По сообщениям ряда СМИ США, администрация президента Дональда Трампа ведет переговоры с Джоном Хантсмэном (Jon Huntsman Jr.) о возможном выдвижении его кандидатуры на должность посла в России. Согласно американской конституции, для назначения кандидат должен быть утвержден сенатом США. Кроме того, кандидату потребуется получить от российских властей агреман, то есть, предварительное согласие (виза послам не требуется). Без получения агремана дипломатический представитель не может быть назначен.
Ранее на этой неделе в одном из ведущих американских изданий сообщалось, что переговоры с Хантсмэном велись на предмет назначения его «вторым лицом в государственном департаменте». В американском госдепе эта должность называется Deputy Secretary of State, но, строго говоря, переводить ее следует как «первый заместитель госсекретаря», поскольку он «служит в качестве главного заместителя, советчика и „второго я“ государственного секретаря, а также исполняет обязанности госсекретаря в его отсутствие». Ходили также слухи — в вашингтонских коридорах власти без них никуда, — что кандидатуру Хантсмэна рассматривали и на должность первого лица в госдепе до того, как не было принято окончательное решение назначить на этот пост Рекса Тиллерсона.
Выбор Хантсмэна — если это, конечно, произойдет — будет не вполне, что ли, нормален. Ведь кого обычно американские президенты назначают на должности послов? Это, прежде всего, специалисты по смене режимов. Яркие примеры — Роберт Форд, посол в Сирии, и Джеффри Пайет на Украине. Да и биография нынешнего посла США в РФ Джона Теффта весьма примечательна. И как ему только агреман дали? (Непосвященным надо иметь в виду, что американский госдеп это вовсе не аналог нашего рафинированного МИДа. В структуре госдепа присутствует т.н. «Бюро разведки и иследований» (Bureau of Intelligence and Research), которое входит в разведывательное сообщество США, и там сидят самые настоящие шпионы — не только црушные и румошные, но свои госдеповские, — у которых руки по локоть в крови, которые в десятках стран объявлены personae non grata. Для дураков утверждается, что, в отличие от ЦРУ, это госдеповское бюро — строго аналитический орган. Сами послы, кстати, в соответствии с уложениями госдепа, в странах пребывания руководят деятельностью всех органов исполнительной власти США, в том числе, и разведывательно-подрывных. Исключение составляют военные администрации (это на оккупированных территориях и базах) и (надо же!) корреспонденты «Голоса Америки».)
Очень любят президенты США направлять в заморские страны своих приближенных, хороших знакомых и доноров их избирательных кампаний. Washington post как-то взялась и подсчитала, что Обама назначил, в основном, в Западную Европу, послами 23 своих фандрейзеров и 21 политических донора. И только 36 — карьерных дипломатов.
И вдруг Трамп рассматривает кандидатуру человека, мягко говоря, не совсем ему лично лояльного. Ведь, Хантсмэн, который в ходе президентской гонки поначалу поддерживал Трампа, во время скандала с магнитофонными записями 2005 года — это, когда будущий президент объяснял собеседнику за какие места надо брать представительниц женского пола, чтобы те становились посговорчивее — заявил, что Трампу следует от избрания отказаться, передав бразды правления предвыборной гонкой Майку Пенсу. Тут-то встает вопрос: Не Пенса ли это человек?
И, вообще, что это за человек, этот Хантсмэн?
Родился 26 марта 1960-го. Папа — Джон Хантсмэн-старший — миллиардер, служил, в том числе, и специальным помощником президента Ричарда Никсона. В это время, побывав в Белом доме, 11-летнего Джона Генри Киссинджер как-то посвятил о своей тайной миссии в Китай (это — когда он вбивал клин в отношения между нами и китайцами).
В 23 года (1983 год) Джон уже трудился помощником в Белом доме при президенте Рейгане. В 1988 году был делегатом на Национальном конвенте Республиканской партии. При Буше-отце, с 1989 года по 1990 был третьестепенным замом секретаря Управления внешней торговли, а затем на аналогичной должности, но в материнском ведомстве — министерстве торговли.
В июне 1992 года Буш назначил его послом Сингапуре. (Джон был председателем комитета по сбору средств для президентской кампании Буша в штате Юта и собрал, с его слов, всего-то 2 000 долларов.) Сенат его тогда утвердил единогласно. На тот момент Хантсмэн стал самым молодым послом США за предыдущие 100 лет.
Буш-сын в марте 2001 года назначил Хантстмэна одним из двух первых замов Торгового представителя США. В этой должности он прослужил до 2003 года. Говорят, что ради этого поста Хантсмэн отказался от назначения на должность посла в Индонезии.
В ноябре 2004 года Хантсмэн избирается на должность губернатора штата Юта. За него отдали голоса 58 процентов. Будучи губернатором, в качестве приоритетов выдвигал развитие экономики, реформу здравоохранения с упором на частную практику и энергетическую безопасность. Выступал за снижение налогов.
Во время президентской гонки 2008 года Хантсмэн поддерживал Джона Маккейна в то время, как большинство населения штата и все политики-мормоны (к этому мы вернемся) выступали за Митта Ромни. На конвенте в том же году Хантсмэн выступил с речью, представляя Сару Пэйлин в качестве кандидата вице-президенты.
В августе 2009 года по представлению президента Барака Обамы сенат — вновь единогласно — утвердил Хантсмэна послом в Китай. В феврале 2011 года «оказался» в Пекине на месте заранее спланированного митинга в рамках «жасминовой революции». 20 февраля был запечатлен на видео в тот момент, когда в в одном из торговых центров шел митинг с призывами к организации крупной демонстрации. Сказал, что «просто посмотреть вышел». На некоторых китайских сайтах после этого были размещены обвинения в том, что США и их посол предпринимали попытки организации революции в Китае.
30 апреля 2011 года ушел в отставку с должности посла в Китае, как тогда было сказано, чтобы «изучить возможность участия в президентской гонке 2012 года». В июне 2011-го формально вступил в гонку, даже сформировал штаб-квартиру. Но уже в январе 2012-го из гонки выбыл и заявил о поддержке Митта Ромни.
В ноябре 2012 года в СМИ США ходили версии о том, что Ханстмэн может сменить Хилари Клинтон на посту госсекретаря. Как известно, этого не случилось.
В январе 2014 года Хантсмэн был назначен главой «Атлантического совета». Это — пронатовский «исследовательский», читай, пропагандистско-идеологический центр, входящий в состав зонтичной организации «Ассоциации Атлантического договора» Atlantic Treaty Association. Любили привечать (пока они руководят своими странами) Михаила Саакашвили, Арсения Яценюка и Вайру Вике-Фрайдергу.
Американские обозреватели Хантсмэна характеризуют как «умеренно-консервативного технократа-оптимиста» право-центристского толка .
По вероисповеданию — последователь «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней». Проще говоря, мормон. Хотя сами последователи этого течения и называют себя христианами, в США, где даже сайентологию признают в качестве религии, их часто называют культом.
Несмотря на то, что у мормонов не просто разрешено, но и поощряется многоженство, у Джона Хантсмэна-младшего одна жена — Мэри Кэй (Mary Kaye). Вместе они воспитывают семерых детей, включая двух приемных — по одному из Китая и Индии.