает, что таким образом дети демонстрируют способность быстро переключаться от одного типа внимания к другому.
Психологи выделяют два типа внимания. Первый условно называется «снизу-вверх»: человек использует первичные сенсорные данные и фиксирует внимание на ярких, выбивающихся из общей канвы объектах. Этот тип внимания распространён у детей, поэтому их так привлекает броская реклама или яркий принт на футболке незнакомца.
Второй тип — «сверху-вниз»: входящая информация обрабатывается на базе уже известных фактов, и человек сам решает, на чём ему сконцентрировать внимание. Таким образом люди находят в толпе своих друзей или с интересом разглядывают трещинки на «Чёрном квадрате» Малевича. Второй тип внимания характерен для взрослых, причём с возрастом способность использовать первый тип притупляется.
Детский взгляд
Когда дети впервые увидели картину Ван Гога, они ещё ничего не знали о художнике и для них пейзаж был набором цветных пятен. Только прослушав аудиолекцию, они переключили внимание и стали воспринимать полотно в новом информационном контексте. Взрослые же сразу искали на картине подтверждение тому, что раньше узнали о специфической технике художника.
Исследователи полагают, что, взрослея, мы перестаём воспринимать мир непосредственно, а смотрим на всё сквозь призму собственного опыта.
Подростки 11—12 лет уже достаточно большие, чтобы обращать внимание не только на яркие объекты, но ещё недостаточно взрослые, чтобы их восприятию мешал тяжкий груз жизненного опыта. Поэтому они могут легко переключаются от одного типа внимания к другому. Это значительно увеличивает их познавательные способности.
[h2]Зри в кореньПрофессор Уокер решил расширить рамки эксперимента и показал своей четырёхлетней дочери картину Ван Гога «Корни деревьев». Понять, что на ней изображено, не зная названия, весьма проблематично.
Уокер спросил у дочери, что она видит на картине. Девочка стала перечислять цвета: «Зелёный, синий, коричневый». Потом робко сказала, что там, наверное, изображены динозавры. Она продолжала видеть на полотне динозавров даже после того, как Уокер объяснил ей, что Ван Гог нарисовал корни деревьев. Затем профессор сам взглянул на картину… и увидел среди корней зелёную голову тиранозавра.