Новолакский (Ауховский) район Дагестана: уйти нельзя остаться - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Новолакский (Ауховский) район Дагестана: уйти нельзя остаться - «Политика» 03:55 Среда 0 138
18-01-2017, 03:55

Новолакский (Ауховский) район Дагестана: уйти нельзя остаться - «Политика»


Под занавес ушедшего 2016 года глава приграничного с Чечней Новолакского района Дагестана Гаджи Айдиев заявил, что в 2017 году власти Дагестана восстановят на месте Новолакского района существовавший там до 1944 года Ауховский район и вернут туда прежних жителей — чеченцев. В интервью газете «Новое дело» Айдиев отметил, что на сегодняшний момент есть три основных проблемы в Новолакском районе: переименование Новолакского района, восстановление там Ауховского района и переименование сел в местах компактного проживания аварцев. «Уверен, эти три вопроса должны быть решены одновременно, то есть одним решением. Друзья, чеченцы Дагестана — часть нас, и считаю, что мы все должны правильно воспринимать это и поддерживать чеченцев. Поэтому считаю, что Ауховский район должен быть восстановлен», — сказал Айдиев.
Настрой Айдиева на экстенсивное восстановление Ауховского района был воспринят в Дагестане как-то, что в 2017 году республика получит в лице этого восстановления очередную проблему, чреватую обострением межэтнических отношений. Виной будет не Айдиев, который явно руководствуется благими пожеланиями, а то, что проблема Ауха похожа в республике на тяжелую болезнь в терминальной стадии, из года в год чреватую летальным исходом.
Великая «перетасовка» народов
Ауховский район или Аух — географический район в западной части Дагестана, на границе с Чечней, включающий в себя территории нынешних Новолакского, а также отчасти Казбековского, Бабаюртовского и части Хасавюртовского районов Дагестана. Исторически там проживали чеченцы-аккинцы (по-чеченски, аккъой). Частью Дагестана земли чеченцев-аккинцев официально стали в 1921 году, Ауховский район образовался в конце 1943 года, просуществовав до февраля 1944 года. Во время сталинских депортаций чеченцев в феврале 1944 года аккинцы разделили судьбу своих собратьев из Чечено-Ингушетии. Ауховский район был ликвидирован. В бывшие чеченские дома заселили выходцев из горных районов Дагестана: главным образом, аварцев и лакцев. Лакцы заселили, в основном, приграничную крайнюю западную часть Ауха, проходящую по реке Ямансу, на запад от Хасавюрта и восточнее города Гудермес (нынешняя Чеченская Республика). Там образовался Новолакский район с центром в ауле Ярыксу-Аух. Переселение лакцев и аварцев на равнину Ауха совпало с планами тогдашнего руководства Дагестана по повышению производительности сельского хозяйства Дагестанской АССР за счет переселения горного населения на равнинные территории. Точно так же, как и лакцы в Аухе, в рядом лежащий с Аухом Хасавюртовский район в 1952 году были переселены лезгины из высокогорного села Куруш и выходцы с аварских высокогорий. Переселение горцев на равнину было юридически добровольным, но по факту добровольно-принудительным: попытки возвращения в горы, нередкие среди переселенцев, карались принудительной повторной депортацией на равнину, а то и уголовной ответственностью. Горцев Дагестана (например, дидойцев и чамалальцев, жителей альпийского высокогорья на границе с Грузией) переселяли тогда на равнины Чечено-Ингушетии. Впрочем, большинство горцев-переселенцев против навязанной начальством новой родины не возражало. Равнинные территории Новолакского и Хасавюртовского районов не шли ни в какое сравнение с малоземельем и суровым климатом высокогорий. В перспективные территории равнин, которые должны были давать рекордные показатели по сельхозпродукции, советское дагестанское руководство направляло значительные субсидии.
В 1957 году советский лидер Никита Хрущев разрешил депортированным чеченцам вернуться домой. Если чеченцы из Чечено-Ингушской АССР тогда в большинстве своем смогли вернуться к родным очагам, то ситуация с вайнахами-аккинцами сложилась иначе.
Перестройка и распад СССР
Ауховский район (в отличие от ЧИАССР) в 1957 году не был восстановлен как территориальная единица, оставшись с 1944 по настоящий день Новолакским — то есть под этнически чуждым для аккинцев названием. Аккинцам, в отличие от вайнахов из восстановленной ЧИАССР, не разрешили вернуться в свои дома. «Вопрос о размещении чеченцев тогда был решен следующим образом: им были предоставлены земли в Хасавюртовском районе, в то время как в Новолакском районе и селах Ленинаул и Калининаул было решено оставить ранее переселенных туда лакцев и аварцев», — реконструирует в своей статье «переселение народов» в Дагестане 1957 года доцент РГГУ Сергей Маркедонов. Далее ученый указывает на закономерный исход такой политики: копившееся годами недовольство вайнахов-ауховцев, разлученных по приказу советских властей Дагестана с бывшим Аухом, в период горбачевской перестройки вылилось в бурную общественную борьбу аккинцев за восстановление Ауховского района и своих имущественных прав. Звучавшие в контексте этой борьбы претензии порождали во многим горячих чеченских головах ненависть к аварцам и лакцам, которые в 1944 году якобы «понаехали» на чеченские земли. В ДагАССР незадолго до распада Советского Союза властями был начат процесс восстановления Ауховского района (инспирированный во многом перестроечными настроениями среди населения). На съезде народных депутатов ДагАССР в июле 1991 года были проговорены предварительные механизмы этого намерения. Практическим исполнением занялась специальная комиссия правительства ДагАССР во главе с председателем Совета министров республики Абдуразаком Мирзабековым. Начали проводить землеотвод под дома для переселенцев, выделять кредиты для чеченцев-переселенцев и т. д., но процесс был остановлен распадом СССР, объявлением Джохаром Дудаевым независимости Чечни и превращением Северного Кавказа в очередную «горячую точку». Ситуацию ранее подогрел сырой и поспешно принятый Верховным Советом РСФСР в 1990 году «Закон о репрессированных народах» (автором которого был депортированный в 1944 году чеченец Руслан Хасбулатов), спровоцировавший, как и в тогдашнем Крыму, волну самозахватов и конфликтов чеченцев-аккинцев с властями и окружающим населением. Остановленный из-за возникших после распада СССР проблем процесс легальной реставрации Ауха, начатый ранее комиссией премьера Мирзабекова, придал проблеме дополнительную эмоциональную остроту: аккинцы почувствовали себя обманутыми властями Дагестана. Опасность того, что из-за бывшего Ауха Дагестан превратится в новую «Ичкерию», была настолько сильна, что Руслан Хасбулатов и народный депутат Рамазан Абдулатипов (будущий глава Дагестана) осенью 1991 года специально мирили чеченцев и аварцев на переговорах в аварском селе Дылым. Усилия Хасбулатова и Абдулатипова тогда остановили назревавшее кровопролитие, но суть ситуации не изменили. Упоминаемая очевидцами поддержка многими аккинцами действий дудаевских сепаратистов в годы чеченских кампаний — это во многом следствие того, в чем промахнулись тогда в плане Ауха Москва и Махачкала, и как итог — с избытком выиграла продудаевская антироссийская пропаганда.
Кто виноват и что делать
В течение девяностых годов тема Ауха затрагивалась, но постепенно потеряла свое звучание на фоне других, не менее острых и больных для Дагестана проблем. Если точнее, ее искусственно загасили сверху. Что в целом дало ситуации в регионе кратковременное успокоение, но проблемы не решило.
С тех пор каждый новый глава Дагестана от своего предшественника получает вопрос с Аухом в качестве документа из долгого ящика. Ситуация с Аухом не исчерпывается проблемами только Новолакского района и только чеченцами, аварцами и лакцами. Она затрагивает и кумыков. Нынешний глава Дагестана Рамазан Абдулатипов не так давно распорядился восстановить проблему Ауховского района простым способом: переселить в Новолакский район аккинцев, предоставив им дома живущих там лакцев, а лакцам, в свою очередь, выделить на равнине территорию под нововоссозданный Новолакский район. Против этого сразу восстали кумыки: Новолакский район должен был поселиться на землях, которые рассматриваются кумыками как свои исторические территории. Кроме того, такой переезд, образно говоря, сыпал кумыкам соль на старые раны. Как отмечает упомянутый выше эксперт-кавказовед Сергей Маркедонов, «еще в советский период территории традиционного проживания кумыков стали объектом миграционной активности других дагестанских этносов (аварцев, даргинцев, лакцев)», в результате чего численность кумыков там заметно сократилась. На некоторых землях, где в 1930-х годах кумыки составляли порядка 70%, к началу 1990-х годов они стали составлять четвертую часть населения. «В начале 1990-х годов представители кумыкского движения начали блокировать стройплощадки домов для лакцев-переселенцев, создавать палаточные городки и проводить акции протеста. В результате массовое переселение лакцев удалось затормозить.
Но и это еще не все. Аварцы из бывших сел Ауховского района (ныне они находятся под юрисдикцией Казбековского района) выступают за сохранение имеющегося статус-кво, то есть против полного восстановления прежнего национального района чеченцев-аккинцев в границах 1944 года". Проблема Ауха, как говорится, с тех пор живет и болит, и сказать ей «нет» невозможно. Чеченцы продолжают требовать неукоснительного исполнения решений III съезда народных депутатов Дагестана июля 1991 года и восстановления Ауховского района с историческими названиями населенных пунктов. Лакцы требуют придать программе их переселения приоритетное значение, гарантировать качественное финансирование и регулирование правового статуса переселенцев.
Примерно три с половиной года назад в Дагестане появилось беспокойство, что решение Абдулатипова восстановить Аух было якобы продиктовано Москвой, которая будто бы намерена отторгнуть Новолакский и Хасавюртовский районы Чечне, с целью повысить роль Рамзана Кадырова. Эти кажущиеся конспирологией опасения на самом деле имеют рациональное зерно: равнинные части Дагестана к востоку от Чечни (включая Кизлярский район) — это давнее место активной деятельности чеченского бизнеса, и чеченцы давно воспринимают тот же Хасавюрт как фактический район Чечни внутри Дагестана. Глава организации «Новое поколение — Вайнах» Султан Касимов не так давно заявил в своем интервью, что такое восприятие разделяют и в Дагестане: «В подсознании любого человека в Дагестане, в том числе и человека из правительства, Хасавюрт и Хасавюртовский округ — это уже Чечня».
В этом же интервью, данном в 2014 году, Касимов сразу предположил, что Абдулатипов, изъявив намерение восстановить Ауховский район, постарается не сделать это в ущерб аварцам из бывшего Ауха, которые с 1944 года проживают в Казбековском районе. Тем более, что с юридической точки зрения эти аварцы оказались в более ущемленном положении, чем те же лакцы. Если восстанавливать Аух в границах до 1944 года (как этого требует чеченская сторона), то казбековские (бывшие ауховские) аварцы окажутся крайними, и воспримут своего соплеменника Абдулатипова как предателя. Из этого Касимов сделал почти четыре года назад вывод, что заявленный в начале своего срока Абдулатиповым процесс восстановления Ауха — дело неопределенного будущего. Чеченский общественник оказался прав.
«Власти Дагестана ничего не сделали»
В силу многих обстоятельств и замороженных много лет назад проблем, Махачкала в плане Ауха «сказала „А“». В качестве алгоритма для воссоздания решили оставить проект по переносу Новолакского района с его жителями-лакцами вглубь центральной равнинной части, а на «старое место» селить чеченцев — аккинцев. По дагестанскому телевидению в 2014 годах прошли телесюжеты с заснятыми строящимися коттеджами для бывших новолакских лакцев. В силу многих обстоятельств и проблем (не только экономических, но и межэтнических), за давним «А» так и не послеловало «Б».
Это затягивание все больше превращает проснувшиеся в 2013 году надежды аккинцев в переполенное эмоциями ощущение того, что их в очередной раз обманули. Эти чувства, в частности, отражены в видеообращении к президенту России Владимиру Путину, выпущенном весной 2016 года инициативной группой чеченцев-аккинцев. «Три года назад Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов обещал восстановить Ауховский район. Три года прошло — власти Дагестана по этому вопросу ничего не сделали. Почему? Потому что наши письма, наши жалобы не доходят до места назначения. Вопрос восстановления Ауховского района тянется с 1957 года. Наши деды, наши отцы, мечтая прожить хоть одну ночь на земле предков, ушли из жизни. Теперь очередь дошла до детей-чеченцев, родившихся в депортации, а в 1957 году лишенных права обосноваться в родительских домах», — говорилось в обращении. Здесь необходимо указать, что авторы обращения апеллировали к почтенному возрасту детей депортантов: им, родившимся в период 1944—1956 годов, сейчас 60 лет и более. Это был явный намек на то, что в Дагестане попирают священный для Кавказа обычай уважения старшего поколения. Чеченские общественники сетовали: вайнахи — депортанты из Ауховского района сегодня в более худшем положении, чем курды или турки-месхетинцы. «Если у последних на международном уровне есть какой- то политический правовой статус, то у чеченцев-ауховцев такого статуса до сих пор нет», — говорилось в обращении.
Видеоролик был выпущен по совету и при поддержке структур, названных авторами обращения «международными правозащитными организациями, которые обеспечивают наши права». С учетом специфического подхода правозащитных структур к кавказским проблемам, крайними за нерешенные проблемы ауховцев в медийной сфере выставляются не только местные и федеральные чиновники. Как и в девяностых годах, то там то здесь появляются анонимные публикации, где «стрелки» за то, что аккинцев в феврале 1944 года отправили в Казахстан и с тех пор не дают вернуться к могилам отцов, переводятся на ныне живущих лакцев и аварцев. Усилия авторов (явных провокаторов) довольно часто достигают цели. Некоторым представителям чеченской аудитории импонируют звучащие из Дагестана нетипичные для этого региона высказывания о том, что лакцам лучше уехать из Новолакского района, потому что это не их земля, а чеченская. Так, в частности, высказывается Джабраил Хачилаев — близкий к салафитам общественник, родной брат известного ваххабита Надиршаха Хачилаева. Хачилаев по национальности — лакец.
«Свои дома лакцы не отняли у чеченцев»
Это успех провокаторов среди эмоционально разгоряченных чеченцев отметила в своем комментарии для «NOVOSTI-DNY»,> лачка Казима Булаева — доктор биологических наук, специалист по генетике народов Северного Кавказа, с 2016 года проживающая и работающая в США.
«Почему чеченцы могут жить в Хасавюрте со многими нациями вместе, жить вместе с лакцами в своих бывших селах в Новолакском районе, а теперь требуют зачистки Новолакского района от лакцев? — говорит Булаева. — Разве не лакцы обустраивали с 1944 года Ауховский район, ставший Новолакским? И что изменится для чеченцев, если они в новосозданном Аухе будут жить вместе с лакцами? Аух, который Новолак, как был, так и останется частью Дагестана». Казима Булаева крайне недовольна методом восстановления Ауха за счет переселения лакцев из «старого» Новолакского района в «новый». «Кто и на основании какой статьи Конституции России имеет право выселять лакцев из Новолакского района, даже если его назовут Ауховским. Ауховский район существовал всего несколько месяцев до депортации чеченцев-аккинцев. А как в бывшем Аухе, а потом Новолаке, оказались в 1944 году лакцы? Их туда переселили после того, как разрушили их древние аулы. Таким же образом, из разрушенных отцовских домов в горах, в Аухе появились аварцы. А чеченских домов в Аухе в 1944 году никто не разрушал. Этих домов сейчас там и не осталось. До 1944 года чеченцы Ауха жили в саманных домах, которые со временем стали негодны для проживания. Свои дома лакцы и аварцы из Новолакского района не отняли у чеченцев, а построили себе сами».
Булаева отметила, что территория для лакцев и аварцев, которых намерены переселять — строящаяся агломерация «Новострой» в Кумторкалинском районе Дагестана к северу от Махачкалы — расположена на прилегающем к побережью Каспия заболоченном участке Кумыкской низменности. «Там будет трудно адаптироваться людям, привыкшим к климату Новолака. В таком климате, как в Новострое, все больные сердечно-сосудистыми заболеваниями и органами дыхания могут долго не вытерпеть. Лакцы из Новолака имеют право выбора: тем, кому климат Новостроя вреден, или кто не захочет переселяться, имеют право остаться в своих домах в Новолаке, вместе с переселенцами- чеченцами, аварцами и так далее. Все они — граждане России».
Северо-Кавказская редакция «NOVOSTI-DNY»

Под занавес ушедшего 2016 года глава приграничного с Чечней Новолакского района Дагестана Гаджи Айдиев заявил, что в 2017 году власти Дагестана восстановят на месте Новолакского района существовавший там до 1944 года Ауховский район и вернут туда прежних жителей — чеченцев. В интервью газете «Новое дело» Айдиев отметил, что на сегодняшний момент есть три основных проблемы в Новолакском районе: переименование Новолакского района, восстановление там Ауховского района и переименование сел в местах компактного проживания аварцев. «Уверен, эти три вопроса должны быть решены одновременно, то есть одним решением. Друзья, чеченцы Дагестана — часть нас, и считаю, что мы все должны правильно воспринимать это и поддерживать чеченцев. Поэтому считаю, что Ауховский район должен быть восстановлен», — сказал Айдиев. Настрой Айдиева на экстенсивное восстановление Ауховского района был воспринят в Дагестане как-то, что в 2017 году республика получит в лице этого восстановления очередную проблему, чреватую обострением межэтнических отношений. Виной будет не Айдиев, который явно руководствуется благими пожеланиями, а то, что проблема Ауха похожа в республике на тяжелую болезнь в терминальной стадии, из года в год чреватую летальным исходом. Великая «перетасовка» народов Ауховский район или Аух — географический район в западной части Дагестана, на границе с Чечней, включающий в себя территории нынешних Новолакского, а также отчасти Казбековского, Бабаюртовского и части Хасавюртовского районов Дагестана. Исторически там проживали чеченцы-аккинцы (по-чеченски, аккъой). Частью Дагестана земли чеченцев-аккинцев официально стали в 1921 году, Ауховский район образовался в конце 1943 года, просуществовав до февраля 1944 года. Во время сталинских депортаций чеченцев в феврале 1944 года аккинцы разделили судьбу своих собратьев из Чечено-Ингушетии. Ауховский район был ликвидирован. В бывшие чеченские дома заселили выходцев из горных районов Дагестана: главным образом, аварцев и лакцев. Лакцы заселили, в основном, приграничную крайнюю западную часть Ауха, проходящую по реке Ямансу, на запад от Хасавюрта и восточнее города Гудермес (нынешняя Чеченская Республика). Там образовался Новолакский район с центром в ауле Ярыксу-Аух. Переселение лакцев и аварцев на равнину Ауха совпало с планами тогдашнего руководства Дагестана по повышению производительности сельского хозяйства Дагестанской АССР за счет переселения горного населения на равнинные территории. Точно так же, как и лакцы в Аухе, в рядом лежащий с Аухом Хасавюртовский район в 1952 году были переселены лезгины из высокогорного села Куруш и выходцы с аварских высокогорий. Переселение горцев на равнину было юридически добровольным, но по факту добровольно-принудительным: попытки возвращения в горы, нередкие среди переселенцев, карались принудительной повторной депортацией на равнину, а то и уголовной ответственностью. Горцев Дагестана (например, дидойцев и чамалальцев, жителей альпийского высокогорья на границе с Грузией) переселяли тогда на равнины Чечено-Ингушетии. Впрочем, большинство горцев-переселенцев против навязанной начальством новой родины не возражало. Равнинные территории Новолакского и Хасавюртовского районов не шли ни в какое сравнение с малоземельем и суровым климатом высокогорий. В перспективные территории равнин, которые должны были давать рекордные показатели по сельхозпродукции, советское дагестанское руководство направляло значительные субсидии. В 1957 году советский лидер Никита Хрущев разрешил депортированным чеченцам вернуться домой. Если чеченцы из Чечено-Ингушской АССР тогда в большинстве своем смогли вернуться к родным очагам, то ситуация с вайнахами-аккинцами сложилась иначе. Перестройка и распад СССР Ауховский район (в отличие от ЧИАССР) в 1957 году не был восстановлен как территориальная единица, оставшись с 1944 по настоящий день Новолакским — то есть под этнически чуждым для аккинцев названием. Аккинцам, в отличие от вайнахов из восстановленной ЧИАССР, не разрешили вернуться в свои дома. «Вопрос о размещении чеченцев тогда был решен следующим образом: им были предоставлены земли в Хасавюртовском районе, в то время как в Новолакском районе и селах Ленинаул и Калининаул было решено оставить ранее переселенных туда лакцев и аварцев», — реконструирует в своей статье «переселение народов» в Дагестане 1957 года доцент РГГУ Сергей Маркедонов. Далее ученый указывает на закономерный исход такой политики: копившееся годами недовольство вайнахов-ауховцев, разлученных по приказу советских властей Дагестана с бывшим Аухом, в период горбачевской перестройки вылилось в бурную общественную борьбу аккинцев за восстановление Ауховского района и своих имущественных прав. Звучавшие в контексте этой борьбы претензии порождали во многим горячих чеченских головах ненависть к аварцам и лакцам, которые в 1944 году якобы «понаехали» на чеченские земли. В ДагАССР незадолго до распада Советского Союза властями был начат процесс восстановления Ауховского района (инспирированный во многом перестроечными настроениями среди населения). На съезде народных депутатов ДагАССР в июле 1991 года были проговорены предварительные механизмы этого намерения. Практическим исполнением занялась специальная комиссия правительства ДагАССР во главе с председателем Совета министров республики Абдуразаком Мирзабековым. Начали проводить землеотвод под дома для переселенцев, выделять кредиты для чеченцев-переселенцев и т. д., но процесс был остановлен распадом СССР, объявлением Джохаром Дудаевым независимости Чечни и превращением Северного Кавказа в очередную «горячую точку». Ситуацию ранее подогрел сырой и поспешно принятый Верховным Советом РСФСР в 1990 году «Закон о репрессированных народах» (автором которого был депортированный в 1944 году чеченец Руслан Хасбулатов), спровоцировавший, как и в тогдашнем Крыму, волну самозахватов и конфликтов чеченцев-аккинцев с властями и окружающим населением. Остановленный из-за возникших после распада СССР проблем процесс легальной реставрации Ауха, начатый ранее комиссией премьера Мирзабекова, придал проблеме дополнительную эмоциональную остроту: аккинцы почувствовали себя обманутыми властями Дагестана. Опасность того, что из-за бывшего Ауха Дагестан превратится в новую «Ичкерию», была настолько сильна, что Руслан Хасбулатов и народный депутат Рамазан Абдулатипов (будущий глава Дагестана) осенью 1991 года специально мирили чеченцев и аварцев на переговорах в аварском селе Дылым. Усилия Хасбулатова и Абдулатипова тогда остановили назревавшее кровопролитие, но суть ситуации не изменили. Упоминаемая очевидцами поддержка многими аккинцами действий дудаевских сепаратистов в годы чеченских кампаний — это во многом следствие того, в чем промахнулись тогда в плане Ауха Москва и Махачкала, и как итог — с избытком выиграла продудаевская антироссийская пропаганда. Кто виноват и что делать В течение девяностых годов тема Ауха затрагивалась, но постепенно потеряла свое звучание на фоне других, не менее острых и больных для Дагестана проблем. Если точнее, ее искусственно загасили сверху. Что в целом дало ситуации в регионе кратковременное успокоение, но проблемы не решило. С тех пор каждый новый глава Дагестана от своего предшественника получает вопрос с Аухом в качестве документа из долгого ящика. Ситуация с Аухом не исчерпывается проблемами только Новолакского района и только чеченцами, аварцами и лакцами. Она затрагивает и кумыков. Нынешний глава Дагестана Рамазан Абдулатипов не так давно распорядился восстановить проблему Ауховского района простым способом: переселить в Новолакский район аккинцев, предоставив им дома живущих там лакцев, а лакцам, в свою очередь, выделить на равнине территорию под нововоссозданный Новолакский район. Против этого сразу восстали кумыки: Новолакский район должен был поселиться на землях, которые рассматриваются кумыками как свои исторические территории. Кроме того, такой переезд, образно говоря, сыпал кумыкам соль на старые раны. Как отмечает упомянутый выше эксперт-кавказовед Сергей Маркедонов, «еще в советский период территории традиционного проживания кумыков стали объектом миграционной активности других дагестанских этносов (аварцев, даргинцев, лакцев)», в результате чего численность кумыков там заметно сократилась. На некоторых землях, где в 1930-х годах кумыки составляли порядка 70%, к началу 1990-х годов они стали составлять четвертую часть населения. «В начале 1990-х годов представители кумыкского движения начали блокировать стройплощадки домов для лакцев-переселенцев, создавать палаточные городки и проводить акции протеста. В результате массовое переселение лакцев удалось затормозить. Но и это еще не все. Аварцы из бывших сел Ауховского района (ныне они находятся под юрисдикцией Казбековского района) выступают за сохранение имеющегося статус-кво, то есть против полного восстановления прежнего национального района чеченцев-аккинцев в границах 1944 года

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl